Меню

Дизель генератор 4ч10 5 13

Дизель ч10,5/13

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ДИЗЕЛЕЙ Ч10,5/13

Остов двигателя состоит из блок-картера и крышек цилиндров. По конструкции блок-картер одно- и двухцилиндровых двигателей отличается от блок-картера многоцилиндровых двигателей.
Блок-картер одно- и двухцилиндровых двигателей — чугунный литой, туннельного типа.
В передней стенке и во вставной крышке задней стенки блок-картера установлены в гнездах два опорных шарикоподшипника коленчатого вала. Шарикоподшипник в задней крышке является одновременно и упорным. В тех же стенках имеются гнезда для подшипников распределительного валика. В нижней части блок-картера имеются люки для доступа к шатунным подшипникам. В переднем отсеке блок-картера размещены регулятор и шестеренчатый привод распределительного валика. Отсек спереди закрывается крышкой крепления агрегатов. На верхней горизонтальной площадке отсека установлен корпус топливного и масляного фильтров. Нижняя часть блок-картера образует маслосборник.
Блок-картер четырех- и шестицилиндровых двигателей чугунный литой, разделен перегородками на отсеки по числу цилиндров. В средней части каждой перегородки имеются постели верхних вкладышей коренных подшипников подвесного коленчатого вала. Крышки коренных подшипников крепятся к перегородкам. Вкладыши коренных подшипников изготовлены из алюми-ниево-никелевого сплава. Средний коренной подшипник упорный. В перегородках блок-картера (через одну) установлены бронзовые подшипники распределительного валика.
В боковых стенках блок-картера имеются смотровые люки, закрытые крышками. Между смотровыми люками, расположенными со стороны топливного насоса, имеется прилив с наклонным отверстием для щупа маслоуказателя.
В переднем отсеке блок-картера, закрытом крышкой крепления агрегатов, размещается шестеренчатый привод распределительного валика. На верхней горизонтальной площадке переднего отсека установлены масляный фильтр и холодильник масла. Снизу к картеру крепится силуминовый поддон, образующий маслосборник.
В верхней части блок-картера, образующей рубашку цилиндров, размещены втулки цилиндров. В верхней плоскости блок-картера имеются отверстия для перепуска воды в полость крышки, и шпильки для крепления крышек цилиндров.
Со стороны топливного насоса блок-картер имеет полость, в которой размещен привод клапанов. Полость закрыта крышкой.
Втулки цилиндров чугунные, литые. Наружная поверхность втулки хромированная. Водяное уплотнение втулки в верхней части достигается притиркой ее бурта, внизу двумя резиновыми кольцами.
Крышки цилиндров дизелей чугунные, литые, блочные на два цилиндра. Уплотнение между крышкой и блок-картером осуществляется асбостальной прокладкой. В крышке размещены: впускной и выпускной клапаны, вставка вихревой камеры, форсунка и свеча накаливания.
Вихревая камера имеет форму шара и состоит из двух частей, верхней части, выполненной в крышке цилиндра, и нижней вставной части из жароупорной стали.
Впускные и выпускные полости клапанов выходят на одну сторону. Средняя полость впускная, общая для двух цилиндров, крайние полости выпускные.

Кривошипно -шатунный механизм

Коленчатый вал одно- и двухцилиндровых двигателей штампованный из углеродистой стали с круглыми щеками, к которым прикреплены противовесы. Поверхность шатунных шеек закалена токами высокой частоты. У двухцилиндрового двигателя коленчатый вал двухопорный. К коленчатому валу масло подводится через маслоподводящую шайбу. Для подвода масла к шатунным шейкам в щеках вала имеются сверления.
Полости шатунных шеек сообщаются между собой через отверстие в средней щеке.
Коленчатый вал четырех- и шестицилиндровых двигателей, кованный из углеродистой стали, имеет круглые щеки и полые шатунные шейки. Поверхность коренных и шатунных шеек закалена токами высокой частоты. Вал имеет наклонные отверстия для подвода масла от коренных шеек к шатунным. Масло к коренным шейкам подается по каналам в перегородках блок-картера. На заднем конце вал имеет фланец или конус для крепления маховика. На переднем конце вала закреплены шестерни привода газораспределения и водяного насоса.
Шатуны дизелей штампованные из углеродистой стали, стержень шатуна двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна разъемная, плоскость разъема расположена под углом 45° к стержню шатуна. Крышка нижней головки штампованная стальная, крепится двумя болтами, ввернутыми в тело шатуна. Вкладыши нижней головки шатуна изготовлены из алюминиево-никелевого сплава.
Поршень одно- и двухцилиндровых двигателей литой, чугунный; у четырех и шестицилиндровых двигателей изготовляется из алюминиевого сплава АК-4.
На поршне устанавливается шесть поршневых колец, четыре из которых компрессионные прямоугольного сечения, два маслосъемные. Все кольца чугунные, верхнее компрессионное кольцо хромированное. Поршневой палец стальной, цементированный плавающего типа.

