Генератор мотоцикла Урал — характеристики, проверка и регулировка
Генератор Г-11A мотоцикла Урал.
Проверку и регулировку генератора Г-11 А мотоцикла Урал можно произвести разными способами. Исправность контролируется сигнальной лампочкой, а если она по каким-либо причинам отсутствует или перегорела, то нужно на средних оборотах двигателя снять с клеммы аккумулятора один из проводов. Если двигатель продолжает работать, значит, генератор исправен.
Генератор можно также проверить, соединив один конец провода с переносной лампой на массу, а второй — с зажимом Я реле-регулятора (при этом от зажимов Ш и Я провода должны быть отсоединены). Затем дать двигателю средние обороты, и если переносная лампа будет гореть, то генератор исправен.
Генератор Г-11А:
1 — шестерня привода; 2 — сальник; 3 — обмотка якоря; 4 — передняя крышка; 5 — корпус; 6 — деревянный клин; 7 — сердечник якоря; 8 — полюсный башмак; 9 — обмотка возбуждения; 10 — щетка; 11 — пружина щетки; 12 — контактные болты; 13 — шарикоподшипник; 14 — крышка подшипника; 15 — стяжной болт; 16 — вал якоря; 17 — щеткодержатель; 18 — коллектор; 19 — крышка; 20 — защитная лента.
Характеристики электрогенератора Г-11 А → подробнее.
Регулировка зацепления шестерен
Если генератор снимали, то при установке его на место необходимо произвести регулировку зацепления шестерен его привода.
Порядок регулировки генератора Г-11 А мотоцикла Урал следующий:
— установить на место в картер двигателя;
— запустить двигатель и прослушать шум, который издает привод;
— если привод шумит, надо увеличить зазор между шестернями;
— а если слышен стук — уменьшить зазор;
— отпустить болт стяжной ленты и, поворачивая генератор за корпус, установить на слух необходимый зазор между шестернями;
— закрепить стяжную ленту и вновь проверить шум шестерен.
Генератор Г-424 мотоцикла Урал
Электрогенератор Г-424 трехфазная машина, с электромагнитным возбуждением. Вырабатывает переменный ток. Установлен выпрямитель ВГБ-2А, работа которого преобразовать ток в постоянный, нужный для электрических потребителей мотоцикла. Для нормальной работы электрической машины требуется реле-регулятор РР-330. Работа, которого заключается в подключении в нежный момент к электросети генератора или аккумуляторной батареи.
Отличительная особенность генератора Г-424 не способность работать при разряженной аккумуляторной батарее. Для запуска двигателя и увеличения до 2400 оборотов в минуту, мотоцикл работает на аккумуляторе. Только после превышения этого порога работает электрогенератор в режиме самовозбуждения.
Схема генератора Г-424:
1 — крышка; 2 — сальник; 3 — ротор; 4 — обмотка статора; 5 — клеммная колодка; 6 — задняя крышка; 7 — щитковый узел; 8 — выпряительный блок; 9 — вентилятор; 10 — защитный кожух; 11 — подшипник.
Технические характеристики Г-424
1 – Напряжение – 14 вольт.
2 – Мощность – 150 ватт.
3 – Ток полной отдачи – 11 ампер.
4 – Полная масса – 3.8 кг.
5 – Направление вращения якоря – правое.
6 – Полярность корпуса мотоцикла – отрицательная (минус).
7 – Удельная мощность – 42 вт/кг.
8 – Срок службы – 40000 км.
Ротор Г-424 приводится в движение от шестерни, установленной на распределительном вале двигателя. Передаточное число между валами равно 1,33. Консольное крепление на картере выполнено двумя шпильками
Регулировка шума шестерен Г-424
Ослабив гайки шпилек крепления и запустив двигатель, поворотом генератора в ту или другую сторону. Добиваемся самого малого шума шестерен. Установив нужный зазор затягиваем гайки. Так производится регулировка зацепления шестерен привода.
Неправильно установленное зацепление шестерен привода ведет к перегреву, преждевременному износу шестерен и поломке вала.
Генератор Г-414 мотоцикла Урал.
На первых выпусках мотоциклов применялось электрическое оборудование шести вольт. Соответственно и генератор вырабатывал постоянный ток нужного напряжения. Устанавливается в специальное отверстие в картере двигателя и закрепляется стяжной лентой. Регулировка зацепления шестерен как на Г-11А описана выше.
