Меню

341 двигатель дизель генератора

Дизельный ВАЗ или история двигателя ВАЗ-341

Дизельный ВАЗ — звучит неплохо. Преимущества мотора на тяжелом топливе очевидны. Но к сожалению, в нашей стране, легковому дизелю уделяли слишком мало внимания. А когда этой проблемой все таки занялись, было уже слишком поздно.

Дизельный ВАЗ как ответ новым условиям

Чтобы понять проблему, обратимся к ее истокам. В СССР необходимость в легковом дизеле была незначительна. Так как стоимость бензина, сводила на нет экономическую целесообразность разработки такого мотора. В стране, где топливо было настолько дешевым, никому и в голову не приходило выпускать дизели для легковых машин. Однако эта необходимость довольно быстро появилась.

В 1980 году стало понятно, что стране без легкового дизеля не обойтись. Поэтому ВАЗу было поручено такой двигатель создать. Прежде всего его планировалось устанавливать в четверки и Нивы, а также на переднеприводные Самары. В перспективе это могло значительно улучшить экспортный потенциал советских автомобилей, да и внутри страны они пришлись бы очень кстати. Сказывались назревающие экономические проблемы.

ВАЗ-341

Работы проходили довольно сложно. В будущем двигателе, который получил название ВАЗ-341, предполагалось использовать максимальное количество серийных деталей. К примеру, блок цилиндров был позаимствован от двигателя ВАЗ-2103, а коленчатый вал от Нивы.

Конструктивно мотор напоминал дизельные агрегаты Фольксваген тех лет. Но в отличие от немецких коллег, советские инженеры не располагали подходящей топливной аппаратурой. Как следствие, была использована аппаратура от компании Bosch. Тем не менее в 1984 году двигатель ВАЗ-341 был готов.

Дизель объемом 1,45 литра получился очень маломощным, при 4800 об/мин он развивал всего 53 л.с. Даже для середины 80-х это считалось довольно низким показателем.

ВАЗ-341 для ВАЗ-2105

Для государственных испытаний завод изготовил всего 20 прототипов. Все они были установлены в ВАЗ-2105 (машины получили индекс ВАЗ-21055). В 1988 году моторы успешно их проходят. Тем временем на ВАЗе пускали в серию Самары и завод попросту не потянул финансовые затраты для пуска мотора в производство и проект отложили.

В середине 90-х проектом заинтересовался Барнаульский завод Барнаултрансмаш, который выпускал судовые двигатели. Заводу были необходимы новые рынки сбыта, в условиях падения спроса на основную продукцию.

В 1999 году БТМ начал серийное производство мотора ВАЗ-341. Готовые блоки цилиндров и другие детали прибывали в Барнаул из Тольятти. Двигатели собирали в ручную, а потом их отправляли обратно в Тольятти на установку. Так как мотор получился тяжелее чем стандартный, на дочернем предприятии дизельным четверкам устанавливали усиленные пружины передней подвески и отдельный вакуумный усилитель тормозов.

Двигатель ВАЗ-341

Между тем экономичность двигателя получилось весьма неплохой, около 7 литров на 100 км., что не сказать о надежности. ВАЗ-341 мог отказать уже на пробеге 30 — 40 тысяч! Сказывалась низкая надежность поршней и блока цилиндров. Впоследствии завод доработал конструкцию и отказов стало меньше, но двигатель уже было не спасти.

Подводя итог можно сказать что низкая надежность и высокая стоимость сделали этот мотор неактуальным. Всего завод выпустил 6 тысяч дизельных Жигулей.

Источник

«ВАЗ-3431»: турбодизель для Жигулей и Нивы

ВАЗ-343 , это перспективный дизельный двигатель, который должен был поступить в производство еще в 2000-х. Но к сожалению по различным причинам этого так и не произошло.

Еще в конце 80-х годов, специалисты Волжского автозавода создали 1,5 литровый дизельный двигатель ВАЗ-341. На его основе завод принял решение создать целую линейку моторов различной мощности и объема. Так двигатель с увеличенным до 1,8 литра объемом получил индекс ВАЗ-343, а версия с турбокомпрессором ВАЗ-3431 .

Базовый двигатель

ВАЗ-341 представлял собой дизельный двигатель объемом 1,45 литра и мощностью всего 53 л.с. В 1988 году, мотор прошел приемочные испытания и был готов к производству. Но распад страны планам помешал и проект отложили, до лучших времен.

В 1995 году, мором заинтересовался завод Барнаултрансмаш. Там совместно с инженерами из Тольятти двигатель был слегка модернизирован. Специалисты увеличили до 1,52 литра рабочий объем, оптимизировали фазы газораспределения и настойки топливной аппаратуры. В 1999 году в Барнауле начинается мелкосерийное производство мотора.

ВАЗ-343 для Жигулей и Нивы

Предполагалось что в 2002 году, начнется выпуск двигателя ВАЗ-343. Он был основан на 341-ом моторе у которого за счет увеличения диаметра цилиндров до 82 мм, был увеличен рабочий объем. В остальном они были идентичны.

В результате мощность мотора увеличилась до 63 л.с., а крутящий момент составил 114 Н·м. Также путем установки турбокомпрессора НАМИ, мощность увеличилась до 75 л.с., и 147 Н·м крутящего момента. Немного позднее моторы должны были получить интеркулер, что увеличило бы их срок службы и характеристики.

Успешные испытания и перспективы

Испытания моторов показали их высокие характеристики. Для их проведения, в ВАЗ-2104 был установлен безнаддувный двигатель, а в ВАЗ-21315 Нива турбированный ВАЗ-3431.

Автомобили уверенно передвигались в потоке, особенно Нива. Благодаря турбокомпрессору который включался в работу уже с 1800 об/мин, она имела очень неплохую динамику. Вдобавок, моторы отличались умеренным аппетитом. К примеру, «четверка» расходовала не более 6 литров на 100 км, а Нива восьми. Но несмотря на это серийный выпуск так и не был налажен.

Причин было несколько. Во-первых, низкая заинтересованность Волжского автозавода. Менеджмент предприятия не предполагал высокого спроса на двигатель, потому вкладывать средства в производство считалось не целесообразным. Во-вторых, невысокая надежность моторов, особенно на первых порах.

