Меню

Тепловоз 2тэ116 стартер генератор

Стартер-генератор тепловоза 2ТЭ116

Дисциплина МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива Гр.№36 Машинист локомотива

Тема программы 5.3.Устройство вспомогательных электрических машин

Тема урока: стартер-генератор тепловоза 2ТЭ116, техническая характеристика. Устройство.

Цели урока:изучить назначение и устройство стартер-генератор тепловоза 2ТЭ116, техническая характеристика.

I. Организационный момент.

II Изучение нового материала:назначение и устройство стартер-генератора, его техническая характеристика.

Работа над новым теоретическим материалом

Стартер-генератор тепловоза 2ТЭ116

Одним коническим концом вала стартер-генератор постоянно соединен с дизелем.

Технические данные стартер-генератора

Режим работы кратковременный продолжительностью, с, не более. 7

Допускается трехкратный пуск с интервалами между включениями, с. 20—30

Перерыв между трехкратными пусками, мни. 10—15

В режиме прокрутки при п = 330 об/мин и напряжении 60 В ток, А, не более. 800

Момент прокрутки, не менее, кгс-м. 86

В режиме трогания максимальное значение тока, А, не более. 1600

Момент трогания, кгс-м, не менее. 152

Возбуждение в стартерном режиме. последова тельное

Напряжение возбуждения, В. 90

Частота вращения, об/мии. 1150/3300

Предназначен для работы в двух режимах: стартерном – в качестве электродвигателя последовательного возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи при пуске дизеля и в генераторном в качестве вспомогательного генератора с независимым возбуждением, осуществляющего питание электрических цепей управления и электродвигателей постоянного тока собственных нужд; освещения и заряда аккумуляторной батареи тепловоза при напряжении 110±3В.

1 – подшипник; 2 – передний подшипниковый щит; 3 – коллектор; 4 – траверса; 5 – катушка полюса; 6 — магнитная система; 7 – якорь; 8 – вентилятор; 9 – задний подшипниковый щит; 10 – подшипник; 11 – вал.

Стартер–генератор выполнен в горизонтальном защищенном исполнении с самовентиляцией и через упругую муфту связан с распределительным редуктором дизеля. На круглой стальной станине укреплены четыре главных и четыре добавочных полюса с катушками возбуждения, составляющие в совокупности магнитную систему возбуждения стартер – генератора.

К торцевым сторонам станины крепят задний и передний подшипниковые щиты. Якорь установлен в двух подшипниках: со стороны коллектора –шариковый, со стороны привода – роликовый.

Стартер–генератор к станине тягового генератора крепят четырьмя болтами.

2. Как и к чему крепится стартер -генератор?

3. Из каких основных частей состоит стартер-генератор?

4. Каким напряжением питает потребителей электроэнергии стартер-генератор?

5.Какой марки стартер-генераторы применяются на тепловозе 2ТЭ116?

Проработать текст, посмотреть предоставленные рисунки. Ответить на вопросы для самопроверки. Выучить позиции двухмашинного агрегата.Фото с ответами выложить в группу в контакте https://vk.com/club194189853 (Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение )или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе

1.С.П.ФилоновТепловоз 2ТЭ116, М.Транспорт ,1985. 328с.;

2. А. Пойда Тепловозы. Механическое оборудование, устройство и ремонт, М.,
Транспорт, Г1988г.;
3.Бородин Электрическое оборудование тепловозов, М.Транспорт 1988г.

Источник

Тепловоз 2тэ116 стартер генератор

VII.2. Тяговые электрические машины тепловоза 2ТЭ116

Тяговый генератор ГС-501А тепловоза 2ТЭ116

Генератор переменного тока предназначен для эксплуатации на тепловозах с электрической передачей переменно-постоянного тока и служит для преобразования механической энергии дизеля в электрическую. Вырабатываемый генератором трехфазный переменный ток частотой 35—100 Гц идет в выпрямительную установку, а затем выпрямленный — к тяговым электродвигателям постоянного тока.

Генератор ГС-501 А представляет собой синхронную электрическую машину защищенного исполнения с явно выраженными 12 полюсами на роторе с независимым возбуждением, с принудительной вентиляцией. Вращение генератора по часовой стрелке, если смотреть со стороны контактных колец.

Состоит генератор ГС-501А (рис. 108) из неподвижной части — статора 9, в пазах которого располагаются две трехфазные обмотки, и

вращающейся части — ротора 7 с полюсами возбуждения, питаемыми постоянным током через кольца и щетки.

