Меню

Где заменить щетки генератора

Неисправности щеток генератора: найти и устранить

Одна из проблем с электрикой автомобиля подразумевает износ щеток генератора. Если преобразователь тока выходит из строя, то многие водители спешат его выбросить и покупают новый. Однако часто проблема кроется в истирании угольков — достаточно их заменить, и деталь снова заработает.

Где находятся щётки генератора и для чего они нужны

Щетки применяются в любом электрическом двигателе, каковым является и автомобильный генератор. Они расположены под крышкой устройства, непосредственно соприкасаются с вращающимся коллектором преобразователя (ламелями) на роторе. Ламели — это медные контакты в виде колец, которых на преобразователе всего два.

Как и было написано, графитовые угольки расположены под крышкой — задней, которая на установленном преобразователе смотрит в сторону двигателя. Чтобы вытащить их, не нужно целиком демонтировать генератор с машины, щеточный узел держится на одном болте и подключен к регулятору напряжения. Однако на некоторых автомобилях снимать устройство придется, так как конструкция там не позволяет поступить иначе.

Признаки неисправности

Ниже приведены явные признаки неисправности щеток генератора, указывающие на время их замены:

  • без повода отключаются электроприборы в машине — при движении автомобиля неожиданно гаснут фары, стопы, отключается автомагнитола;
  • оптика работает тускло, часто мигает;
  • постоянно горит лампочка АКБ на панели приборов — мерцающая пиктограмма укажет на недостаточное получение батареей тока;
  • резко снижается бортовой ток автомобиля, двигатель трудно заводится;
  • аккумулятор быстро садится, даже после продолжительной езды;
  • свистит ремень — в этом случае надо проверить натяжение, так как если генератор не будет вращаться с должной скоростью, то и АКБ нормально заряжаться не будет.

Рекомендуется проверять устройство преобразования тока каждые 40-50 тыс. км пробега машины. Именно на этом отрезке времени щетки преобразователя обычно изнашиваются. Устройство становится не в состоянии заряжать АКБ, отчего та быстро садится.

Еще одним признаком, указывающим на проблему с генератором, является запах гари и в некоторых случаях — появление дымка из-под капота. Это свидетельствует об отслоении дорожек и кусков резины от приводного ремня. Такое происходит по причине подклинивания какого-то навесного оборудования — возможно обводных роликов. Преобразователь с неисправным ремнем не сможет нормально работать.

Как проверить щетки

Самый просто способ — проверить предохранитель, отвечающий за генератор. При неисправности, замените его. Потом желательно осмотреть целостность ремня, проводки и корпуса преобразователя. Если все в порядке, то надо переходить к контролю щеток.

Чтобы проверить, стерлись щетки генератора или нет, надо измерить их остаточную длину. Если элементы короче 5 мм, то их надо заменять. Контроль угольков обязан проводиться при плановом осмотре электрики автомобиля.

Однако этот способ даст лишь поверхностное представление о состоянии щеток. Да и на многих автомобилях графитовые элементы совмещены с регулятором напряжения, а поэтому заодно проверяется и эта деталь. Как правило, для проверки используют мультиметр — но сойдет и обычная 12-вольтовая лампочка. Она соединяется с угольками, а на массу и плюс регулятора напряжения подается ток в 12 вольт. Индикатор должен гореть, а при увеличении напряжения (15 В и выше) — тухнуть.

Другой способ, уже с использованием тестера (мультиметра). Включить бортовое напряжение, мотор не заводить — напряжение должно быть в пределах 12 В. После этого на заведенном двигателе замерить напряжение на клеммах аккумулятора и выводах генератора. Ток должен находиться в пределах 13-14,7 вольта. Если заметны колебания в большую сторону, то идет перезаряд (скорее всего, неисправен регулятор). А если отклонение в меньшую сторону, что-то со щетками или поступлением тока.