В 2003 году Барнаултрансмаш выпустил последний двигатель ВАЗ-341 , на чем программа по дизельным двигателям для легковых автомобилей ВАЗ была закрыта.

Источник

Ваз 341 дизель технические характеристики

Одним из значительных упущений российской автомобильной промышленности является отсутствие массового легкового дизеля. Ввиду этого местным производителям приходится использовать иностранные аналоги. Разработки таких моторов начались лишь во второй половине прошедшего века, и массовый вариант все еще не появился. Далее рассмотрены дизели на автомобилях ВАЗ.

Предпосылки

Первые экспериментальные дизельные легковые автомобили появились в Европе в 30-х гг. прошедшего века. В СССР это произошло значительно позже по нескольким причинам.

Во-первых, такие силовые агрегаты сложнее в производстве в сравнении с бензиновыми аналогами.

Во-вторых, дизели того времени значительно отставали от них по производительности.

В-третьих, моторы на солярке имели ярко выраженные негативные эксплуатационные качества: высокий уровень шума, проблемы холодного запуска, низкая экологичность.

В-четвертых, в те времена бензин был очень дешевым, поэтому даже некоторая тяжелая техника была оснащена бензиновыми моторами. По данным причинам дизели в основном использовали на тяжелых машинах, где они были более актуальны, чем бензиновые двигатели, благодаря тяговитости.

Одним из первых советских легковых автомобилей, получивших дизельный мотор, стал ГАЗ-21, и то его экспортный аналог: в 60-х гг. в Бельгии машину оснащали несколькими вариантами атмосферных двигателей иностранного производства.

В 70-е гг. началось активное распространение дизелей на машинах малого и среднего классов. Основной причиной этого стал энергетический кризис 1973 г. Легковые моторы на солярке к тому времени значительно развились. Они превосходили бензиновые аналоги по экономичности и долговечности в 1,5-2 раза, благодаря большей прочности деталей. Производительность также повысили путем использования турбин.

«ВАЗ-3431»: турбодизель для Жигулей и Нивы

, это перспективный дизельный двигатель, который должен был поступить в производство еще в 2000-х. Но к сожалению по различным причинам этого так и не произошло.

Еще в конце 80-х годов, специалисты Волжского автозавода создали 1,5 литровый дизельный двигатель ВАЗ-341. На его основе завод принял решение создать целую линейку моторов различной мощности и объема. Так двигатель с увеличенным до 1,8 литра объемом получил индекс ВАЗ-343, а версия с турбокомпрессором ВАЗ-3431

Первый вазовский дизель

На Волжском автомобильном заводе разработку дизелей для легковых моделей начали в 80-е гг. Конструкторами было решено строить мотор с использованием производимых по бензиновой технологии деталей, опробованных на проекте 2108. Перед ними возникла проблема отсутствия топливной аппаратуры для легковых дизелей.

В результате на основе блока 2103 создали атмосферный силовой агрегат ВАЗ-341 объемом 1,45 л и мощностью 55 л. с. Он отличается предкамерной конструкцией, подразумевающей смесеобразование не в зоне поршня, а в отдельной камере. Электроника отсутствовала. Распределение топлива по цилиндрам осуществлялось топливным насосом высокого давления. По конструкции дизель ВАЗ похож на моторы Ford и Volkswagen начала 80-х гг. Упоминается, что двигатель последнего и был взят за образец при разработке.

По результатам испытаний подтвердилось, что недопустимо использовать стандартные «бензиновые» запчасти. Дизель ВАЗ, как и прочие моторы такого типа, характеризуется повышенными нагрузками из-за большей степени сжатия. Ввиду этого многим элементам недоставало прочности, особенно кривошипно-шатунному механизму и поршневой группе. Ситуацию усугубляла низкая точность изготовления.

На основе этого в 1984 г. было решено создать дизель объемом 1,7 л на основе ВАЗ-2106 с использованием элементов 21083.

В 1986 г. создали турбированный вариант 3411 производительностью 65 л. с. и 114 Нм и выпустили две оснащенных им «Нивы» с индексом 21215. Однако вскоре они вышли из строя.

И все же, ВАЗ-2105 с 341-м двигателем, получившим индекс 21055, прошел государственные испытания в 1986-1988 г. Однако, несмотря на унификацию мотора с бензиновым, машину не запустили в производство. Это было обусловлено многими причинами. Одна из основных — отсутствие государственной финансовой поддержки.

Дизельный ВАЗ как ответ новым условиям

Чтобы понять проблему, обратимся к ее истокам. В СССР необходимость в легковом дизеле была незначительна. Так как стоимость бензина, сводила на нет экономическую целесообразность разработки такого мотора. В стране, где топливо было настолько дешевым, никому и в голову не приходило выпускать дизели для легковых машин. Однако эта необходимость довольно быстро появилась.

В 1980 году стало понятно, что стране без легкового дизеля не обойтись. Поэтому ВАЗу было поручено такой двигатель создать. Прежде всего его планировалось устанавливать в четверки и Нивы, а также на переднеприводные Самары. В перспективе это могло значительно улучшить экспортный потенциал советских автомобилей, да и внутри страны они пришлись бы очень кстати. Сказывались назревающие экономические проблемы.


ВАЗ-341

Работы проходили довольно сложно. В будущем двигателе, который получил название ВАЗ-341, предполагалось использовать максимальное количество серийных деталей. К примеру, блок цилиндров был позаимствован от двигателя ВАЗ-2103, а коленчатый вал от Нивы.

Конструктивно мотор напоминал дизельные агрегаты Фольксваген тех лет. Но в отличие от немецких коллег, советские инженеры не располагали подходящей топливной аппаратурой. Как следствие, была использована аппаратура от компании Bosch. Тем не менее в 1984 году двигатель ВАЗ-341 был готов.

Дизель объемом 1,45 литра получился очень маломощным, при 4800 об/мин он развивал всего 53 л.с. Даже для середины 80-х это считалось довольно низким показателем.