Статор имеет сварной корпус, изготовленный из стальных листов, которым с помощью вальцевания придается цилиндрическая форма. К корпусу статора параллельно его оси с двух сторон приварены опорные лапы для установки генератора на поддизельную раму. Перпендикулярно лапам для повышения их жесткости приварены к корпусу ста-тора стальные ребра с проушинами, предназначенные для подъема н транспортировки генератора. В верхней части корпуса имеются кронштейны, служащие опорами для установки на генераторе синхронного возбудителя и стартер-генератора.

Читайте также:  Какое масло в генератор elemax

Статор выполнен из штампованных листов высоколегированной электротехнической стали толщиной 0,5 мм. В листах имеются отверстия, образующие вентиляционные каналы. В пазах статора уложена волновая двухслойная обмотка 10, катушки которой изолированы от корпуса полиамидной и активированной фторопластовой пленками с выстилкой паза пленкостеклотканью.

Для уменьшения пульсации выпрямленного напряжения обмотки выполнена по схеме двух независимых звезд (с двумя параллельными ветвями в каждой), сдвинутых одна по отношению к другой на 30° эл. (рис. 109). Секция обмотки прямоугольной формы, соответствующей форме паза сердечника, выполнена из девяти уложенных друг на друга широкой стороной медных проводников. Лобовые части обмотки крепятся к корпусу статора с помощью пластмассовых обмоткодержа-телей с запрессованными в них шпильками. Система выводов обмотки статора усиленная, и пайка их к шинам производится серебросодержащим припоем; всего — шесть фазных, два нулевых вывода и два вывода обмотки возбуждения.

Ротор имеет сварно-литой корпус, на который нашихтован и спрессован пакет из двухмиллиметровых стальных листов индуктора. В этих листах выштампованы пазы формы «ласточкина хвоста», в которых на готовом корпусе ротора клиньями крепят 12 полюсов 12 (см. рис. 108) моноблочной конструкции. До шихтовки листов индуктора в корпус запрессовывают и механически обрабатывают вместе с ним вал ротора. Сердечник полюса ротора набран из листов стали толщиной 1,4 мм, спрессован и стянут четырьмя стальными шпильками. Катушки 11 полюсов ротора выполнены из медной ленты ЛММ размером 1,35 х 25 мм, гнутой «на ребро». Между витками меди проложена изоляция, ка-тушка пропитана в сборе с сердечником в эпоксидном компаунде и имеет изоляцию типа «Монолит-2» класса F. Чередование полярности полюсов ротора достигается либо установкой через одну катушек с открытой и перекрещенной намоткой витков и выполнением меж-катушечных соединений со стороны контактных колец, либо установкой всех катушек с открытой намоткой витков и выполнением межкатушечных соединений через одну катушку со стороны контактных колец и противоположной. В пазы полюсных наконечников встроена демпферяая (успокоительная) обмотка 13, состоящая из медных стержней, соединенных между собой по торцам короткозамыкающими сегментами и пропаянных в них, либо из стальных стержней, приваренных по торцам к полюсным щекам.

В машинах переменного тока стремятся получить вращающуюся круговую намагничивающую силу, так как только она создает синхронно вращающийся поток, с помощью которого передается энергия от статора к ротору (или наоборот). Поэтому стремятся уменьшить все высшие гармоники намагничивающей силы. Стержни, замкнутые по краям соединительными кольцами, создают ряд короткозамкнутых контуров, демпфирующих (ослабляющих) поля, вращающиеся несинхронно.

С противоположной стороны ротора имеется фланец, с помощью которого через эластичную пластинчатую муфту ротор соединен с фланцем коленчатого вала дизеля.

Генератор с одним подшипниковым щитом и свободным концом вала со стороны контактных колец допускает отбор мощности на собственные нужды тепловоза в случае отсутствия специального источника.

Подшипниковый щит 8 сварной конструкции укреплен болтами на корпусе статора. В щите имеется выемная ступица 3, обеспечивающая возможность замены роликоподшипника 2 без снятия щита с генератора и без отъема генератора от дизеля. Подшипниковый щит является несущей частью, так как на ступицу через роликовый подшипник опирается одной .стороной ротор. Подшипник ротора самоустанавливаю-щийся, двухрядный, со сферическими роликами.

Конструкция подшипникового узла обеспечивает сброс отработанной смазки в специальную камеру. (Применена консистентная смазка ЖРО ТУ 32 ЦТ 520-73.) Узел смонтирован на валу ротора со стороны контактных колец. Крышки подшипникового узла стягиваются болтами, проходящими через осевые отверстия в теле ступицы.

