Электронная система стабилизации, или ESP, представляет собой усовершенствованную систему помощи при вождении, которая помогает водителю, когда весь автомобиль начинает заносить. Несмотря на то, что он дебютировал только в 1995 году и изначально устанавливался только на автомобили высокого класса, сегодня он стал практически стандартом. Для чего нужна ESP и как она работает? Прочти и проверь!
ESP — структура и применение
Впервые ESP появилась в Mercedes S600, но вскоре эту систему стали использовать Lexus, BMW и Cadillac. Сегодня практически каждый новый автомобиль имеет ESP. Система состоит из трех компонентов: гидравлического насоса, системы управления и сети датчиков, таких как датчик скорости относительно земли, датчик угла поворота рулевого колеса и датчик скорости вращения колеса.
Система ESP активируется, когда автомобиль «падает» за пределы траектории, выбранной водителем. Чаще всего такая ситуация возникает в момент сильного проскальзывания. ESP гораздо чаще включается зимой, когда дорожные условия сложные и даже чуть большая скорость может привести к полной потере сцепления с дорогой. Однако это не означает, что ESP бесполезна в летних условиях. Используется при очень резком объезде препятствий, предоставляя водителю контроль над транспортным средством и минимизируя опасность.
Принцип работы ESP
Когда колесо скользит, автомобиль стабилизируется системой контроля тяги. Однако, когда весь автомобиль съезжает с трассы, в дело вступает ESP. Система получает сигналы от датчиков, в частности от датчика угла поворота рулевого колеса и датчика скорости автомобиля. На этой основе он определяет желаемый путь движения, установленный водителем. Затем он использует информацию от датчика, измеряющего поперечное ускорение и скорость вращения колеса.
Путем сравнения двух наборов данных он определяет разницу между желаемым и фактическим треком и активирует процедуры для корректировки этого трека. Желтый свет с аббревиатурой ESP на приборной панели информирует о том, что система работает. Работа системы заключается в соответствующем торможении колес и снижении крутящего момента двигателя, чтобы автомобиль вернулся на нужный путь. Так что в какой-то мере эту систему можно сравнить с аварийным «автопилотом», потому что он за короткий момент принимает решение водителя о торможении колес и количестве газа. Как только автомобиль стабилизируется, система отключается и снова отключается, снова предоставляя водителю полный контроль над автомобилем.