Серия дизелей

В следующий раз за разработку дизельных моторов ВАЗ взялся в 1996 г. совместно с «БарнаулТрансМашем». Условия сотрудничества предполагали, что второе предприятие будет производить силовые агрегаты разработки ВАЗ. Было создано семейство из трех двигателей.

Начальным стал 341-й мотор, увеличенный до 1,52 л объема. Более производительный двигатель 343 имел объем 1,8 л. Самый мощный вариант — это тот же дизель ВАЗ, оснащенный турбиной IHI, с индексом 3431. Моторы получили топливную аппаратуру Bosch.

В соответствии с этим разработали гамму дизельных модификаций стандартных моделей. Такие двигатели планировали использовать на утилитарных машинах. Так, универсалы 21045 и 21048 планировали оснастить безнаддувными вариантами 341 и 343 соответственно. На «Нивы» 21215-50 и 21215-70 предполагалось установить 1,8 л атмосферный и турбированный моторы соответственно, на ВАЗ-21315 — только 3431.

К 2000 г. барнаульский завод освоил выпуск данных дизельных двигателей, и в рамках опытно-промышленного производства началась установка дизеля на ВАЗ-2104 и 2105. Такие автомобили выпускали небольшими партиями.

Несмотря на низкую производительность, мотор подошел машинам. При скромных показателях бензинового силового агрегата снижение динамики было не особо значимо для таких моделей, но экономичность заметно возросла. При этом мотор имел те же проблемы, что и первый 341-й дизель ВАЗ: вследствие низкой механической прочности поршневой группы он оказался очень недолговечным. Ресурс двигателя составлял 30-40 тыс. км. По достижении такого пробега требовался капитальный ремонт дизеля ВАЗ, состоявший в замене блока цилиндров вместе с поршневой группой.

Со временем многие технологические проблемы были решены, вследствие чего долговечность двигателей возросла. Однако в 2003 г. ВАЗ-21045 сняли с производства. Оставшиеся 500 двигателей ВАЗ-341 установили на седаны, получившие индекс 21055. Всего за 3 года выпустили около 6000 дизельных машин.

-=Дизель ВАЗ 341=-

#1 Xander08

Хочу взять дизельную 2104. Но вот вопрос, тем кто сталкивался с ней, где можно брать для нее запчасти. Знаю что навесное оборудование у движка ВАЗ-341 импортное BOSCH(ТНВД, форсунки, нак. свечи). Может есть в Ю. порту? И еще, какая-нибудь информация по этому дизелю есть, в виде инструкции?

#2 Ронин

Просмотр Гаража
Описание «Двигатель дизельный ВАЗ-341 для автомобилей ВАЗ-2104, 21213, 2131, 2123 («Нива»)»

Дизельный двигатель ВАЗ-341 и его модификации разработаны Волжским Автомобильным заводом и выпускаются АО Барнаултрансмаш для автомобилей ВАЗ следующих моделей: ВАЗ-2104, 21213, 2131, 2123 («Нива»). Дизели могут быть использованы на автомобилях «Москвич», УАЗ, ГАЗ.

Разработаны модификации дизеля ВАЗ-341 для минитрактора, самоходных коммунальных машин, дизель-генераторов.

Двигатель ВАЗ-341 — 4-тактный, 4-цилиндровый рядный вихрекамерный дизель размерностью 76 х 84 мм. с рабочим объемом 1,52 л., с жидкостной системой охлаждения. Циркуляция жидкости принудительная. Привод циркуляционного насоса и вентилятора клиноременный. Дизель оснащен стартером повышенной мощности и блоком предпусковых свечей накаливания, что обеспечивает надежный пуск при низких температурах. Дизель предназначен для установки в автомобиль ВАЗ-2104.

На базе дизеля ВАЗ-341 разработано семейство дизелей, различающихся назначением, комплектацией и техническими характеристиками, в том числе: дизели ВАЗ-3411 и ВАЗ-3431 с турбонаддувом для автомобилей ВАЗ-21213 и ВАЗ-2131 («Нива») а также для перспективного автомобиля ВАЗ-2123; силовой модуль ВАЗ-3413, представляющий собой единый агрегат из дизеля и его систем и предназначенный для установки на малогабаритный трактор, а также для привода электрогенератора в составе силовой энергетической установки (электро-агрегата).

Основные характеристики дизелей:

Характеристики ВАЗ-341 ВАЗ-3413 ВАЗ-343 ВАЗ-3431 турбо Размерность дизеля (диаметр цилиндра х ход поршня), мм 76х84 . 76х84 . 82х84. 82х84 Полный рабочий объем, л 1,52 . 1,52 . 1,8 . 1,8 Полная (для ВАЗ-3413 номинальная) мощность , л.с. 55 . 32. 63. 80 Частота вращения, соответствующая полной (номинальной) мощности, об/мин. 4800 . 3000 . 4800 . 4600 Максимальный крутящий момент, кгс.м 9,4 — 11,6 15,0 Частота вращения при максимальном крутящем моменте. об/мин . 3000 . —. 2500 . 2500 Максимальный удельный расход топлива , г/л.с.ч. 190 . 185 . 187. 184 Масса сухого дизеля, кг . . 130 . 160 . 132. 145 Габаритные размеры , мм : — длина . . 560 . 737. 560. 560 — ширина . . 575. 752. 575 . 575 — высота . . 688 . 688 . 688 . 688 Гарантийная наработка . . 50000 км . 3000 ч . 50000 км . 50000 км Назначенный ресурс до капитального ремонта . 120000 км . 10000 ч . 120000 км. 120000 км

