Устройство генераторов для МТЗ, схема подключения и ремонт
Генератор трактора преобразовывает механическую вращательную в электрическую энергию и обеспечивает питанием электрооборудование машины, включая подзарядку пусковых аккумуляторных батарей с напряжением 12 или 24 вольт. Трактора МТЗ 80(82) ранних модификаций укомплектовывались самовозбуждаемыми трёхфазными генераторами переменного тока Г304, Г305 и Г306 советского производства с выдаваемым напряжением 14 вольта мощностью 400 Вт. Дополнительные буквы в аббревиатуре модификаций, вышеуказанных генераторов, означают различие обмоточных данных статора и имеют аналогичную унифицированную конструкцию с одинаковыми техническими характеристиками. Г 304 и Г305 в своём составе имели две неподвижные обмотки возбуждения для генерации энергии при левом и правом вращении, Г 306 с одной обмоткой возбуждения только для правого вращения. Более современная версия тракторных генераторов имеет аналогичную конструкцию с маркировкой 46.3701.
Устройство и принцип работы
Конструкция тракторных генераторов отличается высокой надёжностью, простотой конструкции и обслуживанием. Узел не имеет щёток и токосъёмных колец. Ротор 1 состоит из постоянных магнитов без обмотки. Неподвижная обмотка возбуждения 4 размещена в отдельном цилиндрическом корпусе, прикреплённом с внутренней стороны крышки узла. Электрическое поле возбуждения взаимодействует с магнитами ротора через металлическую втулку 5. Обмотка статора 2 имеет трёх, четырёх или пяти фазную конструкцию, исходя из мощности узла. Преобразование переменного тока в постоянный осуществляет диодный выпрямительный блок 19, смонтированный на внутренней стороне крышки узла. Транзисторный реле-регулятор 13 обеспечивает регулировку напряжения в пределах 14 или 28 вольт в зависимости от характеристик генератора и соответствующего напряжения сети машины. Блок регулятора размещён под внешней пластиковой задней крышкой 18. Ось ротора 1 вращается на двух шарикоподшипниках. Узел заключён металлический цилиндрический корпус и стянут винтами. Рабочий процесс генератора охлаждается крыльчаткой 7 размещённой на оси ротора.
В МТЗ 80 (82) узел размещён с правой стороны машины. Привод осуществляется одновременно с водяным насосом двигателя от шкива коленчатого вала через клиноременную передачу. Поворотом кронштейнов на оси креплений генератора осуществляют натяжение привода.
Нормальное натяжение проверяют усилием 40 Н на ветвь привода «шкив водяного насоса – шкив генератора». Прогиб ремня должен соответствовать 6-10 мм. Проскальзывание при недостаточном натяжении ремня снижает производительность генератора, чрезмерное натяжение — создаёт дополнительную нагрузку на опорных подшипниках осей узлов и провоцирует преждевременный износ.
Подключение и схема
Электрическая схема генераторной установки состоит из трёх частей: цепи обмоток статора и катушки возбуждения, выпрямительного диодного моста, и подключённого к генератору регулятора с посезонным переключателем напряжения.
Концы фаз статора подключены к диодным парам выпрямителя. Плюс выпрямительного блока выведен контактным болтом наружу, контакт минус подключён к корпусу узла. Дополнительные диоды выпрямителя запитывают обмотку возбуждения генератора. Плюс выпрямителя возбуждающей обмотки соединён с катушкой возбуждения и выводом узла Д. Плюсовой вывод от диодного моста выпрямителя Б соединяется одноимённым выводом регулятора . Выводом Б подключают нагрузочную сеть машины и плюсовую клемму АКБ. Минусовые выводы выпрямительного блока и регулятора соединены с корпусом генератора на массу машины. Выводы Д генератора и регулятора соединены и предназначен для подключения реле блокировки стартера. Если трактор запускается без стартера от пускового двигателя вывод Д изолируется колпачком. Вывод регулятора Ш соединён с концом обмотки возбуждения. Вывод С регулятора подключён посезонному переключателю. Для правильного подключения регулятора на узел, при установке или замене, ориентируются на выступ корпуса.
Неполадки в работе и ремонт
Работу генератора проверяют под нагрузкой, замеряя напряжение в сети. Включая электроприборы, прослеживают динамику изменения напряжения. При максимальной нагрузке значение не должно падать ниже 12,5 В.
Падение зарядного тока в сети при номинальных оборотах двигателя возникает при проскальзывании ремня привода, окислении контактов сети или их обрыве. В случае пробоя выпрямителя или межвиткового замыкания возникает разрядный ток. Большой зарядный ток свидетельствует о выходе из строя АКБ.
