Меню

Вентилятор охлаждения тягового генератора

Вентиляторы охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей тепловоза 2м62

Для охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей на тепловозе используются центробежные вентиляторы. Привод вентиляторов охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей передней тележки осуществляется от переднего редуктора через карданные валы, а вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки от заднего редуктора через полужесткую муфту. При частоте вращения коленчатого вала дизеля 750 об/мин частота вращения вентилятора охлаждения генератора равна 2200 об/мин, подача вентилятора составляет 9600 м3/ч, а полное статическое давление — 2,11 кПа (215 мм вод. ст.); частота вращения вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек — соответственно 2600 и 2650 об/мин, подача при 2650 об/мин составляет 8820 м3/ч, а полное статическое давление — 2,25 кПа (230 мм вод. ст.).

Вентиляторы охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей схожи по конструкции (рис. 102).

Вентилятор охлаждения генератора отличается несколько большими размерами корпуса 1, диффузора 15 и колеса 3. Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек отличаются друг от друга расположением масленки на корпусе подшипника.

К сварному корпусу 1 вентилятора кренится болтами корпус 6 подшипников в сборе с валом 18, вращающимся в двух радиаль-но-упорных шарикоподшипниках 12. Перед иапрессовкой на вал подшипники предварительно нагревают в масле до температуры 90-100 °С. С натягом напрессовываются и лабиринтные кольца 8, 9. Зазор 0,2 0,5 мм между торцовой поверхностью наружного кольца подшипника 12 и буртом крышки 7 обеспечивается подбором прокладок 13. Внутри корпуса вентилятора к передней (со стороны привода) и боковой стенкам привариваются пылевлагоот-делитель 17.

Лопатки 2 вентиляторного колеса 3 прикреплены заклепками к дискам 14 и 16, диск 14 приклепан к ступице 4. При сборке подбирают пары одинаковых по весу лопаток, которые устанавливают на диаметрально противоположных сторонах колеса. После сборки колесо подвергают динамической балансировке. Для устранения дисбаланса используют балансировочные грузы или высверливают несквозные отверстия в ступице колеса. Балансировочные грузы приваривают к боковой поверхности диска 14 и крепят заклепками к переднему диску 16.

После балансировки вентиляторные колеса испытывают на разнос в течение 5 мин: колесо вентилятора охлаждения тягового генератора при частоте вращения 2500 об/мин; колесо вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей при 3200 об/мин. Окончательно собранное и отбалансированное колесо устанавливают на вал. Конусные поверхности вала и ступицы колеса проверяют по краске на взаимное прилегание друг к другу. Пятна касания должны располагаться равномерно и занимать не менее 75 % общей площади сопрягаемых поверхностей.

Для уменьшения аэродинамических потерь на входе в колесо вентилятора устанавливается диффузор 15, который крепится болтами к корпусу вентилятора. Зазор между внутренним торцом диффузора и диском 16 колеса регулируют путем подрезки торца диффузора.

Для правильной и безаварийной работы подшипников вентилятора полость корпуса 6 при сборке заполняют на 213 объема смазкой. В процессе эксплуатации попо пение смазки производится через масленку 5.

При работе вентилятора воздух, предварительно очищенный в сетчатых фильтрах, засасывается через диффузор 15 и подастся лопатками колеса в нагнетательные каналы, расположенные в раме тепловоза. Частицы сконденсированной влаги и пыли отводятся из пылевлагоотделите.тя 17 по трубе под раму тепловоза. Из наг

Рис. 102 Вентилятор охлаждения тягового генератора к тяговых электродвигателей

1 корпус псі тнлнтора 2 — лопатка; 3 — колесо вентилятора’. 4 — ступица; 5 — масленка, в-корпус подшипников: 7 — крышка; 8. 9 — лабиринтные кольца. 10 — стопорное кольцо. 11 полукольцо, 12-шарикоподшипник:* 13 прокладка: 14 — задний диск; 15 диффузор. 16- передний диск: 17 — пыленлагоотделитель. 18 вал: А — вход поздуха: 6 — выход воэ«у\а нетательного канала воздух через специальное окно в станине электродвигателя или генератора попадает внутрь электрической машины, охлаждает коллектор, щеткодержатели, проходит вдоль вала, охлаждая якорь и полюсы, и выбрасывается наружу. По мере прохождения воздуха по нагнетательным каналам давление его падает; в коллекторной камере тягового электродвигателя при частоте вращения коленчатого вала дизеля 750 об/мин оно должно составлять не менее 0,49 кПа (50 мм- вод. ст.).

При. правильной эксплуатации и выполнении профилактических работ вентиляторы обеспечивают нормальную работу тяговых электродвигателей и генератора.