Цены на запасные части двигателя ВАЗ # Код детали Наименование Цена без п/п НДС, руб. 1 21045-3740010 свечи накаливания 45,00 2 341-1003020 прокладка гол.цилиндров 65,00 3 341-1003021 прокладка гол.цилиндров 65,00 4 341-1003022 прокладка гол.цилиндров 65,00 5 341-1003270 прокладка крышки головки 70,00 6 341-1005015 вал коленчатый 2180,00 7 341-1006015 вал распределительный 400,00 8 341-1112110 трубка 1-го цилиндра 100,00 9 341-1112120 трубка 2-го цилиндра 100,00 10 341-1112130 трубка 3-го цилиндра 100,00 11 341-1112140 трубка 4-го цилиндра 100,00 12 341-1003011 головка блока 1500,00 13 341-1003007 головка блока в сборе 2400,00 14 3413-1003264 крышка головки блока 120,00 15 341-1004015-01 поршень, класс В 330,00 16 341-1004015-02 поршень, класс С 330,00 17 341-1004015-03 поршень, класс Д 330,00 18 341-1004015-04 поршень, класс Е 330,00 19 341-1004020 палец, класс 1 42,00 20 341-1004020-01 палец, класс 2 42,00 21 341-1004020-02 палец, класс 3 42,00 22 3413-1005115 маховик 880,00 23 3412-1005255 прокладка держателя 5,00 24 3413-1006135 ролик опорный 48,00 25 3413-1008014 труба впускная 880,00 26 3413-1011255 прокладка держателя 5,00 27 3413-1011372 кольцо уплотнительное 5,00 28 341-1112570 шланг отводящий рез. 31,00 29 341-1112575 заглушка форсунки 3,00 30 3413-1303017 прокладка патрубка 8,00 31 3413-1307010 насос водяной 210,00 32 21214-1011010-01 насос масляный в сборе 200,00 33 3431-1005255 прокладка держателя 5,00 Вы можете обратиться за более детальной информацией к )». Официальный сайт ОАО «Барнаултрансмаш» autobiznes.ru

#3 Ронин

Просмотр Гаража
В 1983 году по заказу Минавтопрома был создан двигатель ВАЗ-341, на некоторое время попавший в резерв и только в 1990-е годы освоенный . Это был так называемый конвертор, то есть переделка из бензинового мотора. Но его конструкция уже не отвечала современным требованиям.

Казалось бы, есть испытанный путь – использовать зарубежные силовые агрегаты. АВТОВАЗу это не в новинку, ведь еще в 1980-е годы французский экспортер Жак Пок оснащал «Нивы» дизельными моторами «Пежо». Спрос был достаточно велик, чтобы начать сборку в подмосковном Чехове на складах «Автоэкспорта». Тему развил итальянец Марторелли, торговавший советскими машинами. Сначала под капотом вазовского вседорожника появился мотор марки VM, а потом – FNM. На АВТОВАЗе ознакомились с иностранной «самодеятельностью», после чего появились собственные образцы «Нивы» с французским дизелем, для которого смогли адаптировать систему питания «коммон рейл». Но – не пошло. В масштабах завода доля автомобилей с заимствованными силовыми агрегатами должна быть высокой, иначе доводочные работы и сертификация новой модификации окажутся нерентабельными. На эти грабли наступил и «Джи-Эм-АВТОВАЗ», угробивший немало времени и сил на проект «Шевроле-Нива FAM-1» и вынужденный отказаться от него. zr.ru

#4 Motorist

#5 SSS2

#6 Xander08

Что-то не вижу смысла в этом дизеле, крайне вялый,слабый. Малый ресурс все-то 120 тыс. км. Бензинники и то больше бегают. И вскоре мне кажется, что этот дизель снимут с производства и запчасти для него будут как из золота.

Так его, к сожалению, уже сняли.

#7 Motorist

#8 Xander08

Инструкцию по дизелю нашел, Вот она

Может кто знает, еще раз спрошу, где можно купить запчасти к этому дизелю в Москве? Буду очень благодарен.

#9 Ронин

Причины провала

Массовое производство дизельных легковых машин не удалось наладить по нескольким причинам. Основная из них — нерентабельность выпуска таких моторов ввиду значительно устаревшей конструкции. Двигатели имели ту же предкамерную схему, что и первый 341-й прототип, и существенно отставали от современных аналогов по производительности и экологичности. Для достижения приемлемых показателей необходимо было создавать мотор другой конструкции. Самостоятельную разработку сочли нерентабельной, а технических партнеров для этого не нашлось. К тому же продукция ВАЗ хорошо продавалась и без дизеля.

Заимствованные двигатели

Так как отсутствовал собственный легковой массовый дизель, ВАЗ неоднократно заимствовал сторонние моторы.

Так, в 1981 г. рассматривалась возможность конвертации бензинового двигателя ВАЗ-2121 в дизельный при участии Porche.

С 1987 по 1990 г. производитель совместно с немецким импортером Deutsche Lada разработал план создания экспортной версии Нивы с силовым агрегатом Volkswagen. Однако данная фирма отказалась адаптировать свой 1,9 л двигатель к платформе Нивы.

В 1993 г. удалось наладить сотрудничество по той же схеме с Peugeot. По заказу французского импортера Жана Пока производитель адаптировал 1,9 л мотор XUD-9L под установку на ВАЗ-2121. Изготовлением машин занималась «Лада-Экспорт». Туда поставляли обычные «Нивы», и стандартный мотор заменяли на французский. Всего произвели около 6000 таких автомобилей для Франции, Испании, Италии и прочих европейских рынков.

Кроме того, в Италии «Марторелли» оснащал «Нивы» двигателями VM и FNM.

Однако с введением экологических норм Евро-2 мелкосерийный выпуск дизельных «Нив» завершили.

В 1998 г. совместно с Peugeot и «Марторелли» ВАЗ пытался наладить производство «Нив» с мотором Peugeot XUD-9SD. Однако работы также пришлось прекратить из-за введения норм Евро-3.

Кроме того, с 1995 по 1997 г. двигателем PSA TDU5 от Peugeot 106 и Citroen Saxo с сторонним навесным оборудованием и оригинальным креплением оснащали Самары для рынков Франции и стран Бенилюкс.