Читайте также:  Оппортунист ролевая модель 4 6 генератор авторитет сакральный

Двигатель имеет один распределительный валик стальной, кованый. Для одно- и двухцилиндровых двигателей он откован заодно с кулачками впускных, выпускных клапанов и топливных насосов. Профиль впускных и выпускных кулачков одинаковый. Распределительный валик уста¬новлен на двух шарикоподшипниках и приводится во вращение от коленчатого вала через шестеренчатую передачу. На распределительном валике четырех- -и шестицилиндровых двигателей для привода топливного насоса устанавливается шестерня. Распределительный валик двигателей установлен в бронзовых подшипниках.

Топливная система двигателей состоит из подкачивающего насоса, фильтра, топливного насоса высокого давления, форсунок и трубопроводов. На одно- и двухцилиндровых двигателях подкачивающий насос не устанавливается.
Подкачивающий насос поршневого типа, подающий топливо под давлением 1-1,5 кг/см2 , установлен непосредственно на блочном топливном насосе высокого давления.
Фильтры. В топливной системе двигателя устанавливается войлочный фильтр, на форсунке щелевой фильтр.
Топливный насос высокого давления. На одно- и двухцилиндровом двигателях устанавливаются индивидуальные одноплунжерные насосы, на четырех и шестицилиндровых — блочные. Регулирование количества подаваемого топлива производится изменением конца подачи посредством поворота плунжера насоса, имеющего на цилиндрической поверхности спиральную отсечную кромку. Привод индивидуальных топливных насосов осуществляется от распределительного валика. Валик привода блочного топливного насоса с распределительным валиком двигателя соединяется при помощи шестерен, а с кулачковым валиком топливного насоса при помощи эластичной муфты.
Форсунка закрытого типа со штифтовым распылителем. Давление открытия иглы 140 ± 5 кг/см*. Диаметр соплового отверстия 1,5 мм. Угол конуса штифта 15°.

На двигателе устанавливаются регуляторы одного из двух типов:
1) всережимный центробежный прецизионный регулятор РИМ, прямого действия с упруго присоединенным катарактом и изменяемой степенью неравномерности. Регулятор устанавливается
на двигателях, предназначенных для соединения с генераторами переменного тока, работающими параллельно на общую сеть;
2) однорежимный предельный регулятор, допускающий незначительную регулировку числа оборотов.

В систему смазки двигателей входит:
1) масляный насос шестеренчатого типа, у одно- и двухцилиндровых двигателей устанавливается на переднем торце двигателя и приводится в действие от коленчатого вала через хвостовик, а у четырех- и шестицилиндровых двигателей при помощи шестерен;
2) фильтр основной очистки сетчато-войлочного типа;
3) масляный холодильник диафрагменного типа, у четырех- и шестицилиндровых двигателей устанавливается на общем корпусе с фильтром основной очистки;
4) фильтр тонкой очистки с картонным патроном ДАСФО-1;
5) сетчатый приемный фильтр в поддоне. Насос засасывает масло из поддона через приемный фильтр и нагнетает его через фильтр основной очистки в масляную магистраль и фильтр тонкой очистки. На четырех- и шестицилиндровых двигателях масло из фильтра основной очистки
подается в магистраль через холодильник. Давление в системе 1,5—3 кГ/см*.

