Меню

61 контакт генератора ваз 21213

Генератор Нива 21213, схема подключения

На автомобиль Нива 21213 с карбюраторным двигателем 1,7 л устанавливается генератор 371.3701.

Вот схема его подключения.

Схема подключения генератора 371.3701 автомобиля Нива 21213

Описание схемы

При включении зажигания напряжение подается на вывод «61» генератора (вывод «В» регулятора напряжения). Запитывается обмотка возбуждения. Электрический ток туда приходит с замка зажигания, через монтажный блок, лампу заряда АКБ в щитке приборов. Вывод «61» до пуска двигателя — «масса» контрольной лампы.

После пуска двигателя с вывода «61» генератора идет «плюс» — контрольная лампа гаснет. Обмотка возбуждения начинает питаться от трех дополнительных диодов на диодном мосту. Электрический ток поступает к потребителям и на аккумулятор с вывода «30» генератора.

В электрическую цепь встроен диод, позволяющий протекать току только в одном направлении.

Помимо этого, через резистор, минус может подаваться на обмотку возбуждения минуя лампочку (в случае если она повреждена). Тем самым обеспечивается резервный запуск генератора. Резистор и диод расположены в щитке приборов рядом с контрольной лампой заряда АКБ.

Электрическая цепь контрольной лампы защищена предохранителем №2 в монтажном блоке.

Подробно принцип действия и порядок работы генератора расписан в статье «Принцип действия автомобильного генератора».

Примечания и дополнения

На автомобиль Нива 21214 с инжекторным двигателем устанавливается генератор 9412.3701. Он имеет некоторые конструктивные отличия от 371.3701, но принцип действия и порядок работы у них одинаковый.

Источник

Работа генератора и панель приборов

Имя: Георгий
Рег.: 15.12.2010
Сообщений: 1120
Откуда: Москва
Возраст: 62
Авто: ВАЗ-21213 1997 г.

Схемы и алгоритмы работы генераторов аналогичны.
При включенном зажигании (двигатель не работает) отсоедините 61 контакт от генератора и замкните его на массу. Лампа должна гореть в полный накал. Если это не так — смотреть всю цепь питания лампы, включая предохранитель и комбинацию приборов, ну и, разумеется, саму лампу (12В, 3 Вт).

Добавлено спустя 2 минуты 7 секунд:

Рег.: 10.08.2012
Сообщений: 16
Откуда: Томск
Возраст: 30
Авто: Niva 21213 97г.в.

AveGeo
Пробовал, не загорается.
Спасибо, буду разбирать панель на днях и смотреть приборку..

Добавлено спустя 2 минуты 15 секунд:

Имя: Георгий
Рег.: 15.12.2010
Сообщений: 1120
Откуда: Москва
Возраст: 62
Авто: ВАЗ-21213 1997 г.

Желаю успеха!
А, вообще говоря, аналогичные симптомы уже не раз описаны в этой и смежных темах.

Добавлено спустя 18 минут 42 секунды:

Напоследок замечу, что лампа служит только для контроля работы генератора и создания начального тока его возбуждения. На величину выдаваемого им напряжения она не влияет. При повышенных оборотах («прогазовке») генератор обычно возбуждается сам даже при отсоединенной 61 клемме. Об этом свидетельствует повышение напряжения в бортовой сети по сравнению с напряжением покоя.
Если при этом напряжение все же недостаточное, надо смотреть уже сам генератор и регулятор напряжения, проверив прежде всего натяжение ремня.

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.

Рег.: 10.08.2012
Сообщений: 16
Откуда: Томск
Возраст: 30
Авто: Niva 21213 97г.в.

Рег.: 31.10.2008
Сообщений: 50
Откуда: Киров
Возраст: 38
Авто: 21214, 2002, 110К км, Bosch MP 7.0, резина КФ, ПТФ Hella comet 500, первое авто.

Рег.: 27.10.2011
Тем / Сообщений: 27 / 2514
Откуда: Москва, р-н Сокол
Возраст: 52
Авто: НАДЕЖДА 2120-41 2001 г.в., 1,8 ; JAC Rein

Доброго времени суток.
Искал в FAQ, но не нашел решения своей проблемы:
Заменил мотор на своей древней НИВЕ на 1,8. Вместе с мотором шел генератор нового образца. Табличек нет, но судя по вторичным половым признакам 37.3701. Подключил проводку, просто подав на 61-ю клемму 12В для возбуждения (при включенном зажигании) Зарядки нет, лама естественно горит (на старом гене она выключается через реле, на новом нет выхода чтоб к этому реле подключиться).
Решил что генератор дохлый, снял, отдал проверить генераторщикам. Те покрутили его на стенде, сказали всё ОК.

