Меню

Автомобильные генераторы для зила

Генератор ЗИЛ-133

Устройство и работа генератора

На автомобиле ЗИЛ-133Г2 установлен генера­тор типа Г250И1. Представляет собой трех­фазную 12-полюсную синхронную элек­трическую машину с встроенным кремниевым выпрямительным блоком и с проточ­ной вентиляцией. Устройство генератора показано на рис. 14.3.

В 18 пазах статора 13 заложена 3-фазная обмотка, соединенная в звезду. Каждая фаза имеет 6 катушек, соединенных по­следовательно. Концы каждой фазы подсоединены к выпрямительному блоку 1.

На валу 9 ротора установлена обмотка возбуждения и два когтеобразных магнитопровода 12, которые образуют 12-полюс- ную магнитную систему. Электрический ток поступает в обмотку возбуждения че­рез два кольца 4, установленных на валу ротора. С кольцами контактируют две щет­ки 6, расположенные в щеткодержателе 5. Вал генератора вращается в двух шарико­подшипниках 2 и 11 закрытого типа.

На переднем конце вала установлен на шпонке 8 шкив 10 с вентилятором 7. При вращении якоря вентилятор создает поток воздуха через генератор, охлаждая его.

Выпрямительный блок 1 установлен в крышке 3 и состоит из шести крем­ниевых диодов, соединенных в 3-фаз­ный выпрямитель.

На крышке со стороны контактных колец имеются: зажим «+» для под­ключения потребителей и штекерный разъем «Ш» для соединения с бескон­тактным регулятором напряжения.

На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ-133ГЯ устанавливается генератор типа Г287В. По конструкции он аналоги­чен генератору Г250И1. Но в генера­торе Г287В в отличие от Г250И1 обе щетки изолированы от корпуса авто­мобиля (массы). Это обусловлено тре­бованием совместной работы с регу­лятором напряжения типа РР132. Технические характеристики генера­торов:

Г250И1 Г278В
Номинальное напряжение, В 14 14
Номинальный ток, А 40 85
Начальная частота вращения ротора, при температуре окружающей среды и генератора (20 ± 5) / (25±10) о С * и напряжения 12,5/14 В * при независимом возбуждении, об/мин:
без нагрузки, не более 900 1020
при токе нагрузки 22/60 А * , не более 2000 2200
Максимальная частота вращения ротора, об/мин 6000 8000
Сопротивление обмотки возбуждения, Ом 3,7 3,6
Усилие, необходимое для сжатия щеточных пружин до 17,5 мм, гс 220±40 220±30

* В числителе — для Г250И1, в знаменателе — для Г287В.

Техническое обслуживание генера­тора. Для обеспечения надежной и безотказной работы генератор необ­ходимо содержать в чистоте. Перед вы­ездом надо проверить генератор по показанию указателя тока аккумулятор­ной батареи. При средней частоте вра­щения коленчатого вала двигателя ге­нератор должен отдавать зарядный ток, величина которого спадает по ме­ре восстановления заряда аккумуля­торной батареи. При исправной пол­ностью заряженной батарее и отклю­ченных потребителях отсутствие за­рядного тока не свидетельствует о не­исправности генератора.

В процессе эксплуатации при каж­дом ТО-2 необходимо проверить на­дежность крепления генератора к дви­гателю, состояние выводов «+» и «Ш», крепление шкива, натяжение ремня и соединение проводов с выво­дами генератора и регулятора напря­жения.

После первых 150 ООО км пробега для первой категории условий эксп­луатации и в дальнейшем при каж­дом четвертом ТО-2 необходимо:

снять генератор, очистить его от пыли и грязи и при необходимости разобрать;

проверить высоту щеток и упругость щеточных пружин. Высота щеток дол­жна быть не менее 8 мм. При необхо­димости щетки заменить и прошлифо­вать контактные кольца, если их из­нос превышает 0,5 мм на диаметр. Минимально допустимый диаметр контактных колец 29,3 мм;

внимательно осмотреть шарикопод­шипники и в случае обнаружения де­фектов заменить.

Основные неисправности генерато­ра приведены в табл. 14.1.

Причина неисправности Способ устранения
Генератор не дает зарядного тока (указатель тока показывает разрядный ток при номинальных оборотах двигателя) или дает зарядный ток но не обеспечивает хорошей зарядки аккумуляторной батареи.
Пробуксовка приводного ремня Натянуть ремень
Отсутствие контакта между щетками и кольцами:
заедание щеток в своих направляющих Очистить щеткодержатель и щетки, проверить упругость пружин.
загрязнение (замасливание) колец Протереть кольца ветошью, смоченной в бензине. Если загрязнение не удаляется, зачистить кольца шкуркой зернистостью 125
износ щеток (высота меньше 8 мм) Заменить щетки
Обрыв цепи возбуждения генератора Устранить обрыв (проверить в первую очередь места припайки выводов катушки возбуждения к контактным кольцам и исправность выводов катушки)
Неисправность регулятора напряжения Проверить и в случае необходимости отремонтировать или заменить регулятор.
Повреждение одного из диодов выпрямительного блока Проверить диоды с помощью прибора или контрольной лампы и при необходимости заменить поврежденный диод или выпрямительный блок в сборе.
Обрыв или короткое замыкание в фазе статора (обнаруживается по разнице сопротивлений фаз, превышающий 10%) Разобрать генератор, снять статор и проверить сопротивление фаз. При обрыве или коротком замыкании в одной из фаз заменить статор.
Повышенный шум генератора
Износ или повреждение подшипников Заменить подшипники
Наличие в генераторе постороннего предмета Удалить посторонний предмет
Деформация вентилятора Выправить вентилятор
Износ посадочного места подшипника Заменить крышку генератора

Разборка и сборка генератора. От­вернуть 2 винта крепления щеткодер­жателя к крышке и снять щеткодержа­тель с щетками. Отвернуть стяжные винты и снять крышку со стороны контактных колец со статором.

Отвернуть гайки крепления фазных выводов обмотки статора от выводов выпрямительного блока на крышке. Статор отделить от крышки. Отвер­нуть гайку крепления шкива. Снять шкив, вентилятор, дистанционную втулку и вынуть шпонку.

У генератора Г287В снять с вала крышку со стороны привода вместе с подшипником при помощи съемника. У генератора Г250И1 для этой цели необходимо использовать два резьбо­вых отверстия Мб с межцентровым расстоянием 70 мм в торце крышки. Отвернуть 4 винта, снять держатель подшипника и выпрессовать подшип­ник из гнезда крышки.

Сборка генератора производится в обратном порядке. Перед сборкой ге­нератора необходимо: очистить детали генератора от грязи; продуть сжатым воздухом; проверить не заедают ли подшипники и при необходимости заменить их; проверить не заедают ли щетки в щеткодержателе.

Контрольная проверка генератора. Генератор проверяют на испытатель­ном стенде, состоящем из электродви­гателя, позволяющего плавно изме­нять частоту вращения ротора до 5000 об/мин, реостата, позволяющего соз­давать нагрузку в цепи генератора до 100 А, аккумуляторной батареи, реостата в цепи возбуждения, рассчи­танного на силу тока 3—5 А, а также приборов: вольтметра постоянного тока, класса точности не ниже 1,0 со шкалой 0—30 В; амперметра постоян­ного тока, класса точности не ниже 1,5 со шкалой 0—50 А (для Г250И1) или 0—100 А (для Г287В); тахометра, позволяющего замерять частоту вра­щения от 0 до 5000 об/мин. Можно ис­пользовать контрольно-испытатель­ный стенд 532 или 532 М.

Рис. 14.4. Схема проверки генератора Г287В на стенде.

Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде при­ведена на рис. 14.4. * Частота враще­ния ротора генератора с нагрузкой и без нагрузки приведена в разделе «Устройство и работа генератора».

* Здесь и далее на электрических схемах согласно ГОСТ 2.710-81 приняты следующие обозначения: G — генератор; M — электродвигатель; PA — амперметр; PV — вольтметр; L — дроссель; R — регулятор; RK — терморезистор; VD — диод, стабилитрон; VT — транзистор; Q — выключатели в цепях питания оборудования; K — реле.