Система охлаждения двигателей может быть замкнутой, двухконтурной или проточной в зависимости от назначения двигателя. При проточной системе охлаждения двигатели снабжаются одним циркуляционным водяным насосом вихревого типа, с шестеренчатым приводом от коленчатого вала, установленным на крышке крепления агрегатов. При замкнутой системе охлаждения двигатели снабжаются дополнительным центробежным насосом забортной воды, который прокачивает воду через теплообменник. Этот насос устанавливается на крышке крепления агрегатов и приводится в действие от валика паразитной шестерней, с которой входит в зацепление хвостовик валика водяного насоса. Циркуляционный водяной насос нагнетает воду в центральную магистраль блок-картера, откуда вода поступает в зарубашечное пространство цилиндров и перетекает в полость крышки цилиндров, а затем в сливной трубопровод. У четырех- и шестицилиндровых двигателей охлаждается выпускной коллектор. В торце холодильника установлен термостат.

Пуск двигателей 1ч 2ч10,5/13 осуществляется вручную. Двигатели 2ч10,3/13, кроме того, оборудуются, также как двигатели 4ч10,5/13 6ч10,5/13, электрическим пуском. Система электрического пуска включает стартер СТ-25, аккумуляторную батарею 6СТ-128 или 6СТ144, зарядный генератор ГСК-1500, реле напряжения и свечи накаливания.

На двигателях устанавливаются следующие контрольно-измерительные приборы: 1) аэротермометры для контроля за температурами масла в поддоне дизеля и воды; 2) манометр для контроля за давлением в масляной магистрали; 3) дистанционный электротахометр ТЭ-204

Судовые модификации
На базе дизелей 1ч10,5/13 и 2ч10,5/13 выпускаются судовые модификации, представляющие собой дизели, спаренные с реверсивно-редукторной передачей.
Реверс-редуктор состоит из реверсивного фрикционного механизма сцепления и шестеренчатого редуктора, смонтированных в общем картере.
Картер реверс-редуктора крепится к кожуху маховика. Механизм сцепления, расположенные в картере, крепится к маховику. На судовых дизелях 1ЧСП10,5/13 охлаждается шестеренчатый редуктор.
Дизель 2ЧСП10,5/13-1 в отличие от дизеля 2ЧСП10,5/13-2 дополнительно имеет электрический стартер для пуска и оборудован всережимным регулятором числа оборотов.
Шатунные шейки коленчатого вала этого дизеля закалены токами высокой частоты. Вкладыши нижней головки шатуна стальные, залиты свинцовистой бронзой.
Стационарные модификации
Дизели 1ДМ2, 2ДМ2. Одно-, двух- и четырехцилиндровые дизели этих марок имеют замкнутую систему охлаждения с радиатором. Для обдува радиатора дизели дополнительно оборудованы вентилятором и его приводом.
Дизели 1ДМЗ, 2ДМЗ, 4ДМЗ, 4ДМ13 и 4ДМ11 стационарные автоматизированные.
Одно-, двух- и четырехцилиндровые дизели этих марок имеют замкнутую систему охлаждения с радиатором и оборудованы приборами автоматического управления.
Дизели 1ДМ3,2ДМ3 и 4ДМ3 оборудованы устройством аварийно-предупредительной сигнализации.
Дизель 4ДМ13, четырехцилиндровый, оборудован устройством аварийно-предупредительной сигнализации и автоматическим запуском.
Дизель 4ДМ11 полностью автоматизированный с дистанционным запуском.

Читайте также:  Генератор штрих кодов акцизных марок по алкоголю

Источник

Дизели типа Ч10,5/13

Дизели 4Ч10,5/13 предназначены для использования в качестве главных судовых двигателей, а также для привода генераторов, насосов, компрессоров и других механизмов.

Поперечный и продольный разрезы основной модели дизеля приведены на рис. 18, 19, а общий вид — на рис. 17.

Рис. 17. Дизель 4Ч10,5/13 (К-962)

Блок цилиндров литой чугунный со вставными «мокрыми» втулками, К нижней части блока крепится поддон, который служит резервуаром для смазочного масла.

Крышки цилиндров литые чугунные, общие для двух смежных цилиндров. В крышке цилиндров (для каждого цилиндра) расположены впускной и выпускной клапаны и форсунка.

Поршни штампованные из алюминиевого сплава. Поршневые кольца изготовляются из специального чугуна, верхнее компрессионное кольцо хромированное.
Шатуны штампованные, двутаврового сечения, с косым разъемом кривошипной головки.