Если я правильно понял свою ошибку, то мне надо переподключить лампу на приборке, так чтоб получилась следующая цепь: +12в при вк зажигании — лампочка 3 Вт в приборке — диод — клемма 61 генератора. Так?
Если не прав, или что нибудь пропустил, то киньте пожалуйста ссылкой, где описаны процедуры нормального подключения 37.3701 к Ниве 2121 (со старой приборкой) или расскажите что мне делать. Буду очень признателен.
В гайках разбираюсь, в проводах тоже, но все что меньше 12 вольт, диоды и транзисторы для меня — темный лес.

В следующую субботу хочу на ней на соревнования съездить, мотор проверить, но куда я без зарядки. Могу конечно старый пока воткнуть, но 55 ВТ люстру и инвертор еле тянет

Шуруп забитый молотком держит лучше чем гвоздь закрученный отверткой.

Рег.: 23.08.2009
Тем / Сообщений: 2 / 12348
Откуда: Нижегородская область Выксунский р-он
Возраст: 37
Авто: ВАЗ-2121 1985 г.в.

Рег.: 27.10.2011
Тем / Сообщений: 27 / 2514
Откуда: Москва, р-н Сокол
Возраст: 52
Авто: НАДЕЖДА 2120-41 2001 г.в., 1,8 ; JAC Rein

(Блин, вроде весь фак пролистал, а только сейчас увидел. )

Шуруп забитый молотком держит лучше чем гвоздь закрученный отверткой.

Рег.: 23.08.2009
Тем / Сообщений: 2 / 12348
Откуда: Нижегородская область Выксунский р-он
Возраст: 37
Авто: ВАЗ-2121 1985 г.в.

Рег.: 27.10.2011
Тем / Сообщений: 27 / 2514
Откуда: Москва, р-н Сокол
Возраст: 52
Авто: НАДЕЖДА 2120-41 2001 г.в., 1,8 ; JAC Rein

Dizel_dt-75
Угу, подключил, все работает. Спсибо автору — KEROSINу.

Я честно говоря тоже боялся, что при падении оборотов зарядка может пропасть. У меня потребителей как у дурака фантиков. Попробовал — при 800 об/мин, с включенным ближним, ПТФ на бампере (110Вт), 4-мя фарами на люстре (220 Вт) напряжение проседает до 12,8, час так работала, зарядка не пропала.
Ну если будет дурить, то наверное поставлю кнопку, чтоб возбуждение кратковременно подавать. или штатное выносное реле зарядки приспособлю. Все равно осталось.

Шуруп забитый молотком держит лучше чем гвоздь закрученный отверткой.

Рег.: 23.08.2009
Тем / Сообщений: 2 / 12348
Откуда: Нижегородская область Выксунский р-он
Возраст: 37
Авто: ВАЗ-2121 1985 г.в.

Рег.: 27.10.2011
Тем / Сообщений: 27 / 2514
Откуда: Москва, р-н Сокол
Возраст: 52
Авто: НАДЕЖДА 2120-41 2001 г.в., 1,8 ; JAC Rein

Шуруп забитый молотком держит лучше чем гвоздь закрученный отверткой.

Рег.: 10.05.2013
Сообщений: 67
Откуда: Курск
Возраст: 42
Авто: ВАЗ 21213. 1997

Источник

Горит контрольная лампа заряда аккумулятора

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.

Составлена из наиболее ценных постов на мой взгляд и выдержек из FAQ.

Кратко поясняю про работу лампочки и гены 21213/21214.

Чтобы генератор начал выдавать ток, нужно запитать ротор небольшим током начального возбуждения, который подается на контакт 61 генератора (отдельный тонкий проводок сбоку генератора).

До старта ДВС на 61 контакте должно быть напряжение начального возбуждения сформированное резисторным делителем из лампочки и резистора 51 ом во владимирской приборке или «вольтметра» и резистора 36 ом в венгерской.