Генераторы описанного типа обладают высокой надёжностью и работают в условиях запылённости и повышенной вибрации. Основной причиной выхода из строя электрической части узла является износ подшипников и их посадочных мест на оси ротора. Увеличенные зазоры на опорах вращения приводят к короткому замыканию узла. При разрушении обойм подшипников металлические обломки механически повреждают обмотку возбуждения или статора, выводя узел из строя. Поэтому при эксплуатации нужно обращать внимание на состояние подшипников узла. Люфт в опорах ротора или появившийся шум при вращении сигнализирует о необходимости срочной замены подшипников. А также загрязнённость нефтепродуктами и пылью может привести к замыканию и выходу из строя диодного выпрямителя тока.
Плановую очистку генератора производят при ТО2 через каждые 500 часов работы машины.
Для осуществления диагностики цепей генератора демонтируют регулятор и заднюю крышку, отсоединяют выводы обмоток. Наличие короткого замыкания на корпус проверяют контрольной лампой. Целостность цепей обмоток статора и возбуждения, а также состояние выпрямителя и регулятора проверяют контрольной лампой или прозванивают прибором.
Модели тракторных генераторов МТЗ
Эволюция моделей тракторов МТЗ и увеличение оснащённости машин электрооборудованием привела к использованию генераторов аналогичной конструкции с более высокой мощностью и соответствующими техническими характеристиками. Современные машины МТЗ с напряжением в сети 12 вольт комплектуются узлами следующих серий: Г46.3701 с мощностью 700 Вт; Г96.3701 с выдаваемой мощностью 1000-1150 Вт и Г 97.3701 с мощностью 1400 Вт. Для машин МТЗ с напряжением в сети 24 вольта устанавливаются узлы серии Г99.3701 мощностью 1000-1150 Вт и 98.3701 мощностью 1500 Вт. Модификации узлов отличаются конструкцией и размером привода.
Марка | Трактор и двигатель комплектации | Мощность Ватт | Напряжение Вольт | Нагрузка тока Ампер | об/мин |
Г460.3701(-1) Д-50, 65 | 700 | 14 | 50 | 5000 | |
Г9635.3701-1 | МТЗ-510, 512, 520, Д-245 | 1150 | 14 | 80 | 5000 |
Г964.3701(-1) 245,260 | 1000 | 14 | 72 | 5000 | |
Г968.3701(-1) Г9687.3701(-1) Г9685.3701(-1) | МТЗ-100,102,800В, Д-245 | 700 | 14 | 50 | |
Г9701.3701 Д-245,260 | 1400 | 14 | 100 | 7000 | |
Г9801.3701 Г9821.3701 | МТЗ-80,82. Т-70,70В,80,90С. Д 242,243,245,260 | 1500 | 28 | 54 | 6000-7000 |
Г9802.3701 | МТЗ-100,520,522 Д-245 | 1500 | 28 | 54 | 6000-7000 |
Г9814.3701 | МТЗ-100,520,522 Д-245 | 1500 | 28 | 54 | 6000-7000 |
Г9935.3701-1 | МТЗ-100,520,522. Д-245 | 1150 | 28 | 40 | 5000-6000 |
Г994.3701(-1) Г9947.3701 | МТЗ-80,82. Т-70,70В,80,90С. Д-242,243,245,260 | 1000 | 28 | 36 | 5000-6000 |
Г998.3701 Трактора МТЗ комплектуются генераторами производства ПО «ММЗ» Групп «Радиоволна» республика Беларусь г. Гродно. Предприятие выпускает ряд моделей узлов, обеспечивающих работу всего модельного ряда тракторов МТЗ, а также специализированных машин на базе МТЗ. Источник Какой лучше генератор 24 в на мтз 82?Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста. Мужики подскажите пожалуйста какой лучше генератор 24 в на мтз 82? Мужики подскажите пожалуйста какой лучше генератор 24 в на мтз 82? В принципе любые редукторные нормально крутят, хоть 24, хоть 12 вольт. У товарища чешский какой-то, он год назад переделал на 24, зимой в -20 градусов как летом крутил без подогрева. Стартер тоже чешский редукторный. Почему? У меня был мтз 80 на 24 вольта, видимо с завода, там и дворник был на 24, и лампочки в панели, и вентилятор, и стартер без всяких переключателей типа вк30, или подобный. С большой кабиной. Но, я на нем толком и сделать ничего не успел, срочно понадобились деньги и я его продал. И очень достоверно, мтз 1221 бывают как на 24, так и на 12 вольт. Вот этот факт для меня загадка. А так, бери что то типа 100 ампер радиоволна, с запасом, все альтернативы на любителя, при желании можно и от ауди генератор на мтз прилепить. Пардоньте, сейчас позвонил, генератор российский от бычка, стартер магнетон 24в 3,5 кВт редукторный. Аккумуляторы 2 по 100ач. Мужики подскажите пожалуйста какой лучше генератор 24 в на мтз 82? В принципе любые редукторные нормально крутят, хоть 24, хоть 12 вольт. У товарища чешский какой-то, он год назад переделал на 24, зимой в -20 градусов как летом крутил без подогрева. Стартер тоже чешский редукторный. Генератор и стартер, разные вещи! Мужики подскажите пожалуйста какой лучше генератор 24 в на мтз 82? В принципе любые редукторные нормально крутят, хоть 24, хоть 12 