Коленчатый вал цельный, штампованный из стали, его шейки закалены токами высокой частоты.
Вкладыши шатуна и коленчатого вала биметаллические, взаимозаменяемые.

Газораспределительные клапаны приводятся через толкатели, штанги и коромысла от распределительного вала, размещенного в блоке цилиндров.

В зависимости от назначения агрегата дизели поставляются с регулятором двух типов. Центробежные однорежимные регуляторы с изменяемой степенью неравномерности устанавливаются как на стационарные, так и на судовые дизель-генераторы. Главные судовые дизели, работающие на гребной винт, и дизели, предназначенные для транспортных установок и привода различных механизмов, имеют центробежный всережимный регулятор.

Топливная система состоит из подкачивающего насоса с механизмом ручной подкачки топлива, топливного фильтра, топливного насоса высокого давления, форсунок и трубопроводов.

Система смазки дизеля циркуляционная под давлением, с «мокрым» картером. Основными элементами системы являются: шестеренный насос, фильтр-холодильник (для дизелей с водо-водяной системой охлаждения) или радиатор (для дизелей с водовоздушнон системой охлаждения), центрифуга, трубопроводы и контрольно-измерительные приборы.

Дизели в судовом исполнении оборудуются двухконтурной системой охлаждения с водо-водяным охладителем, состоящей из замкнутого контура пресной воды и незамкнутого контура проточной воды.

Дизели стационарного исполнения оборудуются водовоздушной системой охлаждения с радиатором. Жидкость в радиаторе охлаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором.

Пуск дизеля осуществляется электростартером. Перед пуском производится прокачка дизеля маслом.

Впускной тракт выполнен с воздушным фильтром или с шумоглушителем.

Дизели подготовлены к. оборудованию системами аварийно-предупредительной сигнализации и защиты или оборудованы ими.

Дизели поставляются комплектно с контрольно-измерительными приборами, набором инструментов и приспособлений, необходимым для обслуживания, разборки и сборки, а также комплектом запасных частей.

Дизели могут быть поставлены в общепромышленном, экспортном и экспортно-тропическом исполнении.

Рис. 19. Поперечный разрез дизеля 4Ч10,5/13 (К-962)

Рис. 19. Продольный разрез дизеля 4Ч10,5/13 (К-962)

ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ГЛАВНЫЕ 4Ч10,5/13

На базе дизелей 4Ч10,5/13 выпускаются главные судовые двигатели с реверс-редукторными передачами РРП-20-2 и РРП-20-3 (модели К-167-2 и К-167-3 соответственно).

На переднем торце дизели имеют муфту частичного отбора мощности.

Габаритный чертеж двигателя 4ЧСП10,5/13 показан на рис. 20. В табл. 11 приведены основные технические данные дизелей.

топлива при номинальной мощности с учетом потерь в редукторе

Показатели К-167М2-2 К-167М2-3
Мощность номинальная, кВт 29,4
Частота вращения, мин-1 1500
Среднее эффективное. давление, бар 5,3
Удельный расход, г/кВт-ч:
16
Топливо Дизельное ГОСТ 305—82
Масло М-10В2,М-10В2С
ГОСТ 12337—84
Технические условия ТУ24-6-6707—75
Код ОКП 1241 5 2300

Рис. 20. Габаритный чертеж дизеля 4ЧСП10.5/13 (К-167)

ДИЗЕЛИ ЦЕЛЕВЫХ НАЗНАЧЕНИИ 4Ч10,5/13

Дизели целевых назначений применяются для привода генераторов переменного и постоянного тока, насосов, компрессоров и других механизмов в судовых и стационарных условиях. В зависимости от назначения модификации имеют конструктивные отличия по приводу отбора мощности, степени автоматизации, системам охлаждения.

Дизель К-962М2 — судовой вспомогательный, с аварийно-предупредительной сигнализацией. Отбор мощности производится через эластичную муфту. Охлаждение двухконтурное водо-водяное. Пуск выполняется электростартером.

Дизель К-562М2 в отличие от дизеля К-962М2 в агрегате автоматизирован по 2-й степени ГОСТ 14228—80.

Дизель К-360М2 в отличие от дизеля К-962-М2 имеет водовоздушную систему охлаждения с радиатором и электровентилятором, автоматизирован по 2-й или 3-й степени (в агрегате). Электровентилятор, радиаторы воды и масла, а также бачок подогрева воды и масла смонтированы на отдельной подставке.

