Техническое обслуживание тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82
С целью обеспечения поддержания тракторов в исправном и работоспособном состоянии, для увеличения долговечности, экономичности, безотказности работы требуется проводить систематическое техническое обслуживание планово-предупредительного характера.
Для тракторов установлена трёхномерная система технических обслуживаний (помимо ежесменного), предусматривающая 3 периодических (номерных) техобслуживания:
При переходе к весенне-летнему и осенне-зимнему периоду эксплуатации предусмотрены сезонные технические обслуживания. Помимо них предусматриваются обслуживания в особых условиях эксплуатации, резко отличающихся от обычных типовых условий (например, в горных районах, в пустынях и других).
Периодичность номерных технических условий:
техническое обслуживание № 1 (ТО-1) – через каждые 60 часов работы;
техническое обслуживание № 2 (ТО-2) – через каждые 240 часов работы;
техническое обслуживание № 3 (ТО-3) – через каждые 960 часов работы.
При проведении номерных технических обслуживаний выполняются не только регламентированные операции, но и устраняют все обнаруженные неисправности.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в перерыве между сменами (через каждые 10 часов работы). Оно предусматривает выполнение следующих операций:
1) — проверить, нет ли подтеканий масла, топлива, воды либо электролита через соединения деталей;
2) – долить профильтрованное либо отстоянное топливо в баки дизелей и пускового двигателя;
3) – измерить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить масло. Уровень следует измерять не раньше, чем через 20 минут после остановки дизеля;
4) – проверить уровень воды в радиаторе;
5) – слить конденсат из ресивера пневматической системы;
6) – проверить степень засорённости воздухоочистителя дизеля по индикатору на щитке приборов, работу контрольных приборов, звукового сигнала и освещения;
7) – при эксплуатации трактора в условиях повышенной запылённости осмотреть и, если необходимо, очистить защитную сетку радиатора.
Во время рабочей смены следует прислушиваться к работе дизеля, следить за показаниями контрольных приборов, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Помимо этого, нужно периодически проверять состояние шин, степень нагрева корпусных узлов дизеля, трансмиссии, гидравлической и ходовой систем.
Техническое обслуживание №1 (ТО-1) проводится через каждые 60 часов работы.
Сначала выполняются все операции ЕТО. Затем следует:
проверить уровень масла в корпусе топливного насоса;
проверить натяжение ремня вентилятора дизеля;
проверить состояние шин и давление воздуха в них;
проверить работу рулевого управления и тормозов;
смазать подшипники водяного насоса системы охлаждения и отводки сцепления;
слить отстой из топливного фильтра грубой очистки.
Через 120 часов работы (через одно ТО-1) следует проверить уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя дизеля, очистить ротор центробежного масляного фильтра дизеля, смазать подшипники шарниров карданных валов переднего ведущего моста.
Техническое обслуживание №2 (ТО-2) проводится через каждые 240 часов работы.
Сначала выполняются все операции ТО-1. Затем следует:
1) — заменить масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя и корпусе топливного насоса (при использовании масел М8Г2 и М10Г2 по ГОСТ 8581-78 с содержанием серы не более 0,5 % масло в картере дизеля заменяют через 480 часов работы);
2) – слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;
3) – промыть фильтрующие элементы воздухоочистителя пускового дизеля, регулятора давления пневматической системы;
4) – проверить уровень масла в корпусах трансмиссии (сцепления, коробки передач, переднего ведущего моста, заднего моста, верхних и нижних пар колёсных редукторов, промежуточной опоры карданной передачи), в баке раздельно-агрегатной гидравлической системы, редукторе пускового двигателя, корпусе гидроусилителя рулевого управления (ГУР); смазать втулки поворотных цапф переднего моста, ступицу педали сцепления;
5) – проверить свободный ход педали сцепления и тормозов, падение давления воздуха в пневмосистеме при свободном положении педали тормозов, свободный ход рулевого колеса, герметичность воздухоочистителя и впускного трубопровода двигателя, состояние клемм и вентиляционных отверстий аккумуляторных батарей, плотность и уровень электролита;
6) – провести обслуживание блока отопления и охлаждения воздуха в кабине;
7) – проверить крепление ступиц задних колёс, лонжеронов к переднему брусу и корпусу сцепления, корпуса коробки передач, кронштейна промежуточной опоры карданной передачи, двигателя.