вольт. У товарища чешский какой-то, он год назад переделал на 24, зимой в -20 градусов как летом крутил без подогрева. Стартер тоже чешский редукторный. Генератор и стартер, разные вещи! Понятно что разные. Это я к тому что не обязательно переделывать на 24 чтобы лучше крутил, достаточно поставить редукторный стартер. Просто выразился не совсем понятно. Мужики подскажите пожалуйста какой лучше генератор 24 в на мтз 82? В принципе любые редукторные нормально крутят, хоть 24, хоть 12 вольт. У товарища чешский какой-то, он год назад переделал на 24, зимой в -20 градусов как летом крутил без подогрева. Стартер тоже чешский редукторный. Генератор и стартер, разные вещи! Понятно что разные. Это я к тому что не обязательно переделывать на 24 чтобы лучше крутил, достаточно поставить редукторный стартер. Просто выразился не совсем понятно. [изображение] Восток,дело тонкое. Источник Генератор 46.3701 Имеет ли значение соблюдения начала и конца обмотки возбуждения при подключении?Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста. Приветствую, уважаемые форумчане! Имеется генератор 46.3701. В нем покопались шаловливые ручки, любящие всенародно признанный метод «тыка», и отсоединили провода обмотки возбуждения со своих штатных мест (клемма «Д» и клемма «Ш»), соединили их вместе, и посадили «благополучно» на клемму «Ш». Еще один вопрос: как проверить работоспособность реле Я112Б без установки на генератор? В данный момент нет возможности установить генератор на трактор, т.к. он находится в 100 км от меня. Буду благодарен всем откликнувшимся! имеет значение если перепутаеш он не будет работать(не будет самовозбуждения) посмотри схему поймеш определить цежкой просто Спасибо за ответ, но вы не внимательно прочитали тип генератора. У меня 46.3701, и его тип и схема совсем другая Этот генератор может работать без АКБ. Спасибо за ответ, но вы не внимательно прочитали тип генератора. У меня 46.3701, и его тип и схема совсем другая Этот генератор может работать без АКБ. Спасибо за ответ, но вы не внимательно прочитали тип генератора. У меня 46.3701, и его тип и схема совсем другая Этот генератор может работать без АКБ. Это генератор продольного поля и направление этого поля зависит от полярности, поэтому подключение начала и конца обмотки имеет значение. Можно попробовать методом тыка, покрутив генератор дрелью. Снять шкивок и соединить куском резинового шланга (в какую сторону вращать не имеет знатения). Бывает, эти генераторы размагничиваются и не самовозбуждаются после длительного бездействия.Чтобы он возбудился достаточно кратковременно на него подать напряжение. Для проверки реле понадобятся: лампочка 12в 21св и регулируемый источник постоянного тока 10- 15в 2А. если это есть,нарисую схему проверки. Анатолий, спасибо за ответ! Я уже стал догадываться, что дело в «севших» магнитах ротора, вот он и не возбуждается. При вращении дрелью выдает всего 0,6 вольта. Сейчас разобрал его для профилактики, соберу, и буду пробовать подать 12 вольт от АКБ, чтоб он возбудился. Если всё получится, тогда мне нужно менять ротор на новый? Старый, как я понимаю, не оживет? Или после длительной работы с АКБ он снова намагнитится? Для проверки реле понадобятся: лампочка 12в 21св и регулируемый источник постоянного тока 10- 15в 2А. если это есть,нарисую схему проверки. Да, реле я уже проверил. Было без признаков жизни, поставил новое. Но, как писал выше, не самовозбуждается. Покупать новый ротор? Или есть варианты? Выводы ротора подключи напрямую к 12 В АКБ. ток должен быть 4-5А. проверь.Если генератор собран,одновременно покрутить за шкив- сопротивление вращению должно возрасти. Да, мостик проверил, всё нормально Самые распространенные неисправности- мостик и реле. остальные крайне редки. обычно достаточно разобрать и перетянуть все соединения и годами лежавший под крыльцом нерабочий генератор исправно работает.обмотку возбуждения и статора проверить на обрыв и замыкание,выводы фазные-на надёжность соединения на диодном мосту,исправность блока дополнительных диодов-три маленьких параллельно «подкове».для проверки реле из магазина обычно работают одно из трёх-четырёх. Еще один вопрос: как проверить работоспособность реле Я112Б без установки на генератор? глаза боятся а руки делают Приветствую! Что делать, куда копать? Что с моим «геной» не так? Ведь запитка обмотки возбуждения напрямую от аккума не является штатной схемой, и при включении генератора по схеме — он скорее мертв, чем жив. Источник ➤ Adblockdetector |