После старта ДВС обмотка ротора переходит на собственное питание от дополнительного выпрямителя собранного на «подкове» внутри генератора, ток начального возбуждения прекращается, лампа гаснет.
Подробности:
https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/generat/generator.htm

Важный нюанс! На венгерской панели вместо лампочки заряда генератора установлена плата «вольтметра» со светодиодом управляемым компараторами в GL339. В темноте светодиод начинает светиться от сотых долей миллиампера, от обратного тока выпрямительных диодов. Совсем чуть-чуть. Не обращай внимание. В конфе все будут говорить, что это «пробой диодного моста». Ни хрена подобного. Для светодиода (но не для лампочки!) это нормальное явление, его надо игнорировать:
https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/panel/lampoch.htm

Для успокоения души можно взять осциллограф и посмотреть питание обмотки возбуждения на 61 контакте. Подробности:
https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/generat/lampa.htm

Если при включении зажигания (без старта ДВС) светодиод «вольтметра» не загорается в течении нескольких секунд, то для начала придется вскрыть приборку. Гений венгерской инженерной мысли не стал заморачиваться и сделал монтаж печатных плат вольтметра и приборки внакладку (плата к плате, дорожка к дорожке) и зафиксировал винтиками. Со временем дорожки окисляются, можно их просто почистить и скрутить обратно, а я взял паяльник и спаял проводками. Выглядит не очень, но за то работает и смотреть туда незачем.

Чтобы проверить исправность самого венгерского «вольтметра», его запитывают, а на его вход подаются напряжение от регулируемого источника питания. При напряжении менее (11,3±0,35) В светодиод должен гореть постоянно. Когда напряжение находится в пределах от (11,3±0,35) В до (16±0,35) В, светодиод гореть не должен. При напряжении более (16±0,35) В, светодиод должен мигать. Временная задержка составляет примерно 5 сек.

Источник

Работа генератора и панель приборов

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.

Рег.: 26.05.2008
Сообщений: 218
Откуда: Москва ВАО
Возраст: 34
Авто: ВАЗ 21213 2000 г.в. ВАЗ 21214 2002 г.в.

Рег.: 06.09.2009
Сообщений: 2
Откуда: Смоленск
Возраст: 54
Авто: НИВА ВАЗ2131 2000г.в

Рег.: 18.05.2009
Сообщений: 67
Откуда: Череповец
Возраст: 42
Авто: 21214 2003 г.в

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.

Имя: Георгий
Рег.: 15.12.2010
Сообщений: 1120
Откуда: Москва
Возраст: 62
Авто: ВАЗ-21213 1997 г.

Рег.: 18.05.2009
Сообщений: 67
Откуда: Череповец
Возраст: 42
Авто: 21214 2003 г.в

Имя: Георгий
Рег.: 15.12.2010
Сообщений: 1120
Откуда: Москва
Возраст: 62
Авто: ВАЗ-21213 1997 г.

tutmos
Не на всех лампочках на панели плюс общий. Нас интересует в данном случае только контрольная лампа заряда. На нее подается плюс при включении зажигания, далее по направлению протекания тока стоят: диод, резистор 51 Ом и масса. От точки соединения диода с резистором через 6-й контакт белой колодки комбинации приборов идет провод на 61-й контакт генератора. При включении зажигания по этой цепи протекает начальный ток возбуждения и лампа горит. На 61-м контакте при неработающем генераторе напряжение может быть небольшим (не могу назвать его величину). Оно появляется после запуска двигателя и практически равно напряжению на аккумуляторе, вследствие чего контрольная лампа гаснет, что свидетельствует о нормальной работе генератора.

Резистор нужен для контроля целостности цепи начального возбуждения от комбинации приборов до генератора: 6-й контакт колодки, провод, разъем 61-го контакта, щетки и обмотка ротора. При неисправностях в этой цепи лампа горит в полнакала. . об этом уже неоднократно писалось.

Если у тебя при включении зажигания лампа горит в полный накал, т.е. так же ярко, как, например, лампа давления масла, то цепь начального возбуждения в порядке.

Отсоедини провод от 61-го контакта генератора и измерь напряжение между ним и массой при включенном зажигании: должно быть около 6 В, при этом лампа при исправном резисторе будет гореть в полнакала. Затем воткни его в генератор — лампа загорится в полный накал. Значит, все в порядке.