Через 480 часов работы (через одно ТО-2) следует проверить зазор между клапанами и коромыслами дизеля, очистить центральную трубу воздухоочистителя и промыть его корпус с фильтрующими элементами.
Техническое обслуживание №3 (ТО-3) проводится через каждые 960 часов работы.
Сначала выполняются все операции ТО-2. Затем следует:
проверить топливный насос на безмоторном стенде на соответствие регулировочным параметрам, угол опережения подачи топлива на дизеле, форсунки дизеля на давление начала впрыска и распыл топлива, затяжку гаек крепления головки блока цилиндров дизеля с последующей регулировкой зазора между клапанами и коромыслами;
провести регулировку реле-регулятора, механизма включения сцепления редуктора пускового двигателя, зазора между контактами прерывателя магнето и электродами запальной свечи с подтяжкой всех винтов магнето;
промыть сливные фильтры раздельно-агрегатной системы и гидроусилителя рулевого управления, фильтры грубой и тонкой очистки топлива с заменой фильтрующих элементов тонкой очистки, фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя и топливопроводящий штуцер карбюратора;
проверить и при необходимости регулировать гайку червяка гидроусилителя рулевого управления, сходимость передних колёс, осевой зазор подшипников ступиц передних колёс неведущего моста, пополняя при этом смазку;
смазать подшипники шарниров привода рулевого управления, шестерни правого раскоса и втулки вала механизма задней навески;
очистить сетку маслозаливной горловины и набивку сапуна дизеля, а также сапуна топливного насоса, слить утечки масла из кожуха гидроаккумулятора.
Через 1920 часов работы (через одно ТО-3) следует:
проверить состояние контактов реле, коллектора, щёток стартера пускового двигателя, регулировку реле-регулятора;
провести обслуживание пневмопереходника и компрессора пневмосистемы;
разобрать и смазать гибкий вал тахоспидометра.
Через 3000 часов работы (через два ТО-3) следует:
проверить состояние коллектора и щёток стартера, зацеплений червяк — сектор и сектор – рейка гидроусилителя рулевого управления;
промыть систему охлаждения дизеля;
заменить смазку в ступицах передних колёс.
Сезонное техническое обслуживание проводится при переходе от весенне-летнего к осенне-зимнему периоду эксплуатации и наоборот.
При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации следует:
заменить масло и смазку летних сортов зимними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах и сборочных единицах трансмиссии и ходовой части;
выполнить операции очередного ТО;
промыть крышку и фильтр заливной горловины основного топливного бака;
промыть фильтр-отстойник и карбюратор пускового двигателя;
довести плотность электролита аккумуляторных батарей до зимней нормы и установить винт посезонной регулировки напряжений на реле-регуляторе в положение З (зима);
продуть паром либо промыть горячей водой ресивер пневмосистемы, проверить его герметичность;
заполнить дизельным топливом зимних сортов систему питания дизеля;
установить предпусковой подогреватель и утеплительный чехол на дизель;
заполнить систему охлаждения дизеля жидкостью, которая не замерзает при низких температурах (антифризом);
провести сезонное обслуживание блока отопления кабины.
В зимний период для прогрева дизеля при пуске следует заправить его горячей водой и маслом, подогретым до температуры 70-80 градусов Цельсия.
При спуске воды из системы охлаждения дизеля одновременно сливают её из котла подогревателя и из шлангов блока отопления кабины.
При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации следует:
снять с агрегатов трактора предпусковой подогреватель, утеплительные чехлы и сдать их на хранение;
выполнить операции очередного ТО;
заменить масло и смазку зимних сортов летними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах трансмиссии и ходовой части;
довести плотность электролита аккумуляторных батарей до летней нормы и установить винт посезонной регулировки напряжения на реле-регуляторе в положение Л (лето);
заправить систему питания дизеля топливом летних сортов;
Источник
Техничесоке обслуживание ходовой системы МТЗ-80
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:13, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: научиться выполнять операции технического обслуживания ходовой системы трактора МТЗ-80.
Для проведения работы необходимы: методические указания, трактор МТЗ-80, комплект инструментов.
Методика выполнения работы:
Изучить содержание технологических карт.
Отрегулировать давление воздуха в шинах.
Отрегулировать подшипники передних колес.
Отрегулировать сходимость передних колес.