Если конструкция автомобиля не предусматривает проверку и замену щеток на месте, придется сначала демонтировать устройство преобразования тока. Например, так устроено большинство модификаций Киа Рио.

Ниже подробная инструкция по снятию генератора, когда защита двигателя не затрагивается:

  1. Поднять капот машины.
  2. Скинуть клеммы с АКБ, чтобы не было замыкания.
  3. Открутить верхний болт кронштейна на котором крепится генератор.
  4. Отпустить нижний болт крепления. Не нужно его целиком выворачивать, надо лишь снизить усилие на натяжитель ремня.
  5. Ослабить натяжение и скинуть ремень.
  6. Скинуть фишку напряжения.
  7. Потянуть генератор на себя, открутить провод и снять устройство.
  8. Разобрать заднюю крышку, головкой на 8 выворачивая гайки.
  9. Головкой на 7 отвернуть гайки крепления щеточного узла.
  10. Вытянуть и снять таблетку с графитовыми элементами в сборе.
Читайте также:  Как подтянуть ремень генератора ниссан тиида

Дальше нужно осмотреть состояние щеток. Если они требуют замены, то нужно снять их из узла и поставить новые. Можно также целиком заменить таблетку, но стоить это будет дороже. При умении обращаться с паяльником, расходы удастся заметно снизить и сэкономить. Задача простая — отпаять обратные концы угольков, чтобы детали выпали из своих посадочных отверстий.

В процессе установки новых щеток, не забудьте вдеть сначала пружинки. Под каждый уголек предусмотрена пружина, которая держит элементы внутри гнезд таблетки. Их тоже желательно заменить новыми — идут в комплекте.

Как избежать серьезных поломок

Чтобы не попасть на замену всего генератора и более тяжелый ремонт автомобиля, щетки надо вовремя заменять. Неисправный преобразователь не будет питать аккумулятор, из-за чего увеличится зарядный ток устройства. Это повлечет за собой другие, более тяжелые последствия — к примеру, разрушение диодного моста.

Помните, что генератор имеет самую большую скорость вращения из всех узлов автомобиля — его обороты даже превышают частоту оборотов силового агрегата. Они составляют примерно 10-14 тыс. об/мин, что в 2-3 раз больше, чем у ДВС. Поэтому срок службы электродвигателя и ниже в два раза.

Условно поломки генератора делят на механические и электрические. В первом случае косвенным признаком неисправности становится повышенная шумность работы устройства, что характеризует поломку подшипников в передней крышке. В случае электрического повреждения наблюдается отсутствие напряжения АКБ, низкий ток или превышение заряда.

Факторы, сокращающие ресурс генератора

Заметно сократить ресурс генератора могут:

  • резкие перепады температуры и постоянная эксплуатация машины — в подкапотном пространстве в этом случае образуется вредный конденсат;
  • плохое качество изготовления комплектующих — поэтому при замене генератора и его деталей, не стоит экономить на оригинальных расходниках;
  • проливы различных технических жидкостей (антифриза, масла для ГУР) — агрессивные жидкости легко разъедают щетки преобразователя, а также соединяясь с пылью, образуют токопроводящую среду и приводят к замыканиям;
  • внешние факторы — реагенты, грязь, влага;
  • износ отдельных компонентов — не только щетки, но и ремень, подшипники, шкив и т. д.

Регулятор напряжения и диодный мост имеют сравнительно солидный запас прочности.

Распространенной причиной неисправности преобразователя 24/12 вольт в машине является банальный износ и коррозия. Щетки тоже повреждаются чаще всего именно из-за длительной эксплуатации автомобиля.

Ремонт или замена?

Безусловно, ремонт обходится дешевле замены, особенно, если стерлись щетки. Эти расходники стоят недорого, замена проводится легко, без использования специального оборудования. Также устройство проще восстановить, если разрушены подшипники.