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!

Источник

Генератор ЗИЛ-133

Устройство и работа генератора

На автомобиле ЗИЛ-133Г2 установлен генера­тор типа Г250И1. Представляет собой трех­фазную 12-полюсную синхронную элек­трическую машину с встроенным кремниевым выпрямительным блоком и с проточ­ной вентиляцией. Устройство генератора показано на рис. 14.3.

В 18 пазах статора 13 заложена 3-фазная обмотка, соединенная в звезду. Каждая фаза имеет 6 катушек, соединенных по­следовательно. Концы каждой фазы подсоединены к выпрямительному блоку 1.

На валу 9 ротора установлена обмотка возбуждения и два когтеобразных магнитопровода 12, которые образуют 12-полюс- ную магнитную систему. Электрический ток поступает в обмотку возбуждения че­рез два кольца 4, установленных на валу ротора. С кольцами контактируют две щет­ки 6, расположенные в щеткодержателе 5. Вал генератора вращается в двух шарико­подшипниках 2 и 11 закрытого типа.

На переднем конце вала установлен на шпонке 8 шкив 10 с вентилятором 7. При вращении якоря вентилятор создает поток воздуха через генератор, охлаждая его.

Выпрямительный блок 1 установлен в крышке 3 и состоит из шести крем­ниевых диодов, соединенных в 3-фаз­ный выпрямитель.

На крышке со стороны контактных колец имеются: зажим «+» для под­ключения потребителей и штекерный разъем «Ш» для соединения с бескон­тактным регулятором напряжения.

На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ-133ГЯ устанавливается генератор типа Г287В. По конструкции он аналоги­чен генератору Г250И1. Но в генера­торе Г287В в отличие от Г250И1 обе щетки изолированы от корпуса авто­мобиля (массы). Это обусловлено тре­бованием совместной работы с регу­лятором напряжения типа РР132. Технические характеристики генера­торов:

Г250И1 Г278В
Номинальное напряжение, В 14 14
Номинальный ток, А 40 85
Начальная частота вращения ротора, при температуре окружающей среды и генератора (20 ± 5) / (25±10) о С * и напряжения 12,5/14 В * при независимом возбуждении, об/мин:
без нагрузки, не более 900 1020
при токе нагрузки 22/60 А * , не более 2000 2200
Максимальная частота вращения ротора, об/мин 6000 8000
Сопротивление обмотки возбуждения, Ом 3,7 3,6
Усилие, необходимое для сжатия щеточных пружин до 17,5 мм, гс 220±40 220±30

* В числителе — для Г250И1, в знаменателе — для Г287В.

Техническое обслуживание генера­тора. Для обеспечения надежной и безотказной работы генератор необ­ходимо содержать в чистоте. Перед вы­ездом надо проверить генератор по показанию указателя тока аккумулятор­ной батареи. При средней частоте вра­щения коленчатого вала двигателя ге­нератор должен отдавать зарядный ток, величина которого спадает по ме­ре восстановления заряда аккумуля­торной батареи. При исправной пол­ностью заряженной батарее и отклю­ченных потребителях отсутствие за­рядного тока не свидетельствует о не­исправности генератора.

В процессе эксплуатации при каж­дом ТО-2 необходимо проверить на­дежность крепления генератора к дви­гателю, состояние выводов «+» и «Ш», крепление шкива, натяжение ремня и соединение проводов с выво­дами генератора и регулятора напря­жения.

После первых 150 ООО км пробега для первой категории условий эксп­луатации и в дальнейшем при каж­дом четвертом ТО-2 необходимо:

снять генератор, очистить его от пыли и грязи и при необходимости разобрать;

проверить высоту щеток и упругость щеточных пружин. Высота щеток дол­жна быть не менее 8 мм. При необхо­димости щетки заменить и прошлифо­вать контактные кольца, если их из­нос превышает 0,5 мм на диаметр. Минимально допустимый диаметр контактных колец 29,3 мм;

внимательно осмотреть шарикопод­шипники и в случае обнаружения де­фектов заменить.

Основные неисправности генерато­ра приведены в табл. 14.1.

