Меню

Проверка тракторного генератора с самовозбуждением

Как разобрать и проверить генератор МТЗ: схема подключения

МТЗ – самые распространенные тракторы в России. Их используют в строительстве, обустройстве города и сельхоз работ. Периодически им необходимо обслуживание, и особенно в переборке нуждается тракторный генератор. Ниже вы узнаете основные этапы подключения, разборки и диагностики поломок.

Конструкция и принцип работы

Для начала нужно разобраться в том, где расположен генератор МТЗ. Он находится на боковинке картера и крепится на поворотном основании. В верхней точке происходит фиксация ремня генератора, который и передает крутящий момента.

Ремешок также необходим, чтобы вращать емкость с охлаждайкой. Если же он обрывается, работа всех систем автоматически прекращается.

С торцов крышки генератора находятся отверстия для наддува воздуха.

Схема из сервисного мануала выглядит так:

Сердцем агрегата выступает статор. Внутри него установлен сердечник из штампованных пластин с обмоткой.

Обмотка образует фазы, соединенные последовательно по схеме треугольник. В статоре заключен подшипник с зафиксированным валом. Он запрессован в пакет из штампованных пластин. В съемные крышки вмонтированы опоры. Мысок вала оборудован крыльчаткой-вентилятором для активного охлаждения.

В агрегате предусмотрены катушки возбуждения. На них подается ток от аккумулятора, что и вводит систему в работу.

Если аккумулятор в технике отсутствует, то можно перевести генератор в режим параллельного возбуждения. В этом случае он будет работать независимо.

Кстати, по этой причине генератор называют самовозбуждающимся.

Итак, принцип работы выглядит следующим образом:

  1. Сначала запускается ротор. Своими колебаниями он создает магнитное поле, воздействующее на статор.
  2. Электромагнитные импульсы создают в статоре трехфазный переменный ток, который в дальнейшем инвертируется в постоянный. В некоторых вариациях необходимо подключить дополнительное реле.

Схема подключения генератора

Итак, схема подключения автомобильного генератора необходима каждому трактористу, чтобы ввести его в эксплуатацию прямо «в поле».

Описание процесса

Подключение генератора МТЗ 80 – процедура несложная. Делается она в несколько этапов:

  1. Генератор болтами крепится к боковинке двигателя.
  2. Затем происходит натяжение ремня и окончательная фиксация болтом.
  3. После необходимо подключить электрику. Крепится она стандартным способом «клемма-болт». Вот электросхема генератора.

А как проверить генератор на МТЗ? Нужно повернуть ключ зажигания. Если загорелась красная лампа – значит была допущена ошибка. Она говорит о недостаточном заряде. Нужно еще раз проверить схему подключения.

Проверка обмотки

Генератор на МТЗ 82 все еще не запускается, возможно, проблема не в подключении, а в самой обмотке. Тогда понадобится диагностика системы.

Для этого нужно отключить генератор от мотора и полностью зарядить аккумулятор. Итак, минус нужно бросить на контакт М, а плюс на Ш.

Если катушка исправна, лампочка будет очень тускло гореть. Яркий свет говорит о серьезных проблемах.

Также могут понадобиться дополнительные тесты:

  1. Минус на М, а плюс — на В. Необходимо в цепь включить и индикаторную лампочку. Если все хорошо, гореть она не будет. В случае пробоя диода или плюсового вывода на корпус индикация будет заметной.
  2. Минус на любой контакт переменного напряжения, а плюс на В-колодку. Результат, как и ранее, определяется по лампочке.
  3. Положительный на М, а отрицательный на переменные контакты. Если горит лампа, значит в диоде пробой.
Читайте также:  Как поменять ремень генератора ниссан альмера н16

Также не будет лишним убедится в работоспособности самой лампочки. Иногда она не горит, потому что сломана.

ТО устройства на МТЗ

Чтобы органы управления и сам генератор не выходили из строя, лучше регулярно проводить обслуживание.

В первую очередь, необходимо регулярно удалять масло и пыль, которые оседают под крышкой. Пыль лучше продувать компрессором, но подойдет и обычная ветошь. Если грязь забила щели, понадобится разборка и протирка. Делать ее нужно той же ветошью, смоченной в бензине. Вату или синтетику для уборк использовать не стоит.

Регулярно нужно осматривать клеммы на предмет окислов. Как только они появляются, их нужно удалить механически наждачной бумагой или напильником. Действовать стоит аккуратно, только чтобы снялась оксидная пленка. Также можно смазать контакты медной или силиконовой смазкой.

Периодически осматривайте крыльчатку и шкивы. Любые трещины или сколы говорят о скором капитальном ремонте. Лучше их сразу заменить, чтобы не было аварийных ситуаций. Аналогично рекомендуется проверять натяжку ремня.