Читайте также:  Почему сгорает таблетка генератора

Тепловоз оборудован пневматическим автоматическим прямодей-ствующим тормозом для торможения локомотива и состава, пневматическим вспомогательным тормозом для торможения только локомотива и ручным для удержания локомотива при стоянке на уклоне.

Источник

9.4. Вентиляторы охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей

Для охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей на тепловозе используются центробежные вентиляторы. Привод вентиляторов охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей передней тележки осуществляется от переднего редуктора через карданные валы, а вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки от заднего редуктора через полужесткую муфту. При частоте вращения коленчатого вала дизеля 750 об/мин частота вращения вентилятора охлаждения генератора равна 2200 об/мин, подача вентилятора составляет 9600 м3/ч, а полное статическое давление — 2,11 кПа (215 мм вод. ст.); частота вращения вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек — соответственно 2600 и 2650 об/мин, подача при 2650 об/мин составляет 8820 м3/ч, а полное статическое давление — 2,25 кПа (230 мм вод. ст.).

Вентиляторы охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей схожи по конструкции (рис. 102).

Вентилятор охлаждения генератора отличается несколько большими размерами корпуса /, диффузора 15 и колеса 3. Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек отличаются друг от друга расположением масленки на корпусе подшипника.

К сварному корпусу / вентилятора кренится болтами корпус 6 подшипников в сборе с валом 18, вращающимся в двух радиаль-но-упорных шарикоподшипниках 12. Перед иапрессовкой на вал подшипники предварительно нагревают в масле до температуры 90—100 °С. С натягом напрессовываются и лабиринтные кольца 8, 9. Зазор 0,2 0,5 мм между торцовой поверхностью наружного кольца подшипника 12 и буртом крышки 7 обеспечивается подбором прокладок 13. Внутри корпуса вентилятора к передней (со стороны привода) и боковой стенкам привариваются пылевлагоот-делитель 17.

Лопатки 2 вентиляторного колеса 3 прикреплены заклепками к дискам 14 и 16, диск 14 приклепан к ступице 4. При сборке подбирают пары одинаковых по весу лопаток, которые устанавливают на диаметрально противоположных сторонах колеса. После сборки колесо подвергают динамической балансировке. Для устранения дисбаланса используют балансировочные грузы или высверливают несквозные отверстия в ступице колеса. Балансировочные грузы

приваривают к боковой поверхности диска 14 и крепят заклепками к переднему диску 16.

После балансировки вентиляторные колеса испытывают на разнос в течение 5 мин: колесо вентилятора охлаждения тягового генератора при частоте вращения 2500 об/мин; колесо вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей при 3200 об/мин. Окончательно собранное и отбалансированное колесо устанавливают на вал. Конусные поверхности вала и ступицы колеса проверяют по краске на взаимное прилегание друг к другу. Пятна касания должны располагаться равномерно и занимать не менее 75 % общей площади сопрягаемых поверхностей.

Для уменьшения аэродинамических потерь на входе в колесо вентилятора устанавливается диффузор 15, который крепится болтами к корпусу вентилятора. Зазор между внутренним торцом диффузора и диском 16 колеса регулируют путем подрезки торца диффузора.

Для правильной и безаварийной работы подшипников вентилятора полость корпуса 6 при сборке заполняют на 2/3 объема смазкой. В процессе эксплуатации попо пение смазки производится через масленку 5.

При работе вентилятора воздух, предварительно очищенный в сетчатых фильтрах, засасывается через диффузор 15 и подастся лопатками колеса в нагнетательные каналы, расположенные в раме тепловоза. Частицы сконденсированной влаги и пыли отводятся из пылевлагоотделите.тя 17 по трубе под раму тепловоза. Из наг

Рис. 102 Вентилятор охлаждения тягового генератора к тяговых электродвигателей

1 корпус псі тнлнтора 2 — лопатка; 3 — колесо вентилятора’. 4 — ступица; 5 — масленка, в—корпус подшипников: 7 — крышка; 8. 9 — лабиринтные кольца. 10 — стопорное кольцо. // полукольцо, 12—шарикоподшипник:* 13 прокладка: 14 — задний диск; 15 диффузор. 16- передний диск: 17 — пыленлагоотделитель. 18 вал: А — вход поздуха: 6 — выход воэ«у\а

нетательного канала воздух через специальное окно в станине электродвигателя или генератора попадает внутрь электрической машины, охлаждает коллектор, щеткодержатели, проходит вдоль вала, охлаждая якорь и полюсы, и выбрасывается наружу. По мере прохождения воздуха по нагнетательным каналам давление его падает; в коллекторной камере тягового электродвигателя при частоте вращения коленчатого вала дизеля 750 об/мин оно должно составлять не менее 0,49 кПа (50 мм- вод. ст.).