Причина неисправности Способ устранения
Генератор не дает зарядного тока (указатель тока показывает разрядный ток при номинальных оборотах двигателя) или дает зарядный ток но не обеспечивает хорошей зарядки аккумуляторной батареи.
Пробуксовка приводного ремня Натянуть ремень
Отсутствие контакта между щетками и кольцами:
заедание щеток в своих направляющих Очистить щеткодержатель и щетки, проверить упругость пружин.
загрязнение (замасливание) колец Протереть кольца ветошью, смоченной в бензине. Если загрязнение не удаляется, зачистить кольца шкуркой зернистостью 125
износ щеток (высота меньше 8 мм) Заменить щетки
Обрыв цепи возбуждения генератора Устранить обрыв (проверить в первую очередь места припайки выводов катушки возбуждения к контактным кольцам и исправность выводов катушки)
Неисправность регулятора напряжения Проверить и в случае необходимости отремонтировать или заменить регулятор.
Повреждение одного из диодов выпрямительного блока Проверить диоды с помощью прибора или контрольной лампы и при необходимости заменить поврежденный диод или выпрямительный блок в сборе.
Обрыв или короткое замыкание в фазе статора (обнаруживается по разнице сопротивлений фаз, превышающий 10%) Разобрать генератор, снять статор и проверить сопротивление фаз. При обрыве или коротком замыкании в одной из фаз заменить статор.
Повышенный шум генератора
Износ или повреждение подшипников Заменить подшипники
Наличие в генераторе постороннего предмета Удалить посторонний предмет
Деформация вентилятора Выправить вентилятор
Износ посадочного места подшипника Заменить крышку генератора

Разборка и сборка генератора. От­вернуть 2 винта крепления щеткодер­жателя к крышке и снять щеткодержа­тель с щетками. Отвернуть стяжные винты и снять крышку со стороны контактных колец со статором.

Отвернуть гайки крепления фазных выводов обмотки статора от выводов выпрямительного блока на крышке. Статор отделить от крышки. Отвер­нуть гайку крепления шкива. Снять шкив, вентилятор, дистанционную втулку и вынуть шпонку.

У генератора Г287В снять с вала крышку со стороны привода вместе с подшипником при помощи съемника. У генератора Г250И1 для этой цели необходимо использовать два резьбо­вых отверстия Мб с межцентровым расстоянием 70 мм в торце крышки. Отвернуть 4 винта, снять держатель подшипника и выпрессовать подшип­ник из гнезда крышки.

Сборка генератора производится в обратном порядке. Перед сборкой ге­нератора необходимо: очистить детали генератора от грязи; продуть сжатым воздухом; проверить не заедают ли подшипники и при необходимости заменить их; проверить не заедают ли щетки в щеткодержателе.

Контрольная проверка генератора. Генератор проверяют на испытатель­ном стенде, состоящем из электродви­гателя, позволяющего плавно изме­нять частоту вращения ротора до 5000 об/мин, реостата, позволяющего соз­давать нагрузку в цепи генератора до 100 А, аккумуляторной батареи, реостата в цепи возбуждения, рассчи­танного на силу тока 3—5 А, а также приборов: вольтметра постоянного тока, класса точности не ниже 1,0 со шкалой 0—30 В; амперметра постоян­ного тока, класса точности не ниже 1,5 со шкалой 0—50 А (для Г250И1) или 0—100 А (для Г287В); тахометра, позволяющего замерять частоту вра­щения от 0 до 5000 об/мин. Можно ис­пользовать контрольно-испытатель­ный стенд 532 или 532 М.

Рис. 14.4. Схема проверки генератора Г287В на стенде.

Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде при­ведена на рис. 14.4. * Частота враще­ния ротора генератора с нагрузкой и без нагрузки приведена в разделе «Устройство и работа генератора».

* Здесь и далее на электрических схемах согласно ГОСТ 2.710-81 приняты следующие обозначения: G — генератор; M — электродвигатель; PA — амперметр; PV — вольтметр; L — дроссель; R — регулятор; RK — терморезистор; VD — диод, стабилитрон; VT — транзистор; Q — выключатели в цепях питания оборудования; K — реле.

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!

Источник

Adblock
detector