Цены на дизельные двигатели ВАЗ

Начало производства дизельных двигателей ВАЗ — 341, 343, 3431 для автомобилей ВАЗ 2104, 2121 и 2107

Идея разработать дизельный двигатель для автомобилей ВАЗ посетила светлые советские умы после последствий энергетического кризиса в семидесятых. До этого момента бензин стоил в СССР настолько дешево, что советские люди, громко посмееваясь над остальным миром смело заправляли тягачи 93-м, сжигая бензин тоннами. Рост цен на топливо и его нехватка в середине семидесятых, начале восьмидесятых ощутились настолько, что появилась необходимость выпускать легковые автомобили не только на бензине, но и на солярке. Разрабатывать дизельный двигатель для ВАЗ принялись в 79-80 годах, стараясь максимально унифицировать его с бензиновыми собратьями. За его основу был взят двигатель ВАЗ 2103

Первый дизельный 1,45 объемный двигатель ВАЗ с индексом ВАЗ-341 официально прошел приемочные испытания уже в 1983 году. Двигатель получил вихревую камеру сгорания, это означало, что топливная смесь образовывалась над верхней мертвой точкой поршня. Проходящий вихревым потоком воздух очень эффективно смешивался с соляркой, что позволило достичь большой экономии топлива и немного большего КПД. Вихревая камера в данном исполнении была примитивнейшей, без специальных клапанов и штифтовых свечей зажигания. По сути, это был бензиновый движок минимально приспособленный под работу с дизельным топливом. С первым же успехом в испытаниях, ВАЗовцы создали проекты новых турбодизельных и более объемных агрегатов ВАЗ-3441, ВАЗ-342 и ВАЗ-3422, ориентировочно — для ВАЗ 2107 и Нивы.

ТТХ новых дизельных моторов ВАЗ, до серийного производства добрался лишь один 341-й, более десятка лет спустя

Не смотря на довольно высокую скорость разработки, применять дизельный двигатель в производстве не стали. Во-первых, не было достаточного финансирования проекта со стороны государства, во-вторых, двигатель был крайне сырым и недоработанным. Хотя, испытания 1988 года ВАЗ 2105 с дизелным 341 мотором были названы успешными, все же двигатель имель крайне скромный ресурс. Ставить его на автомобили было неприемлимо и все это понимали. Дорабатывать и тестировать его никто не спешил, затем и вовсем ВАЗ переключился на более приоритетное направление — бензиновые моторы и работу над переднеприводным автомобилем.

Таким образом про собственный дизельный мотор ВАЗ забыли на долгих десять лет. Правда, в начале девяностых ВАЗ мелкосерийно ставил дизельные моторы Пежо на экспортные Нивы и даже, возможно, на 2107. В середине девяностых, когда во всем мире дизельные моторы уже давно были не редкостью, ВАЗ совместно с «Барнултрансмаш» наконец воскресили 341-й дизель и на его платформе, скрестив с «Нивовским» 21213 мотором собрали еще две 1,8 объемные версии 343 и 3431. Одна осталась атмосферной, другую же оснастили турбиной. Устнавливать их решили на 2104, 2105 и разные кузовы Нивы. Но есть еще один, по-настоящему загадочный момент — дизельные моторы разрабатывались и для ВАЗ 2107 и хотя официальных подтверждений тому нет, возможно, имела место очень мелкая серий таких машин. Остальные же ВАЗ 2107 получили свой дизельный двигатель от интузиастов.

Последние эксперименты

В 2007 г. на Chevrolet Niva по индивидуальным заказам «Тема Плюс» устанавливала мотор FNM.

В 2014 г. на Lada 4×4 экспериментировали с 1,3 л 75 л. с. двигателем Fiat Multijet. При этом он не был совместим ни с трансмиссией из-за ограничения по крутящему моменту, ни с аналоговой схемой электропроводки из-за CAN-шины.

Супер-авто исследовал возможности установки на «Ладу» 4х4 1,5 л дизеля от Renault Duster к 2015 г. Кроме того, был создан экспериментальный автомобиль с 100-сильным 1,8 л мотором.

Дизель ВАЗ-341: как на Алтае производили дизельные моторы

Во второй половине 1990-х годов на моторостроительном заводе в городе Барнаул началось производство дизельных двигателей семейства ВАЗ, разработанных конструкторами Волжского автозавода ещё в 1980-е годы.

Это были четырёхцилиндровые двигатели малой размерности серии ВАЗ-341 – водяного охлаждения, объёмом от 1,5 до 1,8 литра.

Необходимо отметить, что до этого времени на отечественные легковые автомобили устанавливались дизельные моторы только импортного производства.

Поэтому плановый ежегодный объём производства планировался до 75.000 дизельных двигателей ВАЗ-341 различных модификаций, что позволяло заводу стать практически монополистом на этом рынке.

Военный завод №77 в городе Барнаул был построен в годы Великой Отечественной войны – в 1942 году, на базе эвакуированных тракторных заводов из европейской части СССР. На заводе производились дизельные двигатели В-2 для знаменитых танков Т-34 (всего за годы войны было выпущено 10.700 танковых моторов).

После окончания войны завод был передан в состав Минтрансмаша, в 1960-е годы реконструирован, и стал называться Производственное объединение «Трансмаш» имени Ленина

На заводе выпускались двигатели Д-6 и Д-12 для вооруженных сил и народного хозяйства. В 1993 году барнаульский завод был приватизирован и стал называться АО «Барнаултрансмаш».

Производственный план развития выпуска лёгких дизельных двигателей от 5 тысяч до 75 тысяч ежегодно был рассчитан на шесть лет, при этом планируемый объём инвестиций составлял около 100 миллионов долларов.

Серийное производство двигателей серии ВАЗ-341 в Барнауле началось в 1997 году, на заводе были разработаны модификации двигателей для отечественных легковых автомобилей, малогабаритных тракторов и генераторных установок.

Конструкция дизелей

Начальный силовой агрегат серии создали, модернизировав первый 341-й двигатель ВАЗ: дизель получил увеличенный на 4 мм ход поршня (84 мм). Благодаря этому объем возрос с 1,45 до 1,52 л. ГБЦ изготовлена из алюминия, направляющие втулки, седла клапанов — из легированного чугуна, вставки камер сгорания — из жаропрочного сплава. Газораспределительный механизм заимствовали у ВАЗ-2108. Рабочую поверхность клапанов усилили методом электропереплава. Коленвал — от 2103 с повышенной жесткостью допусков на разброс ходов. Увеличили жесткость конструкции отливки 2103. Установили калильные свечи. Мотор оснастили стартером мощностью 1,7 кВт (1,9 у ВАЗ-21055). Для этого потребовался аккумулятор повышенной емкости (60 или 65 А. ч). Кроме того, установлен топливный насос Bosch и вакуумный насос для создания разрежения в усилителе тормозов.