Техническое обслуживание генератора надо проводить в срок, а на любой признак (вой, гул, тусклое свечение лампы аккумулятора) быстро реагировать. В противном случае в скором времени придется менять уже преобразователь, так как после внутреннего замыкания и поломок трудно изнашиваемых деталей, ремонт нецелесообразен.

Источник

Замена щеток генератора

Как заменить ремень генератора

Генератор – это устройство, перерабатывающее механическую энергию в электрическую. Он является неотъемлемой частью каждого автомобиля и, как и все сложные детали, со временем может выйти из строя. Одной из самых распространенных причин поломки генератора считается износ щеток. Для устранения неисправности нужна замена щеток генератора (может выполняться со снятием или без него). Подробнее о том, как поменять щетки генератора своими руками, и пойдет речь в данной статье.

Что это такое?

Для изготовления деталей используется графит, поэтому автомобилисты часто называют их угольными. Применяются такие щетки на всех транспортных средствах и устройствах, конструкция которых включает электрические двигатели (грузовые и легковые авто, грузоподъемные краны, слесарные станки и т.д.).

Щетки генератора – что это?

Обратите внимание! К самым распространенным щеткам генератора относится ЭГ-4. Изделие подходит для автомобилей разных марок и годов выпуска. Такая универсальность связана со стандартными эксплуатационными параметрами ЭГ-4.

Найти щетки с генератором в машине достаточно просто – практически во всех моделях автомобилей (особенно отечественных) генератор расположен возле правой передней фары. Нужно лишь открыть капот и устройство сразу бросится в глаза. Внешне генератор выглядит как небольшой цилиндр с обмоткой, закрытый двумя крышками.

Где находятся щетки генератора

Признаки неисправности щеток

Плановое ТО не всегда сопровождается осмотром мелких деталей, поэтому износ щеток – это неприятный сюрприз для водителя авто. В таком случае все достаточно просто, потому что при выявлении неисправности детали нужно менять. Никакие ремонты или восстановления не помогут.

Читайте также:  Прохождение генераторов в lost alpha

Неисправности щеток генератора

Важно! Чтобы избежать каких-либо проблем со щетками генератора, специалисты рекомендуют проводить замену всего щеточного узла примерно каждые 3-4 года или после 50 000 км пробега.

Когда нужно проводить проверку? Все просто, ведь о неисправности элементов могут свидетельствовать следующие признаки:

  • внезапное и беспричинное отключение электрических приборов автомобиля;
  • ухудшение работы внешних и внутренних источников света (фары и габаритные огни начинают светить тускло, а в салоне освещение и вовсе пропадает);
  • снижается напряжение в сети;
  • аккумуляторная батарея (АКБ) очень быстро разряжается, а полностью ее зарядить становится очень трудно.

Признаки неисправности генератора авто

Появление хоть одного из вышеуказанных признаков свидетельствует о неправильной работе генератора. Значит, водитель должен задуматься над возможной заменой щеточного механизма. Для диагностики могут применяться разные методы, но для начала нужно подготовить все необходимое для работы.

Инструменты и материалы

Никаких специальных инструментов или приборов для замены не нужно. Достаточно подготовить набор ключей и отверток, а также новые щетки. Если работы будут выполняться в плохо освещаемом помещении, тогда к инструментам нужно добавить фонарик или светильник (генератор зачастую расположен в труднодоступном месте).

Инструменты для замены щеток генератора

На старых автомобилях некоторые крепления могут заржаветь, поэтому для их выкрутки используйте специальный растворитель, например, WD-40. С его помощью процесс выкрутки крепежных элементов станет более легким.

Для демонтажа старых щеток также нужен паяльник

Инструкция по замене

После выявления неисправности щеток мы постепенно подходим к вопросу об их замене. Это можно выполнить со снятием генератора или без него. В каждом отдельном случае водитель сам решает, какой метод ему подходит больше. Процесс замены достаточно сложный, поэтому во избежание удара током нужно снять клемму с АКБ. Корпус генератора крепится к двигателю авто несколькими гайками, поэтому при снятии агрегата может понадобиться растворитель (если крепежные элементы заржавеют).