Читайте также:  4 тактные бензиновые генераторы мощность

При. правильной эксплуатации и выполнении профилактических работ вентиляторы обеспечивают нормальную работу тяговых электродвигателей и генератора.

Тепловоз оборудован пневматическим автоматическим прямодей-ствующим тормозом для торможения локомотива и состава, пневматическим вспомогательным тормозом для торможения только локомотива и ручным для удержания локомотива при стоянке на уклоне.

Источник

Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей и тягового генератора тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей и тягового генератора

Для охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек на распределительных редукторах (заднем и переднем) установлен центробежный вентилятор (рис. 155). Корпус 1 вентилятора крепится к редуктору шестью шпильками. В корпусе 14 сальника, приваренном к задней стенке корпуса вентилятора, установлено уплотнительное кольцо 16. Полость между привалочной плоскостью редуктора и корпусом сальника сообщается с атмосферой шестью пазами, выполненными в отливке корпуса сальника. Это исключает попадание масла, просочившегося из редуктора по валу вентилятора, в полость улитки вентилятора. С нагнетательным каналом корпус вентилятора соединен брезентовым рукавом. Колесо вентилятора посажено на конусный хвостовик вала и закреплено гайкой. Для уменьшения динамических нагрузок на лопатки 7 колеса ступица 8 соединена с валом привода вентилятора через упругую муфту, а с диском 12-

через комплект пластинчатых дисков 13. Внутренняя полумуфта 17 посажена на конусный хвостовик вала, а наружная полумуфта 18 крепится к ступице 8 болтами. Между внутренней полумуфтой и ступицей установлены подшипники 10, что дает возможность проворота ступицы относительно внутренней полумуфты на величину сжатия амортизаторов 11, установленных между выступами цолумуфт. Для уменьшения аэродинамических потерь на входе в рабочее колесо установлен патрубок 5. В вентиляторе предусмотрена очистка охлаждающего воздуха от пыли и влаги. Частицы пыли и влаги, попадающие с воздухом на лопатки вентиляторного колеса, отбрасываются центробежными силами на стенки улитки, затем попадают в пылевлагоотделитель 2, откуда через трубу удаляются наружу с частью воздуха.

Рис. 155. Центробежный вентилятор: 1-корпус вентилятора, 2-пылевлагоотделитель, 3-колесо вентилятора; 4-лючок, 5-патрубок, 6-диск покрывающий; 7-лопатка; 8-ступица, 9-втулка, 10-подшипник, 1-амортизатор, 12-диск, 13-комплект пластинчатых дисков; 14-корпус сальника, 15-кольцо, 16-кольцо войлочное, 17-полумуфта внутренняя; 18-полумуфта наружная; 19-крышка

Собранное вентиляторное колесо проходит динамическую балансировку. Небаланс устраняют приваркой на диск 12 груза, не превышающего 40 г, и приклепкой груза на диске 6, не превышающего 20 г. Собранное и отбалансированное колесо вентилятора испытывают на разнос при 2200 об/мин в течение 5 мин.

Для охлаждения тягового генератора установлен вентилятор, однотипный по конструкции с описанным выше вентилятором. Крепится вентилятор на фланце углового редуктора, установленного на специальном фундаменте. Фундамент установлен на кронштейне, который четырьмя болтами крепится к специальной планке статора генератора и пятью болтами к подшипниковому щиту генератора. К кронштейну фундамент крепят болтами и фиксируют тремя штифтами.

Источник

Маневровые локомотивы

Вентилятор охлаждения тягового генератора

Для отвода тепла, выделяющегося в рабочих элементах тягового генератора, через его внутренние полости пропускается охлаждающий воздух. Воздух нагнетается осевым вентилятором (рис. 42), установленным на приводе распределительного вала дизеля. Ротор вентилятора вращается от коленчатого вала через ускорительную передачу, расположенную в приводе распределительного вала и в самом вентиляторе. При частоте вращения коленчатого вала 1000 об/мин частота вращения ротора вентилятора составляет 5620 об/мин.

Рис. 42. Вентилятор охлаждения тягового генератора: 1 — обтекатель; 2 — рабочая лопатка; 3, 13 — крышки; 4 — корпус; 5, 6, 22 — втулки; 7, 16 — кольца стопорные; 8 — кольцо; 9 — патрубок; 10, 12 — гайки; И — пластины замочные; 14, 18 — шестерни; 15 ¦- цапфа; 17 — роликоподшипник; 19 — шарикоподшипник; 20 — лопатка спрямляющего аппарата; 21 — ободья; 23 — кольцо уплотнительное; 24 — вал ротора; 25 — колесо рабочее; 26 — кольцо регулировочное; 27 — диск

Параметры работы вентилятора характеризуются развиваемым Напором и подачей. Зависимость между напором и подачей при номинальной частоте вращения ротора приведена на рис. 43. Рабочая точка на характеристике определяется гидравлическим сопротивлением генератора и соединительных воздушных патрубков. Изменение подачи и напора в зависимости от частоты вращения ротора подчиняется следующим закономерностям: напор пропорционален квадрату частоты вращения; подача линейно зависит от частоты вращения.