1 – якорь; 2 – обмотка; 3 – бандаж; 4 – коллектор; 5 – крышка; 6 – задний подшипник; 7 – крышка; 8 – вывод; 9 – щитки; 10 – катушка; 11 – корпус; 12 – передняя крышка; 13 – защитная шайба; 14 – передний подшипник; 15 – сальник; 16 – шпонка; 17 – корончатая гайка.
Характеристики Г-414
1 – Напряжение постоянное – 6 вольт.
2 — Мощность – 65 ватт.
3 – Ток полной отдачи – 10 ампер.
4 – Полная масса – 3,5 кг.
5 – Направление вращения якоря – правое.
6 – Полярность корпуса мотоцикла (масса) – отрицательная (минус).
7 – Удельная мощность – 18,5 вт/кг.
8 – Срок службы – 30000 км.
Источник
avtorep.ru
Главная > Блог > Мотоцикл Урал > Не заряжается аккумулятор на мотоцикле Урал
Не заряжается аккумулятор на мотоцикле Урал
После восстановления работоспособности двигателя, мотоцикл заводился, но аккумулятор не заряжался. В связи с чем был полностью проверен генератор и реле-регулятор. В итоге причина была в реле- регуляторе. Причем менял реле-регулятор на новое. Вернее новое в том плане, что оно не использовалось ранее, но год выпуска у него был старый, что и было причиной его не работы. А теперь подробнее и порядку о процессе проверки генератора и реле-регулятора.
Генератор Г-424
Чтобы понять принцип работы генератора и реле-регулятора, немного теории.
Электрогенератор Г-424 трехфазная машина, с электромагнитным возбуждением. Генерирует переменный ток. Выпрямитель ВГБ-2А преобразовывает ток в постоянный. Для нормальной работы электрической машины требуется реле-регулятор РР-330. Работа, которого заключается в регулировании напряжения бортовой сети мотоцикла, чтобы оно не привышало 14 вольт.
Генератора Г-424 не способность работать при разряженной аккумуляторной батарее. Для запуска двигателя и увеличения до 2400 оборотов в минуту, мотоцикл работает на аккумуляторе. Только после превышения этого порога работает электрогенератор в режиме самовозбуждения.
Генератор Г-424 ЗАПРЕЩЕНО включать без нагрузки!
Схема генератора Г-424:
1 — крышка; 2 — сальник; 3 — ротор; 4 — обмотка статора; 5 — клеммная колодка; 6 — задняя крышка; 7 — щитковый узел; 8 — выпряительный блок; 9 — вентилятор; 10 — защитный кожух; 11 — подшипник.
Поиск неисправности в генераторе
Метод определения неисправности заключался в следующем (испробовал несколько методов, так как замена реле-регулятора не помогла):
Косвенное определение работоспособности генератора
Данный метод не позволяет точно определить неисправность генератора, но всё же по нему можно определить или генератор «сдох», или еще есть надежда и причина неисправности в другом.
Отключаем провод от клеммы «Ш» на генераторе. И подаем от аккумулятора + на эту клемму, подносим гаечный ключ к корпусу генератора, он должен магнититься, не сильно, но это заметно. Если магнитится, то обмотка ротора исправна. Отключаем.
К клемме «+» на генераторе подключаем лампу на 12 вольт, а второй конец лампы на «массу». А к клемме «Ш» подключаем от аккумулятора «+». И крутим кикстартером двигатель, лампочка должна загораться. Если это происходит, то генератор исправен.
В моем случае лампочка горела, я поменял реле-регулятор, но аккумулятор по прежнему не заряжался, а при работе двигателя красная лампочка контроля заряда аккумулятора не гасла.
Чистка и прозвонка генератора Г 424
- Снял генератор, открутил заднюю крышку, вытащил щетки — износ в пределах нормы, мультиметром «прозваниваются».
- Щупами через окна для щеток мультиметром прозвонил якорь — «прозвонился», короткого замыкания на корпус генератора нет.
- Открутил выпрямитель, «прозвонил» как диоды, т.е. в одном направление стрелка должна отклоняться, меняю полярность, стрелка не отклоняется. Т.е. диоды не «пробитые», как и должно быть.
- «Прозвонил» статорные обмотки — всё в норме, короткого замыкания на корпус нет.
Всё в полном порядке, генератор должен быть исправным, поэтому полностью разбирать не стал. Но заряда нет. Поэтому начал разбираться в работе реле-регулятора и искать в нем причину.
