Меню

Генератор искра 5730 80а

Ремонт генератора Искра (Iskra), Словения

Ремонт генератора Искра (Iskra), Словения

Собственно статья про генератор Искра производства Словении. Данным генератором в своё время (довольно далёкое) укомплектовывалось некоторое количества автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099. До сих пор эти генераторы встречаются на довольно большом количестве старых автомобилей, но запасные части к ним найти невозможно, т.к. их уже давно не производят.

Немного о генераторе. Довольно хороший и надёжный генератор. Ни один раз видел генераторы, проработавшие более 10 – 15 лет без ремонта и выбрасываемые по тому, что банально изнашивались щётки реле регулятора или контактные кольца ротора, а запасных частей в природе не существует.

Генераторы Искра немного мощнее наших аналогов (37.3701) — 60А против наших 55А. Что уменьшает просадку напряжения на холостых оборотах, особенно для карбюраторных двигателей.

Относительно надёжности. Все соединения в этом генераторе пропаяны, а крыльчатка охлаждения имеет хитрую форму. Я конечно не специалист, но как мне кажется, благодаря этим факторам (отсутствие разъёмных соединений и улучшенное охлаждение) и объясняется высокая надёжность этих генераторов.


«Хитрая» крыльчатка охлаждения генератора Iskra слева. Крыльчатка охлаждения генератора 37.3701 справа.


Разобранный генератор Iskra
1. Задняя крышка генератора Искра;
2. Регулятор напряжения генератора;
3. 3-х лапый съёмник для снятия передней крышки генератора и для спрессовывания подшипника с ротора;
4. Передняя крышка генератора;
5. Корпус генератора вместе с диодным мостом и обмотками;
6. Ротор генератора Iskra;
7. Шкив генератора;
8. Крыльчатка генератора Искра;
9. Крышка подшипника генератора;
10. Крепёжные болты.

Здесь я расскажу о методиках ремонта таких генераторов, т.к. не всегда есть возможность заменить его на что-то новое.

Ремонт регулятора напряжения генератора Искра

Проверка регулятора напряжения (РН) генератора Искра не отличается от аналогичной проверки генератора 37.3701, а следовательно, чтобы убедится что РН не работает, смотрим здесь: проверка регулятора напряжения, пункты 34, 35.

Если в результате проверки регулятор напряжения оказывается не рабочим, то надо его менять. Т.к. нужный РН мы не найдём, следовательно, нам нужно использовать что-нибудь другое со сходными характеристиками. В качестве альтернативы я предлагаю использовать так называемые трёхуровневые регуляторы напряжения.

В продаже встречаются такие регуляторы именно под генератор Iskra (Трехуровневый регулятор напряжения 67.3702-04, Энергомаш). Конструктивно такой регулятор напряжения состоит из щёточного узла и блока управления, который устанавливается за пределами генератора. Стоит порядка 200 рублей. В случае если удастся его купить, то просто устанавливаем щеточный узел вместо штатного регулятора напряжения, закрепляем блок управления на кузове автомобиля (обязательно с хорошей массой) и всё. В добавок, получаем более качественное регулирование уровня напряжения бортовой сети автомобиля, по сравнению со штатным РН и возможность ручного регулирования напряжения в соответствии со временем года и дорожными условиями (подробнее про регулировки прочитаете в инструкции к трёхуровневому регулятору напряжения).


Трёхуровневый регулятор напряжения генератора Iskra

Если такой регулятор найти не получится, то можно использовать и 3-х уровневый регулятор для генераторов 37.3701 (Трехуровневый регулятор напряжения 67.3702-01, Энергомаш), которые можно найти без особых проблем. Но в данном случае потребуется небольшая доработка. Идея проста, т.к. 3-х уровневый генератор состоит из двух частей, то соответственно сам регулятор напряжения у нас есть (выносной), надо только его подключить к генератору. Для подключения мы разбираем старый (родной) регулятор напряжения генератора Искра (попутно меняя щётки, описано ниже), а именно отрезаем от щёток токоведущие дорожки. Отрезаем от щеточного узла нового регулятора провод и припаиваем его концы (концы провода) к выводам щёток старого регулятора. В результате у нас получился новый щёточный узел из старого регулятора, соединённый с новым трёхуровневым регулятором напряжения.

Читайте также:  Сколько ампер в генераторе заз шанс


Трёхуровневый регулятор напряжения генератора 37.3701

Замена щёток регулятора напряжения

Если на регуляторе напряжения щётки выступают из корпуса менее чем на 5 мм., то их необходимо заменить. В качестве новых щёток подбираем то, что можно найти в магазинах со сходными размерами. В крайнем случае, их можно просто доработать напильником до нужных габаритов.