Источник

Генератор — устройство, характеристики, проверка работы

На двигателе карбюраторном ВАЗ-21213 устанавливается генератор типа 371.3701, на инжекторном двигателе ВАЗ-21214 – типа 9412.3701. Эти генераторы конструктивно схожи и представляют собой синхронные электрические машины переменного тока с электромагнитным возбуждением, с встроенным выпрямителем на кремниевых диодах и электронным регулятором напряжения. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клиновым ремнем.

Генератор 371.3701

1 – поджимная втулка;
2 – втулка;
3 – буферная втулка;
4 – защитный кожух;
5 – винт крепления выпрямительного блока;
6 – выпрямительный блок;
7 – вентиль выпрямительного блока;
8 – конденсатор;
9 – задний подшипник вала ротора;
10 – контактные кольца;
11 – вал ротора;
12 – щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения;
13 – вывод «30» для подключения потребителей;
14 – щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения;

15 – вывод «В» регулятора напряжения;
16 – регулятор напряжения;
17 – вывод «61» генератора;
18 – шпилька крепления генератора к натяжной планке;
19 – крыльчатка;
20 – шкив;
21 – пластины крепления подшипника;
22 – упорное кольцо;
23 – передний подшипник вала ротора;
24 – обмотка ротора;
25 – полюсный наконечник ротора;
26 – обмотка статора;
27 – статор;
28 – передняя крышка (cо стороны привода).

Схема соединений генератора 371.3701

1 – Аккумулятор;
2 – генератор;
3 – комбинация приборов;
4 – резистор 51 Ом, 5 Вт;
5 – диод;

6 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
7 – блок предохранителей;
8 – реле зажигания;
9 – выключатель зажигания.

Генератор 9412.3701

17 – гайка;
18 – вал ротора;
19 – конусная шайба;
20 – шайба;
21 – полюсные наконечники ротора;
22 – сердечник статора;
23 – втулка;
24 – обмотка ротора;
25 – задний подшипник вала ротора;
26 – втулка подшипника;
27 – контактные кольца;
28 – щеткодержатель;
29 – выводы обмотки статора;
30 – дополнительный диод;
31 – вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов).

1 – кожух;
2 – вывод «В » для подключения потребителей;
3 – конденсатор;
4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D » регулятора напряжения);
5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока;
6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока;
7 – положительный диод;
8 – отрицательный диод;
9 – регулятор напряжения;
10 – задняя крышка;
11 – стяжной винт;
12 – передняя крышка;
13 – обмотка статора;
14 – упорное кольцо;
15 – передний подшипник вала ротора;
16 – шкив;

Техническая характеристика генератора 371.3701

Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А

Техническая характеристика генератора 9412.3701

Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник генератора 9412.3701 напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку, передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с упорным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Передний подшипник генератора 371.3701 стянут четырьмя винтами между внутренней и наружной пластинами и может заменяться отдельно от передней крышки. Задняя часть генератора 9412.3701 закрыта пластмассовым кожухом на защелках. На задней крышке генератора 371.3701 установлен кожух с резиновым воздухозаборником, позволяющим забирать воздух для охлаждения генератора из верхней части подкапотного пространства, что уменьшает вероятность попадания воды в генератор при проезде глубоких луж и бродов. На двигателе 21214 такая опасность меньше, так как вместо механического вентилятора системы охлаждения (который неизбежно разбрызгивает воду), там установлены электровентиляторы, к тому же они находятся впереди радиатора.

В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме «звезда» (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) – трех «положительных» и трех «отрицательных». Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные – на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом генератора 9412.3701).

Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки. Контактные кольца генератора 9412.3701 уменьшенного диаметра – это снижает окружную скорость вращения и уменьшает износ щеток. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Регулятор напряжения – неразборный, при выходе из строя его заменяют.

До 1996 г. у генератора 371.3701 щеткодержатель и регулятор напряжения представляли собой отдельные узлы (управляющее напряжение от клеммы «30» генератора подавалось на вывод «Б» регулятора напряжения). Теперь напряжение подается только к выводу «В» (вывод «Б» отсутствует). По своим характеристикам новый и старый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между « » и «массой» генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ -20%, расположенный на выпрямительном блоке генератора 9412.3701 и задней крышке генератора 371.3701.