Реле-регулятор РР-330, поиск неисправности
После того как я определился, что генератор работает. Я приступил поиску неисправности реле-регулятора. Чтобы понять принцип его работы, немного теории.
Описывать подробно работу реле-регулятора не буду, опишу проблему которую я устранил. Эта проблема была в двух реле-регуляторах, а причина её была в том, что от длительного времени бездействия контактов, угольные контакты катушки Р.Н. (на схеме выше) окислились и не пропускали ток.
При нормальной работе всего оборудования процесс следующий. При повороте ключа S1: «+» от аккумулятора поступает на катушку зажигания и на контакт ВЗ реле-регулятора. В реле питание с контакта ВЗ проходит через катушку Р.Н. и на контакт «Ш» генератора, к нему подключена роторная обмотка. Таким образом якорь возбуждается от аккумулятора. При увеличении оборотов двигателя, на контакте «
» появляется переменное напряжение, срабатывает реле Р.КЛ, и контрольная лампа отключается.
Так же при увеличении оборотов, повышается и напряжение на контакте «+» генератора. Он подключен к реле Р.Н., при достижении определенного порога напряжения, срабатывает реле и питание идет не напрямую через катушку реле с маленьким сопротивлением, а через нагрузочные сопротивления, тем самым уменьшая напряжение на роторе. Уменьшая уровень напряжения на роторе, уменьшается сила тока, а соответственно и магнитная сила ротора. Что приводит к уменьшению напряжения на выходах статорных обмоток. При уменьшении напряжения в реле Р.Н. ток удержания реле падает, тем самым контакты Р.Н. возвращаются в исходное состояние и процесс повторяется.
Если генератор раскручивать без реле-регулятора и нагрузки, но якорь будет возбужден, то при повышении оборотов, в статорных обмотках будет повышаться ЭДС, которая теоретически может их повредить (пробить изоляцию). Поэтому включать и раскручивать генератор Г 424 без нагрузки запрещено.
В моем случае были окислены угольные контакты реле Р.Н., тем самым напряжение на рототор поступало недостаточное для его возбуждения. Генератор просто не выдавал напряжение.
Простая очистка контактов решила проблему.
Источник
Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
Чтобы отправить ответ, вы должны вход или регистрация
Сообщений [ 18 ]
1↑ Тема от mexanik62 24-06-2016 07:48:41
- mexanik62
- Механик из 30х годов.
- Неактивен
- Имя: дядя Витя
- Откуда: Евпатория
- Зарегистрирован: 03-08-2011
- Сообщений: 10 832
- Репутация: 1 151
- Мотоцикл: 12-ти вольтовый К-750, ЗАЗ Сенс Хетчбэк
Тема: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
Лампа 6 В 1 св предохранитель10-15 А Также можно применить для проверки На Я должно быть 7-8 В
Добавлено: 24-06-2016 05:44:02
Тупо при отсоединении АКб работать не будет. Надо контакт Ш соединить с массой проводком 0,3 мм (жилочка от многожильного провода)
Добавлено: 24-06-2016 05:48:41
Ну и регулятор надо настроить сперва. Зазор сердечника РОТ (у которой винты на пластинке привода ярма) при разомкнутых контактах 0,6-0,8 мм , при сомкнутых 0,2
2↑ Ответ от mexanik62 02-07-2013 08:32:36
- mexanik62
- Механик из 30х годов.
- Неактивен
- Имя: дядя Витя
- Откуда: Евпатория
- Зарегистрирован: 03-08-2011
- Сообщений: 10 832
- Репутация: 1 151
- Мотоцикл: 12-ти вольтовый К-750, ЗАЗ Сенс Хетчбэк
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
Провода в ПХВ изоляции желательно без шелковой прослойки. Длину не могу сказать а вот простейшую проводку я рисовал в теме как читать электросхемы. 1,5 мм кв — масса — АКБ — гена — замок — переключатель света — главная лампа. Все остальные 1,0.
3↑ Ответ от sanya79 27-08-2016 14:16:40
- sanya79
- Прохожий
- Неактивен
- Имя: Александр
- Откуда: Харьковская обл., г. Балаклея
- Зарегистрирован: 02-08-2016
- Сообщений: 7
- Мотоцикл: К750 6 вольт
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
Мужики, а кто подскажет какие провода надо для замены проводки полностью? Какая нужна изоляция, сечение провода и цвета? Жилы с ШВВП пойдут? Или там должна быть изоляция атмосферо, масло, бензиностойкой?