Как заменить щетки генератора

Узнать генератор очень просто: на нем есть приводной ремень и небольшой металлический шкив. После выбора процедуры замены можно приступать к работе. Ниже детально описаны процессы замены.

Генератор располагается в подкапотной части с правой стороны от мотора

Со снятием

Если электрическое устройство снято и стоит на рабочем столе, то проводить ремонт и замену его элементов будет намного проще – в таком случае появляется много пространства для демонтажа. Для снятия устройства необходимо снять ремень, а затем отвинтить все крепежные элементы. Теперь нужно аккуратно извлечь устройство для последующей работы с ним. Далее все строго по инструкции.

Шаг 1. Демонтируйте генератор, открутив фиксирующие гайки. В зависимости от модели автомобиля точное расположение устройства может меняться, поэтому при необходимости ознакомьтесь с техническими характеристиками своего авто.

Снимите генератор для дальнейшей его разборки

Шаг 2. Открутите три гайки и один болтик, которые крепят крышку генератора.

Открутите крепежные элементы крышки генератора

Шаг 3. Снимите крышку после вывинчивания всех крепежных элементов.

Снимите крышку генератора

Шаг 4. Используя крестовую отвертку, выкрутите два винтика, фиксирующих блок щеткодержателя.

Открутите винтики с блока щеткодержателя

Шаг 5. Аккуратно извлеките блок щеткодержателя из генератора. Это небольшая деталь, форма и размеры которой могут отличаться в зависимости от модели автомобиля.

Извлеките блок щеткодержателя

Шаг 6. Снимите защитный кожух в форме полукруга для обеспечения доступа непосредственно к щеткам. Для этого инструменты не нужны, поскольку кожух фиксируется специальными защелками.

Демонтируйте защитный кожух

Шаг 7. Замените щетки и установите защитный кожух на место.

Произведите замену щеток генератора

Шаг 8. Зачистьте контакты на генераторе мелкозернистой наждачной бумагой, после чего протрите их чистым ацетоном или бензином.

Очистите контакты генератора от скопившейся грязи

Шаг 9. Проведите зачистку контактов щеткодержателя.

Зачистите контакты щеткодержателя

Шаг 10. Установите щеткодержатель на место и, зафиксировав крышку, поставьте генератор, прикрепив его к двигателю. Не забудьте подключить его.

Соберите генератор и установите его на место

На заметку! После замены бортовая система авто может выдавать ошибки о неисправности устройства, но со временем это пройдет. Такие ошибки возникают из-за плохой притирки установленных деталей.

Без снятия

Не обязательно снимать генератор для замены его элементов, ведь конструкция некоторых моделей автомобилей позволяет сделать это без демонтажа. Такой вариант замены удобен тем людям, которые вместе со щетками планируют заменить регулятор напряжения.

Читайте также:  Замена ремня генератора ситроен с4 2007

Шаг 1. Поднимите капот для получения доступа к генератору.

Поднимите капот автомобиля

Шаг 2. Открутите нижнюю клемму. Для этого возьмите ключ на «8».

Шаг 3. Ключом на «13» открутите верхнюю клемму.

Шаг 4. Аккуратно отсоедините клемму от генератора.

Отсоедините клеммы от генератора

Шаг 5. Снимите защитную крышку генератора. Она крепится гайками на «8».

Демонтируйте защитную крышку

Шаг 6. Отвинтите три гайки и положите их на видное место, чтобы не потерять.

Выкрутите фиксирующие гайки

Шаг 7. Медленно снимите защитную крышку.

Снимите крышку генератора

Шаг 8. У вас появился доступ к регулятору напряжения со щетками. Теперь его нужно снять.

Извлеките регулятор напряжения

Шаг 9. Открутите крепежные элементы и демонтируйте регулятор напряжения. Он крепится болтами на «8». Чтобы приподнять щетки со специального кольца при снятии регулятора, используйте иголку или разогнутую скрепку.