Для замены щёток нам надо будет немного разобрать регулятор напряжения. Аккуратно разбираем, меняем и собираем, ничего сложного… Обращаем внимание на то, что щётки должны свободно перемещаться в корпусе щёткодержателя.

Ремонт диодного моста генератора Iskra

Для ремонта диодного моста генератора Искра нам потребуется мощный паяльник.
Откручиваем всё то, что откручивается. Отпаиваем диодный мост от выводов обмоток и проверяем его согласно методике поиска неисправностей генератора.

Если диодный мост назначен виновным в неработоспособности генератора, то тут у нас есть два варианта его восстановления:

1. Мы проверяем все диоды (основные и дополнительные), вычисляем виновного и производим замену. Метод довольно геморройный, так как надо будет много паять;
2. Мы выкидываем старый диодный мост. Выводим из генератора провода и снаружи генератора устанавливаем обычный диодный мост от наших генераторов (в виде подковы). Преимущество данного метода ремонта в том, что штатный диодный мост можно купить в любом автомагазине. Метод ещё геморройнее первого.

Ремонт контактных колец ротора генератора Iskra

Если на контактных кольцах ротора имеется небольшая ступенька, то допускается её стачивание и шлифовка.

Если износ большой, то надо будет протачивать контактные кольца ротора на токарном станке. Изготавливать втулки и напрессовывать их на сточенные контактные кольца ротора. Размер втулок определяется «по месту».

Замена подшипников генератора Искра

Для замены подшипников нужен 3-х лапый съёмник. Подшипники меняются так же как и на обычном генераторе. Смотрим всё там же: ремонт генератора. Единственно могу посоветовать не покупать подшипники заранее, т.к. размеры одного немного отличаются и в магазине могут дать подшипники на наши генераторы (37.3701). По крайней мере, у меня так получилось и пришлось ещё раз ехать в магазин.

Замена шкива генератора Искра

Замена шкива имеет смысл предотвратить просадку оборотов на холостом ходу при включённых мощных потребителях тока (фары, противотуманные фары, печка, обогрев заднего стекла) особенно на карбюраторных двигателях.

Читайте также:  Как проверить возбудитель генератора приора

Основная цель – это повысить передаточной число ременной передачи двигатель – генератор, а следовательно увеличить частоту вращения генератора на холостом ходу для повышения отдаваемого тока. Тут опять же есть два варианта дальнейших действий:

1. Заменить шкивы генератора и коленвала на шкивы от инжекторных двигателей под поликлиновый ремень. Дополнительно ещё понадобится сам поликлиновый ремень. Передаточное число повышается с 2,04 до 2,44. Цена всех переделок порядка 1 000 руб.
2. Выточить новый шкив под обычный ремень генератора, но меньшего размера. При этом нам не потребуется менять шкив коленвала и ремень.

Я пошёл по второму пути. Мне выточили новый шкив. Приблизительные размеры указаны на чертеже. Дополнительно ещё может потребоваться небольшая втулка под верхний кронштейн крепления генератора к двигателю, для того чтобы можно было натянуть ремень (подойдёт и обычная гайка). Но чтобы поставить его у меня руки так и не дошли. Так что кто сделает, не забудьте отписаться: работает оно или как…


Чертёж нового шкива генератора Iskra


Новый шкив генератора Iskra справа. Старый шкив слева.

В этой статье я намеренно в подробностях не останавливался на том, что конкретно надо отрезать, как прикрепить нестандартную деталь, где припаять, а где прикрутить и т.д. Т.к. каждый для себя выберет удобное место установки, механизм крепления, используемые инструменты… Описывались лишь основные направления ремонта. Подобные методы ремонта также могут быть применены для ремонта других автомобильных генераторов.

Источник

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

На двигатели ЗМЗ-40911.10 грузопассажирских автомобилей УАЗ Буханка старого модельного ряда и автомобилей УАЗ Хантер могут устанавливаться генераторы Iskra ААК 5572, 14 В 80 А, 11.203.412 (4052.3701000), Iskra ААК 5730, 14 V 80 А, 11.203.640 (4052.3701000-01), БАТЭ 3212.3771000-10, Прамо-Электро 5122.3771 14 В 80 А (5122.3771000). На автомобили УАЗ медицинской службы устанавливаются генераторы с увеличенной токоотдачей, Прамо-Электро 5122.3771000-30 или БАТЭ 32112.3771000.