Добавлено: 27-08-2016 13:16:40
По логике мот должен работать при отсоединении клеммы. Для этого же и нужен генератор, что бы питать мот от генератора,а не от АКБ во время хода.
4↑ Ответ от Охотник 27-08-2016 14:42:06
- Охотник
- Модер
- Неактивен
- Откуда: Пермяк
- Зарегистрирован: 16-05-2012
- Сообщений: 7 129
- Репутация: 692
- Мотоцикл: Днепр мт 10-36 , урал М 67
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
Механик выше тебе ответил , не спрашивай почему ответ написан раньше чем задан вопрос — ЭТО ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ УРАЛДАО !
И не задумывайся почему он дал ответ на три года раньше если тема создана всего лишь два месяца назад ! НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ И ПОСТУПКИ МАСТЕРА !
5↑ Ответ от rom933 30-04-2017 19:07:04
- rom933
- Новичок
- Неактивен
- Имя: Роман
- Откуда: Иркутск
- Зарегистрирован: 30-04-2017
- Сообщений: 20
- Репутация: 1
- Мотоцикл: М-72 (К750)
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
Здравствуйте! у меня М-72 6в , РР302, Г414, никак не получается вставить фото своей схемы( из рисунка выше следует что провод «Я» идущий с гены нужно соединить с проводом «Б» идущим на катушку и с клемы «Ш» гены кинуть на массу тонкую медную жилку, тогда будет идти зарядка и двигатель будет работать от генератора?
6↑ Ответ от SSSR 30-04-2017 20:55:27
- SSSR
- Cтарейшина
- Неактивен
- Имя: Сергей
- Откуда: 68 регион
- Зарегистрирован: 18-07-2015
- Сообщений: 1 047
- Репутация: 137
- Мотоцикл: Урал с двигателем К750, Днепр с двигателем К750
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
С клемы Ш на массу ничего идти не должно, это клема обмотки возбуждения и если её закоротить на массу генератор не будет работать. Ш генератора соединяется с Ш реле.
7↑ Ответ от rom933 30-04-2017 21:42:13
- rom933
- Новичок
- Неактивен
- Имя: Роман
- Откуда: Иркутск
- Зарегистрирован: 30-04-2017
- Сообщений: 20
- Репутация: 1
- Мотоцикл: М-72 (К750)
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
С клемы Ш на массу ничего идти не должно, это клема обмотки возбуждения и если её закоротить на массу генератор не будет работать. Ш генератора соединяется с Ш реле.
понятно. а что по поводу провода «Я» его нужно бросать на катушку?
8↑ Ответ от SSSR 30-04-2017 22:18:14
- SSSR
- Cтарейшина
- Неактивен
- Имя: Сергей
- Откуда: 68 регион
- Зарегистрирован: 18-07-2015
- Сообщений: 1 047
- Репутация: 137
- Мотоцикл: Урал с двигателем К750, Днепр с двигателем К750
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
К контакту «Я» генератора подходят два провода, один идёт на контакт «Я» реле- регулятора, второй идёт на один из контактов лампы зарядки, причём лампа должна быть строго определённой мощности (какой именно не помню), второй контакт лампы идёт на контакт замка зажигания и с этого же контакта замка идёт питание катушки.
9↑ Ответ от rom933 30-04-2017 23:29:21
- rom933
- Новичок
- Неактивен
- Имя: Роман
- Откуда: Иркутск
- Зарегистрирован: 30-04-2017
- Сообщений: 20
- Репутация: 1
- Мотоцикл: М-72 (К750)
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
к сожалению нет зз (не сохранился) у меня тумблер ( замок зажигания размыкает цепь батарея-катушка и подаёт напругу на катушку с гены я правельно понял?
10↑ Ответ от SSSR 30-04-2017 23:59:42
- SSSR
- Cтарейшина
- Неактивен
- Имя: Сергей
- Откуда: 68 регион
- Зарегистрирован: 18-07-2015
- Сообщений: 1 047
- Репутация: 137
- Мотоцикл: Урал с двигателем К750, Днепр с двигателем К750
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
замок зажигания размыкает цепь батарея-катушка
и подаёт напругу на катушку с гены
Не совсем так, он соединяет плюс батареи с контактом «Я» генератора через контрольную лампу.