Используйте тонкую шпильку для извлечения щеток

Шаг 10. Так выглядит регулятор напряжения стартера. Дальнейшие действия проводите в хорошо освещенном месте.

Переместитесь для работы в хорошо освещенное место

Шаг 11. Осмотрите изделие на наличие механических повреждений. Щетки нужно извлечь.

Проведите визуальный осмотр щеток

Шаг 12. Эти графитовые щетки необходимо поставить.

Так выглядят новые графитовые щетки

Шаг 13. Приступите к изъятию щеток с модуля. Для начала удалите слой изолирующего материала (как на фото).

Удалите изолирующий материал

Шаг 14. Срежьте торчащие провода перед их выпаиванием (кусачками или напильником). Это существенно облегчит дальнейшую работу.

Обрежьте торчащие провода

Шаг 15. Выпаяйте щетку паяльником. Благодаря пружинам она должна выстрелить из своего места.

Выпаяйте щетку при помощи паяльника

Шаг 16. Повторите процедуру со второй щеткой.

Вторую щетку выпаяйте так же

Шаг 17. Приведите в порядок контактные площадки. В них должны быть небольшие отверстия для новых щеток.

Подготовьте контактные площадки

Шаг 18. Очистите поверхность регулятора напряжения перед установкой новых щеток. Для чистки используйте наждачную бумагу. Также необходимо зачистить контакты.

Зачистите контакты наждачкой

Шаг 19. Свяжите пружинку проводком, а после запаивания развяжите ее.

Свяжите пружину тонкой проволокой

Шаг 20. Пропустите проводок с пружинкой через отверстие регулятора, а затем зафиксируйте ее с другой стороны при помощи плоскогубцев.

Пропустите пружинку со щеткой через отверстие в регуляторе

Шаг 21. Как только щетка войдет в направляющую, уберите проводок, которым была стянута пружина.

Шаг 22. Потяните проводок со щеткой со второй стороны.

Шаг 23. Натянув проводок щетки генератора, прижмите его к корпусу регулятора, как это показано на фото.

Шаг 24. Запаяйте провод. Проследите, чтобы пайка не попала в отверстие, иначе щетки не смогут полноценно передвигаться по каналу.

Запаяйте провод щетки генератора

Шаг 25. Установите и припаяйте аналогичным образом вторую щетку.

Повторите процедуру со второй щеткой

Шаг 26. Используйте все ту же скрепку для заведения новых щеток за кольца.

Заведите щетки за кольца с помощью скрепки

Шаг 27. Поставьте регулятор напряжения на место.

Установите регулятор напряжения

Шаг 28. Зафиксируйте регулятор, закрутив все крепежные элементы.

Шаг 29. Поставьте защитную крышку на место и закрепите ее болтами.

Установите защитную крышку генератора

Шаг 30. Поставьте клеммы на свои места. Как только замена щеток будет произведена, заведите автомобиль и проверьте работоспособность генератора. Для этого проверьте напряжение на клеммах АКБ при запущенном двигателе.

Закрепите клеммы и проверьте работоспособность генератора

Дополнительные рекомендации

Перед установкой новых щеток обязательно нужно проверить графитовые контакты – они должны выступать из щеткодержателя не менее чем на 5 мм. В противном случае новая деталь не будет работать, и генератор по-прежнему не будет подпитывать АКБ. Стоит отметить, что ремонт генератора не всегда заканчивается на замене щеток, ведь без своевременного выявления их износа другие детали генератора тоже будут изнашиваться.

Диагностика щеток генератора

В теории процедура замены выглядит достаточно простой, но на практике многие автомобилисты сталкиваются с различными трудностями. Поэтому работать нужно строго по инструкции, а все действия хорошо обдумывать. Здесь нужна уверенность в собственных силах!

Видео – Замена щеток генератора на ВАЗ-2107

Источник

Adblock
detector