Файлы: 1 файл
Дипломка.docx
Ходовая система оказывает существенное влияние на эксплуатационные показатели трактора. Например, чем ниже несущая способность почвы, тем меньше должно быть давление в шинах. Колесные тракторы используют для обработки пропашных культур с различной шириной междурядья. Безопасность движения трактора определяется зазором в подшипниках передних колес, сходимостью колес, величиной свободного хода рулевого колеса, техническим состоянием гидроусилителя руля и исправностью тормозов. В связи с этим механизатор периодически контролирует техническое состояние ходовой системы, рулевого управления и проводит ее обслуживание.
Цель работы: научиться выполнять операции технического обслуживания ходовой системы трактора МТЗ-80.
Для проведения работы необходимы: методические указания, трактор МТЗ-80, комплект инструментов.
Методика выполнения работы:
- Изучить содержание технологических карт.
- Отрегулировать давление воздуха в шинах.
- Отрегулировать подшипники передних колес.
- Отрегулировать сходимость передних колес.
- Отрегулировать свободный ход рулевого колеса.
- Провести обслуживание гидроусилителя рулевого колеса.
- Изменить колею передних колес трактора.
- Отрегулировать тормоза.
- Защитить работу у преподавателя.
- ПРОВЕРКА И ИЗМЕНЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ШИНАХ ТО-1,
От состояния ходовой части и рулевого управления зависит не только работоспособность трактора, но и безопасность работы на нем. Поэтому необходимо своевременно проводить техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления. Тракторист обязан выполнять следующие операции:
ежесменно проверять состояние шин и давление воздуха в них;
через каждые 60 ч работы проверять и подтягивать резьбовые соединения, обращая внимание на крепление дисков к ступицам колес, смазывать солидолом шарниры рулевых тяг, подшипники поворотных цапф и верхнюю опору рулевого вала;
дополнительно через 240 ч работы проверять и при необходимости регулировать рулевое управление, проверять управление, проверять уровень масла в корпусах гидроусилителя и рулевого механизма и при необходимости доливать его; смазывать солидолом подшипники направляющих колес;
дополнительно через 960 ч работы проверять и при необходимости регулировать осевой зазор в подшипниках направляющих колес и сходимость направляющих колес; менять масло в корпусе гидроусилителя руля, промывая корпус и сетчатый фильтр дизельным топливом, менять масло в корпусе рулевого механизма.
Регулировка конических роликовых подшипников направляющих колес. Нормальный осевой зазор в подшипниках направляющих колес устанавливается около 0,2 мм. Проверяют зазор при приподнятом колесе. Если зазор увеличивается и становится больше
0,5 мм, надо провести регулировку в следующем порядке:
отвернуть болты и снять колпак ступицы колеса, предварительно очистив ее от пыли и грязи;
расшплинтовать гайку 14 ( 97, г) и затянуть ее до отказа, а затем отвернуть на ‘Да—1/б оборота до совпадения прорези гайки с отверстием под шплинт в оси;
зашплинтовать гайку и установить на место колпак.
На тракторе МТЗ-50 рекомендуется регулировать подшипники направляющего колеса следующим образом. Корончатую гайку завертывают до появления повышенного сопротивления вращению колеса, а затем отвертывают до совпадения ближайшей прорези под шплинт.
При отрегулированных подшипниках колесо легко вращается и не имеет заметного осевого люфта.
Сходимость направляющих колес регулируют изменением длины поперечных рулевых тяг 17 ( 95), чтобы обеспечить устойчивость движения трактора и равномерность износа покрышек. При прямолинейном движении расстояние между направляющими колесами впереди (на уровне оси) должно быть на 4—8 мм меньше, чем сзади на тракторе МТЗ-50 и на 8—12 мм — на тракторе ЮМЗ-6Л/М.
Регулировка шарнирных соединений рулевых тяг. При износе шарнира нужно снять стопорное кольцо с пробки 18, завернуть ее до отказа и отвернуть на 1/4 оборота, после чего поставить на место стопорное кольцо. У трактора ЮМЗ-6Л/М пробку в продольной тяге отвертывают на 1/в оборота.
Регулировка зазоров в соединениях рулевого механизма трактора МТЗ-50. Осевое перемещение вертикального поворотного вала 10 ограничивают регулировочным болтом, ввернутым в крышку корпуса гидроусилителя. При регулировке болт завертывают в крышку до упора в торец поворотного вала, а затем отвертывают на ‘/» оборота и фиксируют контргайкой.
При износе зубьев рейки 16 ( 99) и сектора 15 увеличивается зазор в зацеплении сектор — рейка. Минимальный зазор в этом зацеплении устанавливают уменьшением толщины набора регулировочных прокладок 17 под фланцем упора (до получения зазора между упором и рейкой 0,1—0,3 мм).