Существовала дефорсированная модификация 3413, предназначенная для малогабаритного трактора и привода электрогенератора. От обычного 341-го мотора он отличается ограничением максимальных оборотов на 3000 вместо 4800.

1,8 л двигатели создали, увеличив диаметр цилиндра с 76 до 82 мм.

Существуют турбированные варианты 1,45 л 341 мотора (3411) и ВАЗ-343 (3431 с турбиной IHI)

-=Дизель ВАЗ 341=-

#1 Xander08

Хочу взять дизельную 2104. Но вот вопрос, тем кто сталкивался с ней, где можно брать для нее запчасти. Знаю что навесное оборудование у движка ВАЗ-341 импортное BOSCH(ТНВД, форсунки, нак. свечи). Может есть в Ю. порту? И еще, какая-нибудь информация по этому дизелю есть, в виде инструкции?

#2 Ронин

Просмотр Гаража
Описание «Двигатель дизельный ВАЗ-341 для автомобилей ВАЗ-2104, 21213, 2131, 2123 («Нива»)»

Дизельный двигатель ВАЗ-341 и его модификации разработаны Волжским Автомобильным заводом и выпускаются АО Барнаултрансмаш для автомобилей ВАЗ следующих моделей: ВАЗ-2104, 21213, 2131, 2123 («Нива»). Дизели могут быть использованы на автомобилях «Москвич», УАЗ, ГАЗ.

Разработаны модификации дизеля ВАЗ-341 для минитрактора, самоходных коммунальных машин, дизель-генераторов.

Двигатель ВАЗ-341 — 4-тактный, 4-цилиндровый рядный вихрекамерный дизель размерностью 76 х 84 мм. с рабочим объемом 1,52 л., с жидкостной системой охлаждения. Циркуляция жидкости принудительная. Привод циркуляционного насоса и вентилятора клиноременный. Дизель оснащен стартером повышенной мощности и блоком предпусковых свечей накаливания, что обеспечивает надежный пуск при низких температурах. Дизель предназначен для установки в автомобиль ВАЗ-2104.

На базе дизеля ВАЗ-341 разработано семейство дизелей, различающихся назначением, комплектацией и техническими характеристиками, в том числе: дизели ВАЗ-3411 и ВАЗ-3431 с турбонаддувом для автомобилей ВАЗ-21213 и ВАЗ-2131 («Нива») а также для перспективного автомобиля ВАЗ-2123; силовой модуль ВАЗ-3413, представляющий собой единый агрегат из дизеля и его систем и предназначенный для установки на малогабаритный трактор, а также для привода электрогенератора в составе силовой энергетической установки (электро-агрегата).

Основные характеристики дизелей:

Характеристики ВАЗ-341 ВАЗ-3413 ВАЗ-343 ВАЗ-3431 турбо Размерность дизеля (диаметр цилиндра х ход поршня), мм 76х84 . 76х84 . 82х84. 82х84 Полный рабочий объем, л 1,52 . 1,52 . 1,8 . 1,8 Полная (для ВАЗ-3413 номинальная) мощность , л.с. 55 . 32. 63. 80 Частота вращения, соответствующая полной (номинальной) мощности, об/мин. 4800 . 3000 . 4800 . 4600 Максимальный крутящий момент, кгс.м 9,4 — 11,6 15,0 Частота вращения при максимальном крутящем моменте. об/мин . 3000 . —. 2500 . 2500 Максимальный удельный расход топлива , г/л.с.ч. 190 . 185 . 187. 184 Масса сухого дизеля, кг . . 130 . 160 . 132. 145 Габаритные размеры , мм : — длина . . 560 . 737. 560. 560 — ширина . . 575. 752. 575 . 575 — высота . . 688 . 688 . 688 . 688 Гарантийная наработка . . 50000 км . 3000 ч . 50000 км . 50000 км Назначенный ресурс до капитального ремонта . 120000 км . 10000 ч . 120000 км. 120000 км

Цены на запасные части двигателя ВАЗ # Код детали Наименование Цена без п/п НДС, руб. 1 21045-3740010 свечи накаливания 45,00 2 341-1003020 прокладка гол.цилиндров 65,00 3 341-1003021 прокладка гол.цилиндров 65,00 4 341-1003022 прокладка гол.цилиндров 65,00 5 341-1003270 прокладка крышки головки 70,00 6 341-1005015 вал коленчатый 2180,00 7 341-1006015 вал распределительный 400,00 8 341-1112110 трубка 1-го цилиндра 100,00 9 341-1112120 трубка 2-го цилиндра 100,00 10 341-1112130 трубка 3-го цилиндра 100,00 11 341-1112140 трубка 4-го цилиндра 100,00 12 341-1003011 головка блока 1500,00 13 341-1003007 головка блока в сборе 2400,00 14 3413-1003264 крышка головки блока 120,00 15 341-1004015-01 поршень, класс В 330,00 16 341-1004015-02 поршень, класс С 330,00 17 341-1004015-03 поршень, класс Д 330,00 18 341-1004015-04 поршень, класс Е 330,00 19 341-1004020 палец, класс 1 42,00 20 341-1004020-01 палец, класс 2 42,00 21 341-1004020-02 палец, класс 3 42,00 22 3413-1005115 маховик 880,00 23 3412-1005255 прокладка держателя 5,00 24 3413-1006135 ролик опорный 48,00 25 3413-1008014 труба впускная 880,00 26 3413-1011255 прокладка держателя 5,00 27 3413-1011372 кольцо уплотнительное 5,00 28 341-1112570 шланг отводящий рез. 31,00 29 341-1112575 заглушка форсунки 3,00 30 3413-1303017 прокладка патрубка 8,00 31 3413-1307010 насос водяной 210,00 32 21214-1011010-01 насос масляный в сборе 200,00 33 3431-1005255 прокладка держателя 5,00 Вы можете обратиться за более детальной информацией к )». Официальный сайт ОАО «Барнаултрансмаш» autobiznes.ru

#3 Ронин

Просмотр Гаража
В 1983 году по заказу Минавтопрома был создан двигатель ВАЗ-341, на некоторое время попавший в резерв и только в 1990-е годы освоенный . Это был так называемый конвертор, то есть переделка из бензинового мотора. Но его конструкция уже не отвечала современным требованиям.