Читайте также:  Свист в генераторе акцент

Воздух в вентилятор всасывается через фильтр, размещенный на крыше тепловоза, и поступает в полость обтекателя 1 (см. рис. 42), где установлен входной направляющий аппарат. Из решетки лопаток обтекателя воздух направляется под требуемым углом на лопатки 2 рабочего колеса 25. В направляющем аппарате поток поворачивается до осевого направления, а затем через патрубки подается на охлаждение тягового генератора. Основные вращающиеся элементы вентилятора относятся к ротору, неподвижные — к статору. Ротор состоит из вала 24, рабочего колеса 25, втулки 22, шестерни 14 и втулки 5.

Рабочие лопатки из алюминиевого сплава имеют Т-образный тангенциальный хвостовик, которым они заводятся в паз, выточенный в рабочем колесе и стальном диске 27.

После установки лопаток диск 27 прижимают к ним и рабочему колесу болтами. Рабочее колесо посажено на вал по конической расточке с натягом. Требуемый натяг обеспечивается контролем осевого перемещения колеса на роторе от исходного положения при напрес-совке специальным приспособлением (рис. 44). Смещение вдоль оси на 0,1 мм соответствует диаметральному натягу 0,01 мм. Внутри вала имеются каналы, предназначенные для подачи масла на посадочную поверхность от гидросъемника при спрессовке колеса. С другого конца вала по аналогичной конической посадке установлена шестерня привода. Во втулке 22 (см. рис. 42) расположены три упругих маслоуплотнительных кольца 23. На валу установлены два шарикоподшипника, на которые ротор опирается во время работы. Шарикоподшипник 19 удерживается от осевого перемещения буртом вала 24, втулкой 5, кольцом 8 и гайкой 10, застопоренной пластиной 11.

Рис. 43. Характеристика вентилятора:

И — напор вентилятора; а — рабочая точка номинального режима; 0_ — производительность; Д ; — потребляемая мощность

Рис. 44. Приспособления для спрессовки и напрессовки колеса и шестерни ротора вентилятора: 1 — для спрессовки колеса; 2 — для спрессовки шестерни; 3 — для напрессовии

Статор вентилятора состоит из обтекателя 1, корпуса 4 и патрубка 9, выполняемых из алюминиевых отливок. В корпусе 4, являющемся остовом вентилятора, расположены опорная втулка 6, спрямляющий аппарат, состоящий из стальных ободьев 21 и приваренных к ним лопаток 20, и цапфа 15, на которой установлены роликоподшипники 17 и паразитная шестерня 18.

Ротор в сборе с шарикоподшипниками установлен в опорную втулку 6. Осевые перемещения ротора ограничены стопорным кольцом 7 и регулировочным кольцом 26, которое упирается с одной стороны в крышку 3, ас другой стороны в наружное кольцо шарикоподшипника. Между кольцом 26 и шарикоподшипником имеется установочный зазор 0,3-0,6 мм, исключающий перегрузку подшипников вследствие выборки осевых зазоров в них при сборке. Шарикоподшипники 19 смазываются маслом, поступающим из привода распределительного вала. Шестерни 14 и 18 и роликоподшипники 17 смазываются разбрасываемым маслом, сливающимся из полостей во втулке 6.

Для предотвращения попадания масла в воздушную полость вентилятора имеется комбинированное уплотнение на втулке 22 и крышке 3. Гребешок^на втулке 22 за счет центробежного эффекта отбрасывает масло к периферии масляной полости; проход неотброшенного масла задросселирован щелевым уплотнением между гребешком крышки 3 и внутренней поверхностью выступа втулки 22; из полости между лабиринтом и уплотнительными кольцами 23 масло отсасывается через отверстия и, три упругих кольца 23 создают контактное уплотнение. Со стороны выхода воздуха полость подшипников закрыта крышкой 13. Стык цапфы 15 с корпусом уплотнен резиновым кольцом.

Вентиляторы всех модификаций дизелей одинаковы по конструкции. Различаются только системы раздачи напорного воздуха. В дизель-генераторах 1А-9ДГ и 1-26ДГ воздух из напорного патрубка вентилятора направляется только в тяговый генератор. На дизель-генераторах 1-9ДГ и 2-9ДГ, кроме основного воздушного потока, к тяговому генератору имеется дополнительный отвод воздуха на агрегат А-710. На дизель-генераторе 3-9ДГ на напорном тракте установлен воздушный фильтр.

Источник

Adblock
detector