Генераторы Iskra ААК 5572, ААК 5730, БАТЭ 3212.3771, 32112.3771, Прамо-Электро 5122.3771, 5122.3771, ток отдачи, размеры, эксплуатация.

На двигателе ЗМЗ-40911.10 установлено электрооборудование постоянного тока. Номинальное напряжение в системе 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С «массой» двигателя соединены все клеммы «–» (минус) приборов и агрегатов электрооборудования.

Генератор предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля. Генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком. Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем с передаточным отношением 2,4.

Основные технические данные генераторов Iskra ААК 5572, ААК 5730, БАТЭ 3212.3771, 32112.3771, Прамо-Электро 5122.3771.

Направление вращения (со стороны шкива) — правое
Номинальное напряжение, В — 14
Максимальный ток, А :

Iskra ААК 5572 — 80
Iskra ААК 5730 — 80
БАТЭ 3212.3771-10 — 90
Прамо-Электро 5122.3771000 — 80
Прамо-Электро 5122.3771000-30 — 120
БАТЭ 32112.3771 — 110

Читайте также:  Генератор хонда торнео сколько ампер
Ток отдачи генераторов при длительном режиме работы, напряжении 13 В, температуре окружающей среды 15-35 градусов.

Габаритные размеры генератора 3212.3771000-10 ОАО БАТЭ.

Размеры, токоскоростная характеристика и электрическая схема генераторов Iskra ААК 5730 (4052.3701000-01) и 5122.3771000 Прамо-Электро.

Габаритные размеры, токоскоростная характеристика и электрическая схема генератора 5122.3771000-30 Прамо-Электро.

Габаритные размеры и токоскоростная характеристика генератора 32112.3771000 БАТЭ.

Эксплуатация генераторов Iskra ААК 5572, ААК 5730, БАТЭ 3212.3771, 32112.3771, Прамо-Электро 5122.3771.

При эксплуатации генератора недопустимо проверять работоспособность генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попадание на генератор электролита, антифриза и других жидкостей.

При эксплуатации генератора необходимо следить:

— За правильным натяжением ремня привода генератора. Слабо натянутый ремень не обеспечивает эффективную работу генератора, а натянутый слишком сильно приводит к разрушению его подшипников.

— За состоянием электропроводки. Особенно за чистотой и надежностью соединений контактов проводов, подходящих к генератору. При плохих контактах бортовое напряжение может выйти за допустимые пределы.

Техническое обслуживание генераторов Iskra ААК 5572, ААК 5730, БАТЭ 3212.3771, 32112.3771, Прамо-Электро 5122.3771.

Работоспособность генератора контролируют по сигнализатору разряда аккумуляторной батареи и указателю напряжения, расположенных в комбинации приборов автомобиля. При нормально работающем генераторе сигнализатор не горит, а стрелка указателя напряжения находится в зеленой зоне шкалы.

В случае неисправности работоспособность генератора необходимо проверить на стенде. Периодически необходимо очищать генератор от грязи, проверять надежность его крепления к двигателю и надежность соединений проводов с выводами генератора.

Возможные неисправности генероторов и методы их устранения.
Лампа сигнализатора разряда аккумуляторной батареи горит постоянно или периодически при движении автомобиля.

— Проскальзывает ремень привода генератора. Отрегулировать натяжение ремня.
— Неисправен регулятор напряжения. Заменить регулятор напряжения.
— Короткое замыкание обмотки возбуждения генератора. Заменить ротор.
— Обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока. Заменить выпрямительный блок.

Лампа сигнализатора разряда аккумуляторной батареи не загорается при включенном зажигании.

— Неисправен регулятор напряжения. Заменить регулятор напряжения.
— Изношены щетки генератора. Заменить щетки.
— Зависли щетки генератора, окислены контактные кольца. Очистить от пыли и грязи, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине.
— Обрыв обмотки возбуждения генератора. Заменить ротор.

Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в левой красной зоне.

— Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса на больших оборотах. Отрегулировать натяжение ремня.
— Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторе, поврежден провод. Заменить наконечники или заменить провод.
— Неисправен аккумулятор. Заменить аккумулятор.
— Неисправен регулятор напряжения. Заменить регулятор напряжения.

Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в правой красной зоне.

— Неисправен регулятор напряжения. Заменить регулятор напряжения.

Повышенный шум генератора при работе.

— Изношены подшипники. Заменить подшипники.
— Ротор задевает за полюсы статора. Заменить генератор.

Источник

Adblock
detector