Казалось бы, есть испытанный путь – использовать зарубежные силовые агрегаты. АВТОВАЗу это не в новинку, ведь еще в 1980-е годы французский экспортер Жак Пок оснащал «Нивы» дизельными моторами «Пежо». Спрос был достаточно велик, чтобы начать сборку в подмосковном Чехове на складах «Автоэкспорта». Тему развил итальянец Марторелли, торговавший советскими машинами. Сначала под капотом вазовского вседорожника появился мотор марки VM, а потом – FNM. На АВТОВАЗе ознакомились с иностранной «самодеятельностью», после чего появились собственные образцы «Нивы» с французским дизелем, для которого смогли адаптировать систему питания «коммон рейл». Но – не пошло. В масштабах завода доля автомобилей с заимствованными силовыми агрегатами должна быть высокой, иначе доводочные работы и сертификация новой модификации окажутся нерентабельными. На эти грабли наступил и «Джи-Эм-АВТОВАЗ», угробивший немало времени и сил на проект «Шевроле-Нива FAM-1» и вынужденный отказаться от него. zr.ru

#4 Motorist

#5 SSS2

#6 Xander08

Что-то не вижу смысла в этом дизеле, крайне вялый,слабый. Малый ресурс все-то 120 тыс. км. Бензинники и то больше бегают. И вскоре мне кажется, что этот дизель снимут с производства и запчасти для него будут как из золота.

Так его, к сожалению, уже сняли.

#7 Motorist

#8 Xander08

Инструкцию по дизелю нашел, Вот она

Может кто знает, еще раз спрошу, где можно купить запчасти к этому дизелю в Москве? Буду очень благодарен.

#9 Ронин

Технические характеристики

Как было отмечено выше, из-за устаревшей конструкции ВАЗ-341 имеет низкую производительность в сравнении с аналогами тех времен. Его мощность составляет 54 л. с. при 4600 об/мин, крутящий момент — 92 Нм при 2300 об/мин. То есть даже по второму показателю он уступает бензиновому мотору (103 Нм у ВАЗ-21043). Большая тяговитость на малых оборотах обеспечена другим графиком производительности и сокращенным передаточным числом.

Версия 3413 дефорсирована до 32 л. с. при 3000 об/мин.

Естественно, более производителен 1,8 л ВАЗ дизель: технические характеристики составляют 65 л. с. при 4600 об/мин и 114 Нм при 2500 об/мин.

Турбированный вариант развивает 80 л. с. при 4600 об/мин и 147 Нм при 2500 об/мин.

Дизельные автомобили

Установка дизеля на ВАЗ-2104 осуществлялась в Управлении эксплуатации и ремонта автомобилей ВАЗ. Опытно-промышленное производство начали в 1998 г., выпустив партию из 50 машин с 341-м дизелем (21045).

Позже начали испытания машины с 343-м двигателем (21048) и его доработку (ресурс пытались повысить до 150 тыс. км). Планировалось наладить производство к 2005 г., однако это не удалось.

ВАЗ-21315 была подготовлена к выпуску в 2002 г., но также не запущена.

Особенности

Дизельный универсал отличается некоторыми конструктивными особенностями от бензинового ВАЗ-2104. Дизель ввиду большей массы потребовал установить усиленные пружины передней подвески. Главную пару заменили с 4,1 на 3,9. Чтобы компенсировать повышенный уровень шума от дизельного двигателя, в моторный отсек установили дополнительную шумоизоляцию (на крышку капота и защиту картера). Выхлопную трубу завернули петлей во избежание загрязнения сажей правого фонаря. На приборной панели появился индикатор разогрева свечей накаливания и клавиша подогрева топливного фильтра (при этом индикатор его включения отсутствует).

ВАЗ 2104 дизель: отзывы владельцев

Рекламная кампания при старте продаж дизельного ВАЗ 2104 была ориентирована на неспешных и экономичных водителей. При этом производитель обещал предоставить российским автолюбителям модель, которая хорошо бы заводилась при низких температурах:

Дизель на моей машине действительно барнаульский. Однако на качество сборки пока не жалуюсь. Саляркой как в «Икарусе» не пахнет. С зимним пуском пока трудностей нет. Выручает подогрев топлива установленный на фильтре тонкой очистки топлива. Из опыта — в минус 25 пускается без проблемм. Что касается динамики то она меня вполне устраивает. В городе из транспортного потока не вываливаюсь.

https://forum.zr.ru/forum/topic/245411-%D0%B2%D0%B0%D0%B7–2104-%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE/

При усиленной шумоизоляции салона водители всё равно продолжают жаловаться на сильный шум во время движения:

Недостатком моей машины, да и, по-видимому, всех 21045 является высокий уровень шума при отжатой педали сцепления. Указание на такой же дефект я уже где-точитал в Интернете. Гул (слабый) был слышен даже на новой машине при ее покупке. Возможно это явление связано с повышенной вибрацией дизеля. В сцеплении применен специальный ведомый диск 21045 или 21215 (с дизельной «Нивы»)/

https://avtomarket.ru/opinions/VAZ/2104/300/

Однако большинство владельцев подчеркивает надежность автомобиля ВАЗ 2104 (дизель) и её долгий срок службы:

Машина была куплена в 2002 году в августе.Папка поехал в тольятти за семеркой.а в итоге увидел эту Дизельную улитку=)) и решил купить её))) За все это время эксплуатации, поменяли ведомый диск сцепления и пятую передачу.Больше поломок и неисправностей не возникало. -Двигатель ВАЗ-341, 1,5 литра, 53 Л.С, дизель, очень хорошо тянет на низах.