11↑ Ответ от rom933 01-05-2017 15:10:51
- rom933
- Новичок
- Неактивен
- Имя: Роман
- Откуда: Иркутск
- Зарегистрирован: 30-04-2017
- Сообщений: 20
- Репутация: 1
- Мотоцикл: М-72 (К750)
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
а есть ли какая нибудь альтернатива ЗЗ в данном случае?
Добавлено: 01-05-2017 07:20:03
И подскажите пожалуйста кто в курсе какая конкретно лампа идёт на контроль зарядки?
Добавлено: 01-05-2017 15:10:51
12↑ Ответ от Дмитрий86 21-11-2018 10:13:16
- Дмитрий86
- Помощник
- Неактивен
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Москва
- Зарегистрирован: 05-11-2018
- Сообщений: 235
- Репутация: 70
- Мотоцикл: Урал М-63 1969 года, 6 вольт
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
С клемы Ш на массу ничего идти не должно, это клема обмотки возбуждения и если её закоротить на массу генератор не будет работать. Ш генератора соединяется с Ш реле.
Генератор 414 устроен так, что вывод Ш через реле регулятор заворачивается на массу напрямую либо через сопротивление. Если Ш напрямую на корпус прикрутить, генератор будет работать, но не будет управляться. Напряжение будет расти с оборотами.
Вместо реле рр302 можно самостоятельно спаять электронное. Была статья в журнале «Радио» и я ещё где-то видел отчёт о работе такого реле. Сам себе делал и исправлял (то, что в журнале «Радио», не работает). Единственное что, это мне не нравится диод, который отключает вывод Я генератора. Диод съедает 0,6 вольт и генератор вступает в работу при более высоких оборотах. Сейчас буду пробовать вместо него транзисторный ключ, настроенный как и в рр302 реле обратного тока на 6,0-6,4 вольта
Добавлено: 21-11-2018 09:13:16
реле регулятор.jpg 154.91 Кб, файл не был скачан.
You don’t have the permssions to download the attachments of this post.
13↑ Ответ от SSSR 21-11-2018 12:09:25
- SSSR
- Cтарейшина
- Неактивен
- Имя: Сергей
- Откуда: 68 регион
- Зарегистрирован: 18-07-2015
- Сообщений: 1 047
- Репутация: 137
- Мотоцикл: Урал с двигателем К750, Днепр с двигателем К750
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
Генератор 414 устроен так, что вывод Ш через реле регулятор заворачивается на массу напрямую либо через сопротивление. Если Ш напрямую на корпус прикрутить, генератор будет работать, но не будет управляться. Напряжение будет расти с оборотами.
Сие утверждение может быть верно только в случае если применена схема в которой плюс батареи идёт на массу, которую уже давно никто не применяет. Здесь же речь шла о схеме приведённой в первом сообщении и если по ней соединить Ш на массу то в обмотке возбуждения тока не будет вообще, так как второй конец обмотки возбуждения уже закорочен на массу в корпусе генератора.
14↑ Ответ от mexanik62 21-11-2018 20:24:56
- mexanik62
- Механик из 30х годов.
- Неактивен
- Имя: дядя Витя
- Откуда: Евпатория
- Зарегистрирован: 03-08-2011
- Сообщений: 10 832
- Репутация: 1 151
- Мотоцикл: 12-ти вольтовый К-750, ЗАЗ Сенс Хетчбэк
Re: Схема 6 В чтобы ехал и заряжал
Генератор 414 устроен так, что вывод Ш через реле регулятор заворачивается на массу напрямую либо через сопротивление. Если Ш напрямую на корпус прикрутить, генератор будет работать, но не будет управляться. Напряжение будет расти с оборотами.
Сие утверждение может быть верно только в случае если применена схема в которой плюс батареи идёт на массу, которую уже давно никто не применяет. Здесь же речь шла о схеме приведённой в первом сообщении и если по ней соединить Ш на массу то в обмотке возбуждения тока не будет вообще, так как второй конец обмотки возбуждения уже закорочен на массу в корпусе генератора.
Без разницы + или -, Обмотка возбуждения вторым концом подключается к Я и к счетке а вот вторая счетка уже к массе. Я в замке подключается к + (ну или к — в зависимости от схемы) через лампу, это первичное возбуждение.
Отредактировано mexanik62 (21-11-2018 21:36:18)
Источник