Дизель К-564М2 в отличие от дизеля К-962М2 не имеет системы подзаряда аккумуляторных батарей. Кожух маховика выполнен из чугуна для фланцевого крепления генератора. Дизель К-564М2 предназначен для дизель-электрических агрегатов серии АСДА. Дизель К-564М2А1 подготовлен к автоматизации по 1-й степени, а К-564М2А2 — по 2-й степени.

Дизель К-364М2 имеет то же назначение, что и дизель К-564М2, снабжен водовоздушной системой охлаждения с радиатором и электровентилятором. Дизель К-364М2А1 подготовлен к автоматизации по 1-й степени, К-364М2А2 — по 2-й степени.

Основные технические данные дизелей приведены в табл. 12, габаритный чертеж дан на рис. 21.

топлива на номинальной мощности

Показатели К-962М2 К-562М2 К-360М2 К-364М2А1 К-364М2А2 К-564М2А1 К-564М2А2
Назначение Для привода генераторов в судовых условиях Для привода генераторов в стационарных дизель-электрических агрегатах
Мощность номинальная, кВт 29,4 29,4
Частота вращения, мин-1 1500 1500
Среднее эффективное давление, бар 5,3 5,3
Средняя скорость поршня, м/с 6,5 6,5
Удельный расход, г/кВт-ч:
1157 1208 1242 1152 1157
Масса (сухая), кг 625 625 540 610,63 675,69
Топливо Дизельное ГОСТ 305—82
Масло Моторное М-10 В2, М-10В2С ГОСТ 12337—84
Технические условия ТУ24-6-
6703—74
ТУ24-6-
320—76
ТУ24-6-
318—76
ТУ24-6-
094—83
ТУ24-6-
095—83
Код ОКП 31 2135 3000

Рис. 21. Габаритный чертеж дизеля 4Ч10,5/13

ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ С ДИЗЕЛЯМИ 4Ч10,5/13

Дизель-генераторы предназначены для установки на судах и в стационарных условиях.

Стационарный дизель-генератор ДГА-24М2, автоматизированный по 2-й и 3-й степенями, предназначен для работы на необслуживаемых пунктах радиорелейных линий связи для питания аппаратуры переменным током.

Автоматизированный по 2-й степени вспомогательный дизель-генератор ДГА-25М2-9 предназначен для работы в качестве источника электрической энергии, резервирующего работу валогенератора на малых ходах и при маневрах. Дизель-генератор

ДГА-25М2-9 автоматически включается при падении частоты в судовой сети на 20%, принимает нагрузку и работает без постоянного наблюдения.
Автоматизированные вспомогательные судовые дизель-генераторы переменного тока ДГР25М2/ 1500 и постоянного тока ДГР25М2/1500П предназначены для питания электрической энергией силовых и осветительных установок при раздельной и параллельной работе.

Основные технические данные дизель-генераторов приведены в табл. 13, общий вид дизель-генератора ДГА-24М2 — на рис. 22, габаритный чертеж дизель-генератора ДГР25М2/1500 — на рис. 23.

топлива на номинальной мощности

Показатели ДГА-2-24М2 ДГА-3-24М2 ДГА-25М2-9 ДГР25М2/1500 ДГР25М2/1500П
Обозначение [марка]:
ЕСС-82-4У2 МСК-82-4 или
МСС-82-4
МСК-82-4 или
МСС-82-4
П72М
Мощность номинальная, кВт 26 25 25 24,5
Частота вращения, мин-1 1500 1500 1500 1500
Род тока Переменный трехфазный Постоянный
Частота тока, Гц 50
Напряжение, В 400 230 или 400 230 или 400 115 или 230
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 2 или 3 2 1
Удельный расход, г/кВт-ч:
1230 1300 1370 1260
Технические условия ТУ24-6-
318- 76
ТУ24-6-
320—76
ТУ24-6-
9502—77
ТУ24-6-
9503-77
Код ОКП 31 2125 3400 31 2125 470 31 2125 3000

Рис. 22. Дизель-генератор ДГА-24М2

Рис. 23. Габаритный чертеж дизель-генератора ДГР25М2/1500

Источник

Adblock
detector