Марсель Галиев

https://www.drive2.ru/r/lada/288230376151980571/

Таким образом, в целом задумка инженеров АвтоВАЗа удалась: водители получили качественное авто для многолетней эксплуатации. Однако производство дизельных ВАЗ 2104 было прекращено в 2004 году, так как из-за высокой конкуренции на рынке производитель не смог удержать своих позиций.

Отзывы

Вскоре после появления журналисты «За рулем» испытали универсал ВАЗ дизель. Отзывы свидетельствуют о более уверенном функционировании двигателя на низких оборотах. Так, даже трогаться можно с 5-й передачи, а с 30 км/ч начинается ровная тяга. При быстрой езде, наоборот, придется переключаться значительно чаще, чем на бензиновой машине, из-за укороченной главной пары. При этом в любом случае по динамике дизельный автомобиль значительно отстает. Только на малых оборотах наблюдается небольшое преимущество.

В разгоне до 100 км/ч бензиновый ВАЗ-2104 быстрее на 8 с. К тому же дизельная машина уступает по максимальной скорости на 13 км/ч. При разгоне с хода с 20 до 90 км/ч отрыв меньше (около 3 с). К тому же, по отзывам издания «Авторевю», у дизеля замедлены реакции на педаль газа.

Что касается повышенного уровня шума, которым обычно характеризуется такой мотор, дизель ВАЗ ощутимо громче на холостых оборотах (на 6-8 дБ(А)). С ростом оборотов разница снижается на 1-3 дБ(А), затем пропадает.

В результате испытаний журналисты получили 10%-ю разницу в среднем расходе топлива в смешанных условиях. Однако финансовая выгода от использования дизельного двигателя с учетом цен автомобильного топлива на момент испытаний составила 36%. Журналисты рассчитали, что большая на 1300$ стоимость машины окупалась за 180 тыс. км.

По отзывам испытывавших ВАЗ-21048, он получился значительно более сбалансированным и, благодаря большей тяговитости, позволял переключаться гораздо реже.

С тем же мотором хорошо себя проявила «Нива», особенно на бездорожье.

ВАЗ-3411 получился похожим по характеру на мотор 2121. Как и бензиновый двигатель, он лучше проявляет себя на высоких оборотах. При это на малых оборотах тяга ниже, даже чем у ВАЗ-21213, то есть ярко выражена турбояма.

В свое время отечественный производитель оснащал дизелем не малоизвестную Ниву. Первую дизельную Ниву ВАЗ выпустили с отечественным двигателем. Данная модель транспортного средства имела рабочий объем двигателя в полтора литра и оснащалась турбиной. В результате модель, сошедшая с конвейера оказалась недостаточно мощной. Поскольку отечественный производитель выпускал Ниву для преодоления сложных участков дороги, то мощность двигателя должна была отвечать определенным параметрам. Дизельный двигатель отечественного производства не справился с преодолением сложных участков дорожного пути и производитель принял решение увеличить рабочий объем мотора. Далее, с конвейера волжского автомобильного завода сходили автомобили с объемом одна целая девять десятых литра. Данные модернизации дизеля устанавливались как на трёхдверную, так и на пятидверную Ниву.Такая модель двигателя, так и осталось экспериментальной, не вошедшей в массовое производство.

После этого, производитель начал оснащать отечественную Ниву движком иностранного исполнения. Дизельный двигатель марки Пежо начал серийно устанавливаться на русские автомобили. Двигатели иностранного производителя отличались большей мощностью и вполне соответствовали запросам отечественного автолюбителя. Нива стала более экономичной и расход топлива соответствовал необходимым нормам. Конечно, после того как на Ниву установили дизельный двигатель, транспортное средство не стало отличаться большей динамичностью. Производитель установил на него скоростное ограничение — 120 километров в час. На практике, отечественный автомобиль с иностранным двигателем набирал скорость 100 километров в час только через четверть минуты. Некоторые автомобили данной модернизация до сих пор можно встретить на отечественных дорогах. При этом большинство автомобилей сохранившихся до нашего времени являются реэкспортными.

Также нередко можно встретить Ниву с самостоятельно установленным дизельным мотором. В связи с экономичностью дизеля, отечественные автолюбители порой устанавливали двигатель своими руками или в условиях профессиональных мастерских. В большинстве случаев на Ниву устанавливают тот же самый двигатель завода Пежо. Данный мотор проще всего монтируется в систему транспортного средства, поскольку точки соприкосновения с корпусом полностью аналогичны бензиновому движку. Как известно, при такой модернизации машины одной заменой двигателя не обойтись. Наряду с заменой мотора приходится разбирать трансмиссию и устанавливать новую коробку передач. Чаще всего вместо коробки отечественного производителя, устанавливали КПП завода Фиат. Соответственно, вместе с модернизацией трансмиссии приходилось полностью изменять корпус сцепления. Для оптимизации рабочей температуры двигательной системы, мастерам приходилось комплектовать транспортное средство радиатором производства ГАЗ.

Необходимо понимать, что модернизация двигательной системы требует соответствующего оформление в ГАИ!

Эксплуатационные качества

Вследствие более тяжелого двигателя снаряженная масса ВАЗ-21045 возросла до 1,06 т (на 40 кг по сравнению с 21043), полная — до 1,515. По данным производителя, ускорение до 100 км/ч занимает 23 с (на 6 с больше), максимальная скорость — 125 км/ч (меньше на 18 км/ч). Расход топлива составляет 5,2 л при 90 км/ч, 7,5 л при 120 км/ч и 6,2 л в городских условиях (7, 9,9, 9,8 л у 21043, соответственно).

Машина с 343-м мотором ближе по динамике к бензиновому универсалу ВАЗ. Дизель объемом 1,8 л обеспечивает ускорение до 100 км/ч за 19 с и максимальную скорость в 133 км/ч.

Разгон ВАЗ-21215-50 до 100 км/ч занимает 25 с, максимальная скорость равна 127 км/ч против 19 с и 137 км/ч у 21213.

ВАЗ-21215-70 по динамике разгона равен бензиновой «Ниве» и отстает по максимальной скорости на 7 км/ч.

Источник

Adblock
detector