Читайте также:  Генератор ключей для half life

Во внутренней полости подшипникового щита на изогнутых ребрах с помощью четырех изоляторов закреплены две подвески, на каждой из которых установлены три радиальных латунных щеткодержателя 6. Конструкция щеткодержателя предусматривает постоянное усилие нажатия пружины на щетку независимо от износа последней. Щетка вставляется в щеткодержатель и прижимается пружинои через рычаг к контактному кольцу ротора. Всего шесть щеток марки ЭГ-4 размером 25 х 32 х 64 мм, снабженных резиновыми амортизаторами, через которые на щетку передается постоянное усилие нажатия рычага пружины, равное 1,7—2 кгс. Ток к щеткам подводится по плетеным медным проводникам, наконечники которых через подвески соединены с выводами обмотки возбуждения. Контактные кольца 5, изготовленные из специальной антикоррозионной стали, напрессовывают на корпус ротора и изолируют от него. Камера контактных колец закрыта легкосъемными сварно-штампованными крышками, установленными по периметру конусной части подшипникового щита. Торцовая сторона подшипникового щита (верхнее основание усеченного конуса) закрыта плоскими штампованными щитами из листовой стали.

Охлаждающий воздух подается в генератор через сборный стальной патрубок со стороны, противоположной контактным кольцам (со стороны дизеля). В нижней части подшипникового щита под контактными кольцами укреплен стальной патрубок для выброса из генератора нагретого воздуха.

Охлаждающий воздух забирается снаружи тепловоза через воздушные фильтры, установленные с боков кузова. В фильтрах воздух очищается от пылн, снега, масла, капель воды.

Конструкцией генератора предусмотрено предохранение всего крепежа от самоотвинчивания и коррозии.

Рис. 108. Продольный и поперечный разрезы тягового синхронного генератора ГС-501 А:

Источник

Тепловоз 2тэ116 стартер генератор

Глава I ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ116


1.1. Расположение оборудования на тепловозе 2ТЭ116

Тепловоз 2ТЭ116 состоит из двух одинаковых однокабинных секций, управляемых с одного (любого) поста кабины. При необходимости каждая секция может быть использована как самостоятельная тяговая единица (рис. 1)

Секции соединены автоматической автосцепкой СА-3. Для перехода из секции в секцию в задней стенке холодильной камеры имеется переходная площадка. Все силовое и вспомогательное оборудование расположено в кузове тепловоза, выполненном с несущей главной рамой.

На тепловозе применена дизель-генераторная установка 1А-9ДГ, установленная в средней части главной рамы. На тепловозах 2ТЭ116 до номера 728, кроме № 715; 717; 720; 725, устанавливали дизель-генератор 1А-9ДГ исполнения 1; с тепловоза 2ТЭ116№728 применяют дизель-генераторы 1А-9ДГ исполнения 2, разница в конструкции которых подробно изложена в разделе дизеля. Дизель и тяговый генератор смонтированы на единой поддизельной раме сварной конструкции и соединены между собой полужесткой пластинчатой муфтой. Дизель четырехтактный, 16-цилиндровый с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха, со ступенчатым дистанционным электро-гидравлическим управлением частотой вращения вала дизель-генератора.

Тяговый генератор ГС-501А переменного тока представляет собой синхронную электрическую машину с 12 полюсами, независимым возбуждением и обмоткой статора в виде двух трехфазных звезд, сдвинутых на 30° эл. относительно друг друга.

Возбуждение тягового генератора производится однофазным возбудителем 36 переменного тока марки ВС-650В с частотой 220 Гц, который имеет привод от заднего редуктора дизеля.

Ток возбуждения тягового генератора регулируется тиристорным выпрямителем 59, выполненным в виде управляемого выпрямительного моста, в два плеча которого включены тиристоры. При изменении угла открытия тиристоров изменяется ток возбуждения тягового генератора. В схеме предусмотрен режим аварийного возбуждения (при отказе элементов основной схемы).

Для пуска дизель-генератора применяется стартер-генератор ПСГ-У2, который в момент пуска, получая питание от аккумуляторной батареи, работает в режиме электродвигателя постоянного тока с последовательным возбуждением и приводит во вращение вал дизель-генератора через его задний редуктор. После пуска дизеля стартер-генератор работает в генераторном режиме и питает цепи управления тепловоза, освещения, электродвигателя привода тормозного компрессора КТ-7 и заряжает аккумуляторную батарею.