Регулировка свободного хода рулевого колеса на тракторе МТЗ-50. Нормальный свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25º . При этом направляющие колеса должны стоять на твердом грунте и занимать положение, соответствующее прямолинейному движению.
Если нарушенный свободный ход не восстанавливается регулировкой шарнирных соединений рулевых тяг, то изменяют зазор между червяком 13 и сектором 15. Червяк рулевого механизма установлен в шариковых подшипниках, запрессованных в чугунной эксцентриковой втулке 14. Центры внутренней и наружной поверхности втулки не совпадают, поэтому, поворачивая втулку за фланец, изменяют положение червяка относительно сектора. Чтобы выполнять такую регулировку, надо снять облицовку радиатора, отсоединить рулевые тяги от центрального рулевого рычага и ослабить два болта крепления регулировочной втулки.
Ключом, установленным в паз фланца втулки, поворачивают ее по часовой стрелке (по ходу трактора) до получения беззазорного зацепления в среднем положении сошки. Затем повертывают регулировочную втулку против часовой стрелки на 4—6 мм по наружному диаметру фланца втулки.
Установив минимальный зазор между червяком и сектором, затягивают болты крепления регулировочной втулки.
В заключение заводят двигатель и поворачивая рулевое колесо от упора до упора убеждаются в отсутствии заедания рулевого механизма.
Регулировка рулевого управления трактора ЮМЗ-6Л/М. Нормальный свободный ход рулевого колеса при прямолинейном движении трактора не должен превышать 15″. Если свободный ход рулевого колеса выше 30 , необходимо отрегулировать рулевое управление.
Вначале регулируют шарнирные соединения рулевых тяг и зазоры в конических подшипниках направляющих колес. Если свободный ход рулевого колеса после этого остается увеличенным, проверяют осевой зазор в конических подшипниках червяка рулевого механизма ( 98). Для этого отъединяют продольную тягу 7 от сошки 8 и выводят червяк 4 из зацепления с роликом, вращая рулевое колесо в любую сторону. Затем покачивают вал рулевого колеса в осевом направлении. Если перемещение вала ощутимо, уменьшают зазор в конических подшипниках червяка, убирая часть регулировочных прокладок 5 из-под нижней крышки рулевого механизма. При правильной регулировке подшипников червяка рулевое колесо должно вращаться от усилия 3—8 Н (0,3—0,8 кгс).
Затем устанавливают ролик против середины червяка и, покачивая сошку, проверяют зазор между роликом и червяком. Нормальный зазор должен быть таким, чтобы нижний конец сошки перемещался при покачивании не более чем на 0,15 мм. Если зазор больше, то необходимо его отрегулировать
Регулируют зацепление червяка с роликом следующим образом.
Снимают рулевой механизм трактора, отвертывают гайку /5 регулировочного винта и снимают стопорную шайбу 17.
Завинчивают регулировочный винт 16 до тех пор, чтобы при положении ролика против середины червяка зазор в зацеплении отсутствовал, а рулевое колесо поворачивалось от усилия 15—22Н (1,5—2,2 кгс).
В заключение устанавливают стопорную шайбу на место, закрепляют ее гайкой и ставят рулевой механизм на трактор.
1. Из каких основных частей состоит ходовая часть трактора?
2. Как устроено колесо трактора?
3. Какое давление необходимо поддерживать в шинах колес?
4. Каким способом улучшают тягово-сцепные качества трактора?
5. Как устроен рулевой механизм трактора ЮМЗ- 6Л/М?
6. Из каких узлов состоит гидроусилитель?
7. Как регулируют подшипники направляющих колес?
8. Для чего нужна сходимость направляющих колес?
9. В какой последовательности регулируют свободный ход рулевого колеса на тракторе ЮМЗ-6Л/М?
10. В каких пределах можно изменять ширину колеи трактора?
Рис. 1. Наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга:
1 – сетчатый фильтр; 2 – обратный клапан; 3 – верхний клапан; 4 – скоба; 5 – кнопка; 6 – манометр; 7 – раздаточный рукав; 8 – наконечник; 9 – ниж-ний клапан; 10 – предохранительный клапан; 11 – корпус
Таблица 1. Зависимость давления воздуха в шинах от нагрузки
Нагрузка на одну шину (кгс) и соответствующее ей давление
Источник