После того, как подключить генератор получилось и был запущен двигатель, смотрите на контрольную лампочку. Он должна сразу же гаснуть. На некоторых тракторах МТЗ мигание вхолостую – норма, если вращение не достигло 1,4 тысячи оборотов.

Частые неполадки и их диагностика

1 Итак, контрольная лампочка не гаснет, что же делать? Не паниковать и сразу проверить натяжение ремня. Если оно в порядке – тогда необходимо проверить контакты на окислы. Если после чистки работоспособность не восстановилась, нужно проверить напряжение на выходе. Оно не должно быть ниже 12,5 вольт.

2 Если слышен посторонний шум и стук во время работы – проблема в ослаблении гайки фиксации шкива. Однако возможно и разрушение подшипника. Диагностируется обычной разборкой. Подшипник будет заметно хрустеть при износе и его понадобится заменить. Гайку можно смазать уплотнителем резьбы и покрепче затянуть.

Главное, чтобы не была нарушена посадка на шкиве. Заметить разбитое посадочное место можно по свободному движению гайки. В этом случае его нужно заменить.

3 Подшипник ни в коем случае нельзя выбивать. Можно повредит вал, а это уже капитальный ремонт. Необходим специальный съемник.

В остальном, на тракторах МТЗ редко случаются другие поломки генератора.

Источник

Устройство генераторов для МТЗ, схема подключения и ремонт

Генератор трактора преобразовывает механическую вращательную в электрическую энергию и обеспечивает питанием электрооборудование машины, включая подзарядку пусковых аккумуляторных батарей с напряжением 12 или 24 вольт. Трактора МТЗ 80(82) ранних модификаций укомплектовывались самовозбуждаемыми трёхфазными генераторами переменного тока Г304, Г305 и Г306 советского производства с выдаваемым напряжением 14 вольта мощностью 400 Вт. Дополнительные буквы в аббревиатуре модификаций, вышеуказанных генераторов, означают различие обмоточных данных статора и имеют аналогичную унифицированную конструкцию с одинаковыми техническими характеристиками. Г 304 и Г305 в своём составе имели две неподвижные обмотки возбуждения для генерации энергии при левом и правом вращении, Г 306 с одной обмоткой возбуждения только для правого вращения. Более современная версия тракторных генераторов имеет аналогичную конструкцию с маркировкой 46.3701.

Читайте также:  Реле заряда генератора фф2

Устройство и принцип работы

Конструкция тракторных генераторов отличается высокой надёжностью, простотой конструкции и обслуживанием. Узел не имеет щёток и токосъёмных колец. Ротор 1 состоит из постоянных магнитов без обмотки. Неподвижная обмотка возбуждения 4 размещена в отдельном цилиндрическом корпусе, прикреплённом с внутренней стороны крышки узла. Электрическое поле возбуждения взаимодействует с магнитами ротора через металлическую втулку 5. Обмотка статора 2 имеет трёх, четырёх или пяти фазную конструкцию, исходя из мощности узла. Преобразование переменного тока в постоянный осуществляет диодный выпрямительный блок 19, смонтированный на внутренней стороне крышки узла. Транзисторный реле-регулятор 13 обеспечивает регулировку напряжения в пределах 14 или 28 вольт в зависимости от характеристик генератора и соответствующего напряжения сети машины. Блок регулятора размещён под внешней пластиковой задней крышкой 18. Ось ротора 1 вращается на двух шарикоподшипниках. Узел заключён металлический цилиндрический корпус и стянут винтами. Рабочий процесс генератора охлаждается крыльчаткой 7 размещённой на оси ротора.

В МТЗ 80 (82) узел размещён с правой стороны машины. Привод осуществляется одновременно с водяным насосом двигателя от шкива коленчатого вала через клиноременную передачу. Поворотом кронштейнов на оси креплений генератора осуществляют натяжение привода.

Нормальное натяжение проверяют усилием 40 Н на ветвь привода «шкив водяного насоса – шкив генератора». Прогиб ремня должен соответствовать 6-10 мм. Проскальзывание при недостаточном натяжении ремня снижает производительность генератора, чрезмерное натяжение — создаёт дополнительную нагрузку на опорных подшипниках осей узлов и провоцирует преждевременный износ.

Подключение и схема

Электрическая схема генераторной установки состоит из трёх частей: цепи обмоток статора и катушки возбуждения, выпрямительного диодного моста, и подключённого к генератору регулятора с посезонным переключателем напряжения.

Концы фаз статора подключены к диодным парам выпрямителя. Плюс выпрямительного блока выведен контактным болтом наружу, контакт минус подключён к корпусу узла. Дополнительные диоды выпрямителя запитывают обмотку возбуждения генератора. Плюс выпрямителя возбуждающей обмотки соединён с катушкой возбуждения и выводом узла Д. Плюсовой вывод от диодного моста выпрямителя Б соединяется одноимённым выводом регулятора . Выводом Б подключают нагрузочную сеть машины и плюсовую клемму АКБ. Минусовые выводы выпрямительного блока и регулятора соединены с корпусом генератора на массу машины. Выводы Д генератора и регулятора соединены и предназначен для подключения реле блокировки стартера. Если трактор запускается без стартера от пускового двигателя вывод Д изолируется колпачком. Вывод регулятора Ш соединён с концом обмотки возбуждения. Вывод С регулятора подключён посезонному переключателю. Для правильного подключения регулятора на узел, при установке или замене, ориентируются на выступ корпуса.

Неполадки в работе и ремонт

Работу генератора проверяют под нагрузкой, замеряя напряжение в сети. Включая электроприборы, прослеживают динамику изменения напряжения. При максимальной нагрузке значение не должно падать ниже 12,5 В.

Читайте также:  Электростанция генератор бензиновый eco pe 9001es

Падение зарядного тока в сети при номинальных оборотах двигателя возникает при проскальзывании ремня привода, окислении контактов сети или их обрыве. В случае пробоя выпрямителя или межвиткового замыкания возникает разрядный ток. Большой зарядный ток свидетельствует о выходе из строя АКБ.

Генераторы описанного типа обладают высокой надёжностью и работают в условиях запылённости и повышенной вибрации. Основной причиной выхода из строя электрической части узла является износ подшипников и их посадочных мест на оси ротора. Увеличенные зазоры на опорах вращения приводят к короткому замыканию узла. При разрушении обойм подшипников металлические обломки механически повреждают обмотку возбуждения или статора, выводя узел из строя. Поэтому при эксплуатации нужно обращать внимание на состояние подшипников узла. Люфт в опорах ротора или появившийся шум при вращении сигнализирует о необходимости срочной замены подшипников. А также загрязнённость нефтепродуктами и пылью может привести к замыканию и выходу из строя диодного выпрямителя тока.

Плановую очистку генератора производят при ТО2 через каждые 500 часов работы машины.

Для осуществления диагностики цепей генератора демонтируют регулятор и заднюю крышку, отсоединяют выводы обмоток. Наличие короткого замыкания на корпус проверяют контрольной лампой. Целостность цепей обмоток статора и возбуждения, а также состояние выпрямителя и регулятора проверяют контрольной лампой или прозванивают прибором.

Модели тракторных генераторов МТЗ

Эволюция моделей тракторов МТЗ и увеличение оснащённости машин электрооборудованием привела к использованию генераторов аналогичной конструкции с более высокой мощностью и соответствующими техническими характеристиками. Современные машины МТЗ с напряжением в сети 12 вольт комплектуются узлами следующих серий: Г46.3701 с мощностью 700 Вт; Г96.3701 с выдаваемой мощностью 1000-1150 Вт и Г 97.3701 с мощностью 1400 Вт. Для машин МТЗ с напряжением в сети 24 вольта устанавливаются узлы серии Г99.3701 мощностью 1000-1150 Вт и 98.3701 мощностью 1500 Вт. Модификации узлов отличаются конструкцией и размером привода.

Марка Трактор и двигатель

комплектации

Мощность Ватт Напряжение Вольт Нагрузка тока Ампер об/мин
Г460.3701(-1)

Д-50, 65

700 14 50 5000
Г9635.3701-1 МТЗ-510, 512, 520,

Д-245

1150 14 80 5000
Г964.3701(-1)

245,260

1000 14 72 5000
Г968.3701(-1) Г9687.3701(-1) Г9685.3701(-1) МТЗ-100,102,800В,

Д-245

700 14 50
Г9701.3701

Д-245,260

1400 14 100 7000
Г9801.3701

Г9821.3701

МТЗ-80,82. Т-70,70В,80,90С.

Д 242,243,245,260

1500 28 54 6000-7000
Г9802.3701 МТЗ-100,520,522

Д-245

1500 28 54 6000-7000
Г9814.3701 МТЗ-100,520,522

Д-245

1500 28 54 6000-7000
Г9935.3701-1 МТЗ-100,520,522.

Д-245

1150 28 40 5000-6000
Г994.3701(-1)

Г9947.3701

МТЗ-80,82. Т-70,70В,80,90С.

Д-242,243,245,260

1000 28 36 5000-6000
Г998.3701

Трактора МТЗ комплектуются генераторами производства ПО «ММЗ» Групп «Радиоволна» республика Беларусь г. Гродно. Предприятие выпускает ряд моделей узлов, обеспечивающих работу всего модельного ряда тракторов МТЗ, а также специализированных машин на базе МТЗ.

Источник

Adblock
detector