Читайте также:  Разбор генератора denso 121000 3851

Возбудитель и стартер-генератор установлены на корпусе тягового генератора и соединены с задним редуктором дизеля упругими муфтами втулочно-пальцевого типа.

Аккумуляторная батарея 48ТН-450—кислотная, емкость при 10-часовом режиме разряда 450 А-ч, напряжение 96 В, количество элементов — 48 шт. по три элемента в банке. Она установлена в нишах ферм главной рамы тепловоза по обеим ее сторонам и обеспечивает хороший доступ для осмотра, обслуживания и демонтажа. От аккумуляторной батареи питаются также цепи управления и освещения тепловоза при неработающем дизель-генераторе.

Выработанный тяговым генератором переменный ток выпрямляется выпрямительной установкой 4 УВКТ-5, выполненной в виде двух параллельно работающих мостов на лавинных кремниевых вентилях. Каждый мост питается от одной из статорных обмоток тягового генератора. К выпрямительной установке параллельно подключены шесть тяговых электродвигателей ЭД-118А или ЭД-118Б, которые через одноступенчатые тяговые редукторы с упругими ведомыми зубчатыми колесами, насаженными на оси колесных пар, приводят в движение тепловоз. Необходимый диапазон использования постоянной мощности дизеля по скорости тепловоза осуществляется за счет ослабления поля тяговых двигателей автоматически в зависимости от режима работы тягового генератора и тяговых электродвигателей в две ступени: 36 и 60%.

Воздух для дизеля поступает через установленные на боковых стенках кузова два двухступенчатых воздухоочистителя 39 и 54 непрерывного действия с периодически проворачивающимися и смачивающимися в масляной ванне кассетами из металлических сеток (первая ступень) и неподвижными кассетами из промасленных металлических сеток (вторая ступень). Степень очистки воздуха 97%. Воздухоочистители позволяют осуществлять переход на забор воздуха для питания дизеля при неблагоприятных метеорологических условиях из кузова тепловоза. При этом работает только вторая ступень очистки.


Рис. 1. Тепловоз 2ТЭ116, продольный разрез и план:
1 — антенна радиостанции; 2, 13— каналы забора воздуха для охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек; 3—электродвигатель вентилятора охлаждения выпрямительной установки; 4 — выпрямительная установка; 5 — тифон; 6 — вентилятор кузова; 7 — канал забора воздуха для охлаждения тягового генератора; 8 — сетчатые кассеты очистки воздуха для охлаждения тяговых электрических машин и выпрямительной установки; 9 — глушитель шума выхлопа дизеля; 10 — компенсатор глушителя; 11 — расширительный бак для воды; 12 — блок осушки сжатого воздуха; 14 — цилиндр привода верхних жалюзи; 15 — люк шахты холодильной камеры; 16‘—вентиляторы холодильной камеры, 17 — переходный тамбур; 18 — автосцепка; 19 — трубопровод песка; 20 — тяговый электродвигатель колесного блока; 21 — аккумуляторная батарея; 22 — бак для топлива; 23—маслопрокачнвающий агрегат; 24 — топлнвомерное стекло; 25 — тяговый генератор; 25 — рама тележки; 27 — главный резервуар; 28— питательный резервуар; 29 — путеочиститель; 30, 64 — передние бункера песочной системы; 31 — кран машиниста; 32 — кран вспомогательного тормоза; 33 — сиденье машиниста; 34, 35, 61 — правая, центральная и левая аппаратные камеры; 36 — возбудитель; 37— каналы забора воздуха для охлаждения электрических машин и выпрямительной установки; 38 — охладитель масла; 39, 54 — воздухоочистители дизеля, 40 — полнопоточный фильтр масла; 41, 60—электродвигатели вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек; 42—тормозной компрессор; 43 — цилиндр привода боковых жалюзи; 44, 46 — муфты привода тормозного компрессора; 45 — редуктор привода тормозного компрессора; 47— электродвигатель привода тормозного компрессора; 48, 51 — коллекторы секций радиатора; 49, 50 — задние бункера песочной системы; 52 — резервуар для огнегасящей жидкости; 53 — санузел; 55 —
топливоподкачивающнй агрегат; 56 — подогреватель топлива, 57 — дизель; 58 — стартер-генератор; 59 — блок выпрямителей управления возбуждением; 62 — привод ручного тормоза; 63 — пульт управления и столик помощника машиниста

Источник

Adblock
detector