При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (вывод «D» генератора 9412.3701 и «В» генератора 371.3701) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит) и подсоединенные параллельно ей резисторы. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» – к выводу «В » генератора 9412.3701 (выводу «30» – генератоа 371.3701). Обратное включение приведет к пробою вентилей генератора.

При работе генератора не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею (особенно на двигателях, оснащенных системой впрыска). Возникающие при этом броски напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.

Вентили генератора (и другие устройства в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять под напряжением не выше 14 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей. При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток – отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжения.

Проверка генератора

Пустите двигатель, дайте ему поработать несколько минут, затем, нажав на педаль «газа», доведите обороты коленчатого вала до 3000 мин –1 . Включите дальний свет фар, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя. Замерьте напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13,2 В для генератора 9412.3701 и 13,6 В для генератора 371.3701. Если это не так, неисправны регулятор напряжения со щеточным узлом, обмотки генератора (обрыв или замыкание) или окислены контактные кольца обмотки возбуждения.

Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, выключите все потребители, кроме фар дальнего света, и вновь измерьте напряжение. Оно должно быть в пределах 13,2–14,7 В для генератора 9412.3701 и 13,6–14,6 В для генератора 371.3701.

Снятый регулятор напряжения генератора 9412.3701 можно проверить, подключив между щетками лампу (1–5 Вт, 12 В), а к выводам «D+» и «масса» – источник питания (только постоянного тока, «минус» – к «массе»!), вначале напряжением 12 В, а затем 15–16 В.

В первом случае лампа должна гореть, во втором – нет. Если лампа горит в обоих случаях, в регуляторе – пробой, если не горит – обрыв или нарушен контакт между щетками и выводами регулятора. В обоих случаях регулятор следует заменить. Для проверки регулятора генератора 371.3701 источник тока следует подключать к выводам «Б» и «В» («плюс») и «массе» («минус»).

Для проверки вентилей выпрямительного блока отсоедините провода от аккумуляторной батареи, генератора и от вывода (выводов) регулятора напряжения. «Плюс» батареи через лампу (1–5 Вт, 12 В) подсоедините к выводу «В+» генератора 9412.3701 (к выводу «30» генератора 371.3701), а «минус» – к его корпусу. Если лампа горит, то и в блоке «положительных», и в блоке «отрицательных» вентилей имеется короткое замыкание.

Для проверки замыкания в «положительных» вентилях «плюс» батареи через лампу соедините с выводом «В+» генератора 9412.3701 (с выводом «30» генератора 371.3701), а «минус» – с выводом одной из фазных обмоток статора. Если лампа горит, пробиты один или несколько положительных вентилей.

Для проверки замыкания в «отрицательных» вентилях «плюс» батареи через лампу соедините с выводом одной из фазных обмоток статора, а «минус» – с корпусом генератора. Если лампа горит, пробиты один или несколько отрицательных вентилей или обмотки статора замыкают на корпус генератора. Чтобы исключить замыкание обмоток, генератор снимают с автомобиля и, отсоединив обмотки от регулятора напряжения и выпрямительного блока, проверяют их замыкание на «массу» лампой или омметром. Вентили генератора можно также проверить омметром, не подключая аккумулятор и контрольную лампу.

Замыкание дополнительных диодов можно проверить, подключив «плюс» батареи через лампу к выводу «D» генератора 9412.3701 (к выводу «61» генератора 371.3701), а «минус» – к выводу одной из фазных обмоток статора (к одному из болтов крепления выпрямительного блока). Если лампа горит, один или несколько дополнительных диодов пробиты.

Обрыв основных вентилей определяется по резкому снижению тока отдачи (падению напряжения под нагрузкой). Однако это может быть также вызвано обрывом или замыканием в обмотках генератора. Обрыв в дополнительных вентилях можно определить по низкому напряжению на штекере «D» генератора 9412.3701 или штекере «61» генератора 371.3701 (ниже 14 В) при малой и средней частоте вращения ротора генератора.

Определить исправность каждого диода (основного или дополнительного) можно только на снятом выпрямительном блоке омметром или контрольной лампой. Выпрямительный блок при выходе из строя рекомендуется заменять в сборе. Допускается замена отдельных вентилей, однако для основных вентилей потребуется их перепрессовка в держателе – операция, требующая аккуратности и навыка. Обмотки статора и ротора проверяются специальным дефектоскопом или электронным осциллографом – по форме кривых напряжения.

Видео

Источник

Adblock
detector