Дизели 6ЧН21/21
Дизели 6ЧН21/21 — четырехтактные, шестицилиндровые, тронковые, с непосредственным впрыском топлива, газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха, в рядном и V-образ-ном исполнениях. Дизели предназначены для промышленных тепловозов, силовых агрегатов буровых установок и дизель-генераторов для карьерных самосвалов.
Остов дизеля 6ЧН21/21 состоит из литого чугунного блок-картера с подвесной системой подшипников коленчатого вала.
Снизу блок-картер закрывается сварным поддоном, являющимся резервуаром для заливаемого в дизель масла.
На переднем торце дизеля крепятся водяной насос охлаждения дизеля и водяной насос охлаждения наддувочного воздуха, реле частоты вращения, топливные фильтры, топливоподкачивающий насос, редукционный клапан масляной системы.
С левой стороны дизеля устанавливается регулятор скорости с рабочим стоп-устройством, топливный насос высокого давления, впускной коллектор, холодильник наддувочного воздуха, электростартер.
На правой стороне дизеля устанавливается турбокомпрессор, выпускной коллектор, система вентиляции картера.
Крышки цилиндров — из высокопрочного чугуна, отдельные для каждого цилиндра. Впускные и выпускные клапаны из жаропрочной стали с наплавкой сплавом ВЗК. Водяная полость блок-картера специальными отверстиями в верхней плоскости сообщается с водяной полостью крышек цилиндров. Крышки опираются на бурт втулки цилиндров и крепятся к верхней плоскости посредством шпилек и гаек, стык крышки и втулки уплотняется от прорыва газов медной прокладкой.
Втулки цилиндров из легированного чугуна вставляются в специальные расточки блока. В пространстве между втулками и стенками блок-картера циркулирует охлаждающая жидкость. Полость охлаждения уплотняется кольцами из теплостойкой резины.
Поршни дизеля литые из алюминиевого сплава. Головка поршня охлаждается маслом. Поршневой палец плавающего типа.
Шатуны стальные с двутавровым сечением стержня, в котором имеется отверстие для подвода масла к поршневому пальцу и для охлаждения головки поршня. Кривошипная головка шатуна выполняется с косым разъемом.
Коленчатый вал дизеля штампованный из легированной стали. Азотация шеек обеспечивает повышение износостойкости и усталостной прочности последних. Для уменьшения напряжений от крутильных колебаний на переднем конце коленчатого вала имеется фланец для установки гидравлического демпфера крутильных колебаний и для крепления фланца дополнительного отбора мощности.
В передней части поддона размещается масляный насос. В непосредственной близости к дизелю располагаются масляные фильтры грубой и тонкой очистки и охладитель масла.
ДИЗЕЛИ ЦЕЛЕВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ 6ЧН21/21 И ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ
Дизель 211Д-ЗМ используется в качестве тягового двигателя на промышленных тепловозах. На дизеле установлены датчики, приемные и исполнительные электрические устройства, которые вместе с соответствующими системами тепловоза обеспечивают управление, аварийно-предупредительную сигнализацию и защиту дизеля.
Дизели 211Д-ЗМ могут изготовляться в экспортном и экспортно-тропическом исполнении. Общий вид дизеля 211Д-ЗМ показан на рис. 73, его габаритный чертеж — на рис. 74.
Рис. 73. Дизель 6ЧН21/21 (211Д-ЗМ)
Рис. 74. Габаритный чертеж дизеля 6ЧН21/21 (211Д-ЗМ)
Дизель 210Д-Г, снабженный гидротрансформатором ГЗ-675 выпускается в составе силового агрегата СА10-1 для привода буровых установок.
Дизель 6ЧН21/21 (6ДМ-21Б) с V-образным расположением цилиндров предназначен для дизель-генератора ДГ-600А, устанавливаемого на карьерных самосвалах особо большой грузоподъемности.
Технические характеристики дизелей 6ЧН21/ 21 приведены в табл. 33.
Показатели | 210Д-2 | 211Д-ЗМ | 6ДМ-21Б |
Назначение | Для силового агрегата СА10—1 | Тепловозный | Для дизель-генератора ДГ-600Л |
Расположение цилиндров | Рядное | V-образное | |
Мощность стандартная, кВт | 484 | 629 | 838 |
Частота вращения, мин-1 | 1200 | 1200 | 1500 |
Среднее эффективное давление, бар | 10,8 | 13,9 | 15,1 |
Средняя скорость поршня, м/с | 8,4 | 8,4 | 10,5 |
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 | 1 | 2 | 1 |
Стандартный удельный расход, г/кВт-ч: | |||
1870 | 1910 | 1590 | |
Топливо | Дизельное Л-0,2-61, Л-0,5-61 ГОСТ 305—82 | Дизельное Л-0,2-40, Л-0,5-40, 3-0,2-35, 3-0,5-35, А-0,2-30, А-0,5-30 ГОСТ 305—82 | |
Масло | Моторное М-14В2, М-14Г2 ГОСТ 12337—84 | Моторное М-14В2 ГОСТ 12337—84 | |
Технические уcловия | ТУ 24.06. 274—88 | ТУ 24.06. 140—89 | ТУ 108-694—84 |
Код ОКП | 31 2336 2300 | 31 2336 4100 | 31 2336 4300 |
Силовой агрегат СА10-1 предназначен для привода буровых установок. На буровой установке для одновременной работы на общую трансмиссию могут применяться два — четыре агрегата СА10-1 с последующей раздачей мощности на различные исполнительные механизмы.
Силовой агрегат оборудован системой дистанционного управления ДАУР-6М1 с пультами управления и системой , аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.
Агрегаты могут изготовляться в экспортном и экспортно-тропическом исполнении.
Техническая характеристика | |
Мощность полная, кВт | 375 |
Частота вращения, мин-1 | 11200 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | |
2855 | |
Технические условия | ТУ 24.06.274—88 |
Дизель-генератор ДГ-600А с дизелем 6ДМ-21Б изготовляются по технической документации ПО «Турбомоторный завод». Конструкция дизеля 6ДМ-21 описана в разделе продукции этого предприятия.
Техническая характеристика | |
Мощность номинальная, кВт | 630 |
Частота вращения, мин-1 | 1500 |
Обозначение генератора | ГПЛ-600 |
Род тока | Постоянный |
Напряжение, В | 650 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | |