Меню

Щетки генератора ямз 238

Щетки генератора ямз 238

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

Электрооборудование работает в однопроводной системе постоянного тока с номинальным напряжением 24В. Отрицательный полюс источника тока соединяется с корпусом.

ГЕНЕРАТОРЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

На силовой агрегат, в зависимости от модели и комплектации могут устанавливаться генераторы нескольких моделей (см. раздел «Комплектация»).

ГЕНЕРАТОР МОДЕЛИ 1322.3771

Генераторная установка 1322.3771 состоит из трехфазного генератора переменного тока, встроенных конденсатора емкостью 2,2 мкФ и интегрального регулятора напряжения Я120М12И, предназначенные для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРА 1322.3771

Максимальный ток нагрузки генератора, А

Начальная частота вращения ротора

температуре окружающей среды и генератора

25±10ºС и напряжении 26 В, об/мин, не более:

Регулируемое напряжение пои

25±10ºС, частоте вращения ротора 5000 мин-1 и токе нагрузки 16 А с подключенной аккумуляторной батареей должно быть 28,4±0,6 В.

На генераторе имеются следующие выводы:

« + » – для соединения с аккумуляторной батареей (АКБ) и нагрузкой;

« +Д » – для подключения лампочки контроля зарядки АКБ и для соединения со счетчиком моточасов;

« Ш » – для соединения с включателем стартера и приборов (замок зажигания);

« W » – вывод фазы для соединения с тахометром.

В крышке со стороны контактных колец установлены: выпрямительный блок; пластмассовый щеткодержатель с регулятором напряжения, закрепленный на крышке двумя винтами; помехоподавляющий конденсатор, установленный сверху на крышке.

Интегральный регулятор напряжения Я120М12И – изделие неразборное и неремонтоспособное.

Генераторная установка Г-273В2 состоит из трехфазного синхронного генератора переменного тока с электромагнитным возбуждением, встроенных выпрямительного блока БПВ 46-65-02 и интегрального регулятора напряжения Я120М1.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРА Г-273В2

Номинальное напряжение, В 28

Выпрямленный ток, А, не менее 45

Частота вращения ротора при температуре

окружающей среды и генератора 25±10ºС

напряжении 26 В, мин-1, не более:

при токе нагрузки 10 А, не более

при токе нагрузки 20 А, не более

Напряжение генератора (напряжение настройки интегрального устрой- ства) в положении посезонной регулировки «лето» при токе нагрузки 10±0,5 А, частоте вращения ротора генератора 3500±105 мин-1, температуре окружающей среды 25±10ºС и включенной аккумуляторной батарее должно находиться в пределах 27…28 В, а при положении посезонной регулировки «зима» должно быть на 1,5…3 В выше.

Давление на щетки при сжатии пружин до 17,5 мм, Н (кгс)

Масса генератора без шкива, кг, не более 5,2

Генераторная установка Г-273В2 имеет устройство посезонной регулировки напряжения, которая осуществляется винтом, находящимся на кожухе щеткодержателя. При вывернутом винте обеспечивается летняя регулировка, при ввернутом до упора винте – зимняя регулировка.

Интегральный регулятор напряжения Я120М1 – изделие неразборное и неремонтоспособное.

ГЕНЕРАТОР МОДЕЛИ 1702.3771

Генераторная установка 1702.3771 состоит из трехфазного генератора переменного тока, встроенных конденсатора емкостью 2,2 мкФ и регулятора напряжения 2712.3702 предназначенные для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРА 1702.3771

Номинальное напряжение, В 28

Максимальный ток нагрузки генератора, А 50

Частота вращения ротора при температуре окружающей среды и генератора 25±10ºС и напряжении 28 В, об/мин, не более:

при токе нагрузки 30 А 1900

На генераторе имеются следующие выводы:

« + » – для соединения с аккумуляторной батареей и нагрузкой;

« – » – для соединения с регулятором напряжения;

« +Д » – для соединения со счетчиком моточасов;

« Ш » – для соединения с регулятором напряжения и пусковой кнопкой (два вывода);

« W » – вывод фазы для соединения с тахометром.

Генератор представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором и щеткодержателем с протяжной вентиляцией.

Генератор состоит из следующих частей: статора; ротора; крышки со стороны контактных колец со встроенным выпрямительным блоком и конденсатором; щеточного узла, устанавливаемого на крышке со стороны контактных колец; крышки со стороны привода; вентилятора и шкива.

Статор набран из отдельных пластин, соединенных в пакет и имеет 36 пазов, в которые заложена трехфазная обмотка.

Ротор состоит из катушки возбуждения, намотанной на каркасе, с установленной внутри втулкой, к торцам которой примыкают два полюсных наконечника, образующих двенадцатиполюсную магнитную систему, к которым припаяны концы обмотки возбуждения.

Втулка с катушкой возбуждения, полюсные наконечники, контактные кольца и подшипник напрессованы на вал.

Крышка со стороны контактных колец изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и лапу для крепления генератора на двигателе.

Крышка со стороны привода изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и две лапы для крепления генератора на двигателе. В крышке установлен подшипник.

Вентилятор и шкив установлен на вал генератора на шпонке и закреплен гайкой с шайбой.

ГЕНЕРАТОР МОДЕЛИ 6582.3701-03

Генераторная установка 6582.3701-03 состоит из трехфазного синхронного генератора переменного тока с электромагнитным возбуждением, встроенных выпрямительного блока БПВ-17-100-02 и интегрального регулятора напряжения типа Я120М1, предназначенные для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРА 6582.3701-03

Номинальное напряжение, В 28

Максимальный ток нагрузки генератора, А 80

Частота вращения ротора при температуре окружающей среды и генератора 25±10ºС и напряжении 26 В, об/мин, не более:

при токе нагрузки 60 А 2200

Давление на щетки при сжатии пружины до

При токе нагрузки 30 А, частоте вращения ротора генератора 3500±175 об/мин, температуре окружающей среды 25±10ºС и включенной аккумуляторной батарее напряжение генератора должно находиться в пределах 27,0…28,0 В в положении посезонной регулировки «лето», а при положении посезонной регулировки «зима» должно быть 28,8…30,2 В.

Генератор состоит из следующих частей: статора; ротора; крышки со стороны контактных колец со встроенным выпрямительным блоком, имеющим три дополнительных диода; крышки со стороны привода; щеткодержателя с интегральным регулятором напряжения; вентилятора и шкива.

Статор набран из отдельных пластин, соединенных в пакет и имеет 36 пазов в которые заложена трехфазная обмотка, соединенная по схеме «двойная звезда». Ротор состоит из напрессованных на вал стальной втулки с катушкой возбуждения и стальных полюсов, прилегающих к втулке и перекрывающих обмотку. Крышка со стороны контактных колец, имеет вентиляционные окна. В крышку вмонтирован выпрямительный блок. Крышка со стороны привода имеет вентиляционные окна. В крышке установлен подшипник. Щеткодержатель состоит из щеткодержателя со щетками и интегрального регулятора напряжения. Вентилятор и шкив установлен на вал генератора на шпонке и закреплен гайкой с шайбой.

Читайте также:  Надо ли делать заземление генератора

Генераторная установка имеет устройство посезонной регулировки напряжения, которая осуществляется винтом, находящимся на кожухе щеткодержателя. При вывернутом винте обеспечивается летняя регулировка, при ввернутом до упора винте – зимняя регулировка.

Источник

Щетки генератора ямз 238

ЧРЕЗМЕРНО БОЛЬШОЙ ЗАРЯДНЫЙ ТОК ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д
(амперметр зашкаливает)

Неисправен регулятор напряжения

Замыкание клеммы «Ш» (шунтового провода) гене­ратора или регулятора на массу

Заменить регулятор напряжения У странить замыкание

ШУМ ИЛИ СТУК В ГЕНЕРАТОРЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ

Изношены или разрушены детали подшипника

Наличие в генераторе постороннего предмета

Чрезмерное натяжение или износ приводных ремней

Заменить дефектный подшипник
Удалить посторонний предмет

Выправить погнутые места вентилятора

ремней и устранить перекос

ПОДШИПНИКИ ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕГРЕВАЮТСЯ

Чрезмерное натяжение приводных ремней

Ослабить натяжение ремней

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ СТАРТЕР МЕДЛЕННО ПРОВОРАЧИВАЕТ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Зарядить или сменить аккумуляторную батарею

Зависание щеток, подгар коллектора

щеточно-коллекторного узла

СТАРТЕР НЕ РАБОТАЕТ (при его включении свет фар не слабеет)

Отсутствие контакта щеток с коллектором

Протереть коллектор тряпкой, смоченной в бензине или очистить коллектор стеклянной шкуркой. Очистить боковые грани щеток или заменить щетки новыми. Проверить состояние щеточных пружин и в случае их неисправности — заменить. Проверить нет ли заедания щеток в щеткодержателях

Обрыв цепи питания или неисправность в проводке

Проверить цепь стартера и устранить неисправность

РЕЛЕ ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ С ПЕРЕБОЯМИ
(включает стартер и сейчас же выключает)

Разряжена аккумуляторная батарея

Обрыв удерживающей обмотки реле

Зарядить или заменить аккумуляторную батарею

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ СТАРТЕРА СЛЫШЕН ХАРАКТЕРНЫЙ СКРЕЖЕТ МЕТАЛЛА

Забиты зубья шестерни стартера или венца маховика и шестерня не входит в зацепление

О слабло крепление стартера к двигателю

Нарушена регулировка реле

Заменить неисправные детали

Подтянуть болты крепления стартера

Отрегулировать реле стартера

СТАРТЕР РАБОТАЕТ, НО НЕ ПРОВОРАЧИВАЕТ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Б

Поломка зубьев шестерни стартера или венца маховика

Заменить неисправные детали

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ЭФУ НА РЕЖИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПРОГРЕВА СТРЕЛКА АМПЕРМЕТРА НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ НЕ ОТКЛОНЯЕТСЯ

Разрыв электрической цепи питания факельных штифтовых свечей из-за отсутствия контакта в проводах или перегорания спиралей обеих свечей

Включить ЭФУ на режим работы предварительного прогрева,

проверить наличие напряжения между клеммой свечи и массой. При наличии напряжения

заменить свечи. При отсутствии напряжения проверить всю цепь и подтянуть контакты проводов

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ЭФУ НА РЕЖИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПРОГРЕВА СТРЕЛКА АМПЕРМЕТРА НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ ПОКАЗЫВАЕТ ПОЧТИ ВДВОЕ МЕНЬШИЙ ТОК РАЗРЯДА ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМАЛЬНОЙ РАБОТОЙ ЭФУ

Перегорание спирали накального элемента в одной из факельных штифтовых свечей

факельных штифтовых свечей. При обнаружении неисправной свечи заменить обе свечи

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ЭФУ НА РЕЖИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПРОГРЕВА СТРЕЛКА АМПЕРМЕТРА НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ УКАЗЫВАЕТ БОЛЬШОЙ ТОК РАЗРЯДА ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМАЛЬНОЙ РАБОТОЙ ЭФУ

Замыкание спирали накального элемента факельной штифтовой свечи на штифт

Проверить сопротивление факельных штифтовых свечей. При обнаружении неисправной свечи заменить ее

ПРИ ПРОВЕРКЕ РАБОТЫ ЭФУ ОТСУТСТВУЕТ ФАКЕЛ ВО ВПУСКНОМ ТРУБОПРОВОДЕ ДВИГАТЕЛЯ

вращения двигателя (менее 50 об / мин ) из-за

низкой температуры масла в двигателе или низкой температуры электролита аккумуляторных батарей, а также большой степени их разряда

Проверить частоту вращения двигателя. При скорости менее 50 об / мин заменить аккумуляторные батареи или прогреть двигатель предпусковым подогревателем

Неисправность в
электрической цепи

Проверить электрическую схему ЭФУ и устранить неисправность

Неисправность в системе питания топливом

топливной системы двигателя по отсечке топлива путем прокачки ручным подкачивающим насосом или проверкой герметичности системы с подключением

манометра. После прокачки до давления открытия перепускного клапана на ТНВД и

давление в системе не должно быть ниже 0,1 кгс/см 2 . Если давление ниже, проверить

Источник

Техническое обслуживание электрооборудования ЯМЗ-238ФМ

Во время эксплуатации предохранять агрегаты электрооборудования от попадания на них масла и топлива, а также воды при мойке двигателя.

При каждом ТО-2 проверять крепление проводов к клеммам генератора и реле-регулятора, натяжение ремней привода генератора, крепление генератора к двигателю и шкива на валу генератора и очищать генератор от пыли и грязи.

Внимание! Запрещается на автомобиле пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе генератора; это приведет к возникновению на генераторе повышенного напряжения опасного для кремниевых выпрямителей.

При длительных стоянках автомобиля отключать выключатель массы во избежание разряда аккумуляторных батарей через обмотку возбуждения генератора.

Во избежание выхода из строя генераторной установки запрещается:

отключение провода от плюсового вывода генератора или отключение батареи выключателем массы при работающем генераторе;

проверка исправности генераторной установки путем замыкания клемм «+», «В», «0» перемычками на массу и между собой.

При установке аккумуляторных батарей на автомобиль и их подключении строго соблюдать полярность («+» в цепь, «-» на массу).

Проверку натяжения приводных ремней и надежности подключения проводов к генераторной установке проводить при неработающем двигателе и отключенной аккумуляторной батарее.

Техническое обслуживание проводить в следующем объеме:

1. Снять генератор с двигателя и очистить его от пыли и грязи. Перед снятием генератора отключить выключатель массы, так как клемма «плюс» генератора находится под напряжением. При необходимости генератор разобрать. Разборку генератора производить только в специальной мастерской, располагающей необходимыми инструментами и измерительными приборами.

2. Проверить высоту щеток и давление щеточных пружин. Высота щеток должна быть не менее 8 мм от пружины до основания щетки. Изношенные щетки, а при необходимости и щеткодержатель, заменить. При замене щеток проверить состояние контактных колец; при необходимости кольца проточить. Следует иметь в виду, что минимально допустимый диаметр контактных колец после проточки составляет 29,3 мм.

3. Внимательно осмотреть шарикоподшипники; при наличии дефекта шарикоподшипники заменить.

5. Проверить электрические параметры генератора.

Разборка и сборка генераторной установки Г-273В

Снять генераторную установку с двигателя, очистить от пыли и грязи и разобрать в следующем порядке.

1. Отсоединить вывод от клеммы «О» генератора.

2. Отвернуть два винта крепления щеткодержателя к крышке и вынуть щеткодержатель с ИРН в сборе.

3. Отвернуть два винта крепления щеткодержателя и ИРН к кожуху.

4. Отвернуть три винта-крепления крышки шарикоподшипника.

5. Отвернуть четыре стяжных винта и снять крышку

со стороны контактных колец вместе со статором (при необходимости использовать съемник).

6. Отсоединить гайки крепления фазных выводов от выпрямительного блока; статор отделить от крышки.

7. Для отделения выпрямительного блока от крышки отвернуть гайку плюсового вывода и три винта крепления блока к крышке.

8. Отвернуть гайку крепления шкива и снять шкив и вентилятор. Извлечь шпонку и снять упорную втулку.

9. Снять с вала крышку со стороны привода с помощью съемника, используя резьбовые отверстия на крышке.

Сборку генератора производить в порядке, обратном разборке.

Проверка электрических параметров

Проверку электрических параметров производить на универсальном стенде по схеме, приведенной на рис.81, при отсоединенном нулевом выводе обмотки статора от нулевого вывода регулятора. Генератор должен соответствовать данным, указанным в разделе «Техническая характеристика генератора Г-273В».

Замыкание включателя 51 через клемму «О» к обмотке возбуждения подводится питание от источника постоянного тока напряжением 14 В. Выключателем 3 к клемме — В — генератора

Рис. 81. Схема для проверки электрических характеристик:

R1 — подпиточное сопротивление; R2 — сопротивление посезонной регулировки; R3 — сопротивление нагрузки, G — источник постоянного юна, G8 — аккумуляторная батарея, РА — амперметр; PV1. PV3 — вольтметры, S1, S3, S4 — выключатели, S2 –переключатель посезонной регулировки.

подключается аккумуляторная батарея напряжением 25±1 3. Выключатель 33 разомкнуть, напряжение на выходе генератора поддерживать 28 В. Испытание при положениях посезонной регулировки «Лето» и «Зима» проводить при замкнутых включателях 81, 52, 84 в комплекте с аккумуляторной батареей при токе нагрузки 10 А, частоте вращения ротора 3500±200 об/мин.

Проверка технического состояния генератора 74.3701

В процессе эксплуатации работоспособность генератора контролируется с помощью лампочки контроля заряда аккумуляторной батареи расположенной на щитке приборов автомобиля.

Если генератор работоспособный, то лампочка не горит. Если лампочка не гаснет (при частоте вращения 1000-1100 мин-1 для генератора), то генератор не возбуждается, необходимо проверить его на специальном стенде по схеме рис. 32

Рис. 82. Схема для проверки электрических характеристик генератора 74.3701:

1 — генератор 74.3701; 2 — конденсатор; 3 — контрольная лампа; 4 — амперметр; 5 — выключатели; 6 — резисторы нагрузки; 7 — вольтметр; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — выключатель посезонной регулировки; 10 — регулятор напряжения Я120М12; «+»-, «Д», «В», «Ф» — выводы генератора

Если генератор исправен, то все параметры должны соответствовать разделу «Техническая характеристика генератора 74.3701».

В случае неисправности генератора определить дефектные детали и заменить их на годные.

Разборка и сборка генератора 74.3701

1. Снять генератор с двигателя, очистить его от пыли и грязи;

2. Отвернуть гайку крепления плюсового вывода генератора и отсоединить вывод конденсатора;

3. Отсоединить провод со штекером от щеткодержателя;

4. Отвернуть два винта крепления щеткодержателя к крышке и снять его;

5. Отвернуть четыре гайки стяжных винтов и снять крышку со стороны контактных колец вместе со статором;

6. Отвернуть три гайки крепления фазных выводов от выпрямительного блока, и отделить статор от крышки;

7. Отвернуть гайку крепления шкива;

8. Снять шкив, выбить шпонку;

9. Снять крышку со стороны привода вместе с подшипником с вала ротора;

10. Если необходимо отделить выпрямительный блок от крышки, отвернуть ганку плюсового вывода, три винта крепления блока к крышке и разъединить вывод блока со штекером колодки;

11. Сборку генератора производить в обратном порядке. При разборке и сборке генератора пользоваться съемником и приспособлениями.

Техническое обслуживание генератора 74.3701

При каждом втором техническом обслуживании (ТО-2) проверить надежность крепления генератора к двигателю, натяжение ремня и соединения проводов с выводами генератора.

После каждых 50000 км пробега автомобиля:

1. Снять щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения, очистить его от пыли и грязи;

2. Проверить высоту щеток в нерабочем положении и давление щеточных пружин. Выступание щетки из канала щеткодержателя должно быть не менее 5 мм, а давление пружины — (0,044±0,0035) Н при сжатии пружины до 11,5 мм. Если необходимо, щетки заменить.

3. Если необходимо, проточить контактные кольца, снять генератор с двигателя, очистить его от пыли и грязи и разобрать. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 31,2 мм;

4. Внимательно осмотреть подшипники, в случае обнаружения дефекта заменить их;

6. Проверить электрические параметры генератора.

Разборка и сборка генератора Г-288Е

1. Отвернуть два винта крепления щеткодержателя и снять его.

2. Отвернуть три стяжных болта и сиять крышку со стороны контактных колец вместе со статором.

3. Через вентиляционные окна крышки отвернуть гайки крепления фазных болтов от выпрямительного блока и отделить статор от крышки.

4. Отделить выпрямительный блок от крышки, для чего отвернуть гайку плюсового вывода и три винта крепления блока к крышке.

5. Отвернуть гайку крепления шкива, снять шкив и вентилятор.

6. Извлечь шпонку и снять упорную втулку.

7. С помощью съемника снять с вала ротора крышку со стороны привода.

Сборку генератора производить в обратном порядке. Момент затяжки гайки шкива 60-80 Н•м (6-8 кг•см).

Контрольная проверка генератора Г-288Е

В процессе эксплуатации, при необходимости генератор может быть проверен. Для проверки вольтметр класса на ниже 1,5 подключить по схеме, доказанной на рис. 83. Проверку осуществлять при включенной аккумуляторной батарее. Пустить двигатель и установить среднюю частоту вращения (около 2000 об/мин для генератора). После 30 мин работы двигателя подключить нагрузку: регулируемое напряжение должно быть 27,6-29,2 В.

Рис. 83. Схема проверки генератора Г-288Е:

1 — генератор; 2 — выпрямительный блок; 3 — фильтры радиопомех; 4 — регулятор напряжения; Д1, Д2. Д6 — диоды блока

В условиях повседневной эксплуатации проверку можно провести упрощенно по амперметру. Если стрелка амперметра при работающем двигателе и включенных потребителях стоит на нуле или указывает незначительный ток разряда, не следует делать вывод о неисправности системы, прежде всего проверить натяжение ремня. Чтобы убедиться в исправности системы электрооборудования, достаточно остановить двигатель, не отключая потребителей. Если система исправна, то амперметр покажет разряд; при повторном пуске двигателя стрелка амперметра покажет заряд на средних оборотах.

При обнаружении неисправностей в системе электрооборудования или после ремонта генератора провести контрольную проверку генератора на специальном стенде, обеспечивающем плавное изменение скорости вращения ротора генератора до 5000 об/мин по схеме на рис. 84. Если генератор исправен, то все параметры соответствуют «Технической характеристике генератора Г-288Е».

Рис. 84. Схема проверки электрических характеристик генератора Г-288Е на стенде:

1 — генератор; 2 — нагрузка; 3 — добавочное сопротивление; 4 — аккумуляторная батарея

Установка генератора на двигатель

Перед установкой генератора на двигатель выключить выключатель массы.

Генератор устанавливать на двигатель в следующем порядке:

вставить палец 6 (рис. 85) в отверстие задней крышки генератора и закрепить гайкой 3 с шайбами 5 и 5;

установить генератор на кронштейн 4 так, чтобы палец вошел в разрезное отверстие кронштейна;

вставить болт 2 в отверстие передней лапы генератора и ввернуть его в отверстие кронштейна, не затягивая.

Рис. 85. Крепление генератора на двигателе:

1 — генератор; 2, 7 — болты; 3 — гайки; 4 — кронштейн крепления генератора; 5 — шайба; 6 — палец; 8 — пружинная шайба

Отрегулировать натяжение ремней привода генератора, после чего надежно закрепить генератор на двигателе.

Периодически проверять надежность присоединения наконечников в электропроводке стартера, очищать наконечники проводов и клеммы аккумуляторной батареи от налетов окислов и грязи.

Разборку и регулировку стартера можно производить только по истечении гарантийного срока в специализированной мастерской, располагающей всеми необходимыми инструментами и измерительными приборами.

Техническое обслуживание стартера производить в указанном ниже объеме:

1. Снять стартер с двигателя.

2. Снять крышку коллектора и траверсу.

3. Осмотреть коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгоревших мест. В случае загрязнения или незначительного подгара коллектор протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Оставшуюся после этого грязь или подгар зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

4. Проверить высоту и состояние щеток. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа. Щетки, изношенные по высоте до 14 мм, заменить. Высоту щетки замерять от места касания пружины до притертой рабочей поверхности.

5. Проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям; при необходимости подтянуть их.

6. Проверить состояние контактной системы реле стартера. При подгорании рабочих поверхностей контактных болтов и диска их следует зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой, сняв неровности, вызванные подгоранием, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. При значительном износе контактные болты повернуть вокруг оси на 180?, а контактный диск перевернуть на другую сторону, предварительно зачистив эту поверхность шлифовальной мелкозернистой шкуркой.

7. Проверить свободную с качкой посадку контактного диска на штоке якоря реле.

8 Проверить надежность крепления реле к корпусу стартера, пои необходимости подтянуть крепежные болты и закончить их замковыми шайбами.

9. Вынув пробки, залить в масленки по 10 капель моторного масла (до полной пропитки войлочных фильцев), после чего пробки поставить на место.

10. Очистить привод стартера от грязи, шестерню стартера вдвинуть в корпус привода, залить в корпус привода моторное масло, сделать 5-10 движений шестерни вдоль вала, после чего масло вылить. Указанную операцию повторить 2-3 раза и залить масло в корпус привода.

Разборка и сборка стартера

1. Отвернуть гайки крепления на крышке коллектора.

2. Отвернуть гайки с выводных болтов и снять шину.

3. Отвернуть и вынуть две стяжные шпильки.

4. Снять крышку со стороны коллектора.

5. Отвернуть винты крепления щеточных канатиков и, приподняв щеточные пружины, вынуть щетки из щеткодержателей.

7. Отвернуть винты крепления кожуха, отсоединить реле от корпуса и снять его вместе с кожухом.

8. Снять корпус вместе с катушками возбуждения.

9. Отвернуть шесть винтов и снять крышку привода.

10. Вынуть якорь из корпуса привода.

11. Вынуть привод из корпуса.

12. Отвернуть винты крепления оси рычага и вынуть ось из посадочных отверстий корпуса и рычага.

14. Отвернуть винты крепления шайбы и снять шайбу.

15. Вынуть сальник из корпуса привода.

Сборку стартера проводить в порядке, обратном разборке. Перед сборкой смазать шлицы и шейки вала якоря, шайбу между железом якоря и корпусом привода, упорную шайбу смазкой Литол-24 (ГОСТ 21150 — 87). Вынуть фильцы, при необходимости заменить их и перед закладкой пропитать моторным маслом, применяемым для смазки двигателя.

При необходимости заменить при сборке замковые шайбы, уплотнительные кольца, уплотнительные шайбы и прокладки.

Регулировка реле стартера

Плюсовую клемму аккумуляторной батареи соединить с выводным болтом 3 (рис. 86), минусовую клемму — с «массой» стартера. Включатель стартера соединить с клеммой в реле стартера. Для контроля замыкания реле подсоединить 24 В лампочку 4.

Поставить прокладку 2 (рис. 87> толщиной 23 мм на вал якоря между шестерней 1 и упорной шайбой 3. Контакты реле при этом должны быть разомкнуты и лампочка не гореть.

Рис. 86. Схема проверки замыкания контактов реле:

1 — электродвигатель стартера; 2 клемма подключения перемычки стартера к реле; 3 — выводной болт подключения аккумуляторной батареи к реле; 4 контрольная лампочка; 5 — выключатель: 6 — клемма подключения провода от выключателя к обмоткам реле

Снять прокладку и отрегулировать зазор между втулкой привода и упорной шайбой при включенном реле до 1±1,5 мм.

Зазор регулировать при включенном реле путем поворачивания оси рычага с диском 4; при этом выемка «А» на диске должна быть ниже его горизонтальной оси «Б». Контакты реле должны быть замкнуты, и лампочка 4 (рис. 86) гореть.

Установка стартера на двигатель

Установить стартер до упора его фланца в картер маховика так, чтобы направляющий штифт на блоке цилиндров вошел паз стартера.

Рис. 87. Проверка замыкания контактов реле стартера:

1 — шестерня стартера, 2 — прокладка: 3 — упорная шайба; 4 — диск оси рычаге

Закрепить стартер скобой и затянуть болт крепления скобы моментом 70-90 Н•м (7-9 кгс•м). Для обеспечения установки скобы можно снять соединительную шину.

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!

Источник

Adblock
detector