Меню

Ямз 236 1702015 сцепление

Уход за сцеплением и его регулировка МАЗ-500

Устройство сцепления МАЗ

Рассмотрим устройство сцепления МАЗ. Итак, механизм включает в себя огромное количество элементов, таких как:

  • Диск сцепления МАЗ, маховик, ступицы и прокладки.
  • Отжимной рычаг и пружины;
  • Вилка сцепления МАЗ, кольца, шток;
  • Рычаг вала вилки, палец, кожух сцепления МАЗ;
  • Гайка, пластины, муфты сцепления МАЗ.

Данные составные элементы являются основными в устройстве запчасти МАЗ . Также все механизмы крепкие и устойчивы к большим нагрузкам. Поэтому сцепление МАЗ , как и привод сцепления МАЗ , служат долго, редко выходят из строя.

В основном используется чугун для изготовления элементов из устройства сцепления МАЗ. Рассмотрим подробнее каждую часть изучаемой детали.

(нажимной и ведущий) отлит из прочного чугуна. Имеет шипы, которые присоединяются к маховику грузовика. Таким образом,
сцепление МАЗ
– очень крепкое соединение, что позволяет легко перемещать диск сцепления МАЗ . Также в данном случае осуществляется передача крутящего момента к такому элементу как диск сцепления МАЗ от маховика.

Сцепление МАЗ имеет несколько фрикционных насадок, которые содержит диск сцепления МАЗ. Поэтому во время работы элементов возникает сила трения.

То есть от поверхности фрикционных накладок, дисков и маховика происходит передача крутящего момента к коробке передач МАЗ . Отметим, что привод сцепления МАЗ современного грузовика не включает в себя диски.

Устройство и монтаж сцепления ЯМЗ-238

Технические параметры сцепления ЯМЗ-238

Максимальный крутящий момент двигателя, Нм. — 920
Масса вращающихся частей, кг — 70

Момент инерции диска ведомого, кг.м2 — 0,09 х 2

Размеры шлиц ведомого диска, мм — 42х34х6

Сцепления ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 отличаются лишь количеством нажимных пружин. Сцепление ЯМЗ-238 может выполняться в герметизированном варианте.

Кожух 16 (рис. 1) сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя, а ведомые диски 21 – на шлицевой части первичного вала коробки передач.

Передний и задний ведомые диски сцепления ЯМЗ-238 взаимозаменяемы и устанавливаются в определенном положении, как показано на рисунке.

Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 17 между маховиком двигателя, средним и нажимным дисками.

Сцепление ЯМЗ-236 имеет восемнадцать нажимных пружин, сцепление ЯМЗ-238

– двадцать пружин. Под пружины со сторон нажимного диска подложены термоизолирующие прокладки 18.

Нажимной и средний ведущий диски сцепления ЯМЗ-238 связаны с маховиком четырьмя шипами, находящимися на наружной поверхности дисков.

В зажатом состоянии ведомые диски передают крутящий момент двигателя на первичный вал коробки передач.

Выключение сцепления ЯМЗ-238 производится муфтой 11. Муфта с подшипником, перемещаясь в сторону двигателя, отводит нажимной диск от ведомого диска, передавая усилие через четыре жестких оттяжных рычага 5.

Рабочий ход муфты выключения сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, с учетом свободного хода, должен быть не менее 18,2 мм (размер «D»).

Величина свободного хода регулируется механизмом выключения сцепления. Упорное кольцо оттяжных рычагов перемещается в сторону коробки передач на 27 мм за счет допустимого износа фрикционных накладок.

Гарантированные зазоры между ведомыми дисками сцепления ЯМЗ-238 и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления по мере износа накладок обеспечиваются механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска, который состоит из штоков 1, закрепленных в каждом из четырех шипов среднего ведущего диска, разрезных колец 2, для перемещения по штоку которых необходимо определенное усилие, упорных планок 4, которые крепятся с кожухом сцепления болтами к маховику, и тарельчатых пружин 3, установленных на штоке между кольцом 2 и планкой 4.

При выключении сцепления ЯМЗ-238 нажимной диск 19 отходит назад не менее чем на 2 мм, и освобождает задний ведомый диск 21.

Средний ведущий диск 22 под действием пружины 23 так же отходит назад, до упора кольца 2 в планку 4 через тарельчатую пружину, на величину 1,2±0,1 мм, освобождая передний ведомый диск.

По мере износа фрикционных накладок сцепления ЯМЗ-238 средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.

1 – шток; 2 – кольцо; 3 – тарельчатая пружина; 4 – планка; 5 –оттяжной рычаг; 6 – вилка оттяжного рычага; 7 – регулировочная гайка; 8 – распорная пластина: 9 – стопорная пластина; 10 – петля пружины оттяжного рычага; 11 – муфта выключения сцепления с подшипником; 12 – шланг подачи смазки к муфте выключения сцепления; 13 – вилка выключения сцепления; 14 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 – вал вилки выключения сцепления; 16 – кожух сцепления; 17 – нажимная пружина; 18 – термоизолирующая прокладка; 19 – нажимной диск; 20 – маховик; 21 – ведомые диски; 22 – средний ведущий диск; 23 – отжимная пружина; D – минимальный ход выжимной муфты

Установка сцепления ЯМЗ-238

Если двигатель автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, на который предусматривается установка сцепления ЯМЗ-238, подвергался разборке со снятием маховика, картера маховика или проведена их замена, то перед установкой сцепления и коробки передач на двигатель необходимо проверить расположение посадочных и установочных поверхностей на картере маховика и маховике, относительно оси коленчатого вала.

Кроме того на установочных поверхностях не должно быть забоин, следов коррозии, грязи, масла и т.п.

На поверхности трения маховика допускаются незначительные прижоги с сеткой микротрещин, равномерный износ не более 0,4 мм и износ в виде 2-х кольцевых канавок глубиной не более 0,25 мм.

На картере маховика биения торца и выточки 515 мм под установку картера сцепления ЯМЗ-238 не должны превышать 0,5 мм.

На маховике биение выточки 475 мм под установку кожуха сцепления ЯМЗ-238 и поверхности трения на диаметре 420..430 мм не должно превышать 0,3 мм.

Перед установкой сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 проверить состояние переднего подшипника первичного вала установленного в выточку коленчатого вала – внутреннее кольцо подшипника должно вращаться без заеданий, радиальный зазор должен быть не более 0,05 мм, полость коленчатого вала и подшипника должна быть заполнена смазкой, рекомендуется использовать смазку Шрус-4.

Установку сцепления ЯМЗ-238 на двигатель необходимо производить в следующем порядке:

Вставить оправку в подшипник находящийся в коленчатом вале.

Установить ведомый диск сцепления ЯМЗ-238 на оправку таким образом, чтобы расположение удлиненной части ступицы было от двигателя.

Ввернуть в резьбовые отверстия маховика две установочные шпильки и установить на них корзину сцепления ЯМЗ-238 (для облегчения установки и предотвращения обрыва резьбы рекомендуется предварительно установить монтажные шайбы под головки болтов крепления нажимного диска).

Завернуть от руки 10 болтов крепления кожуха к маховику с предварительно установленными шайбами; вывернуть установочные шпильки и завернуть на их места два болта крепления кожуха.

Произвести затяжку болтов крепления кожуха сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101.

Одновременно, при затягивании болтов, обеспечить вручную радиальное перемещение оправки в двух взаимно перпендикулярных направлениях, что обеспечит лучшее центрирование ведомого диска и последующее удаление оправки с двигателя.

Затяжку болтов производить равномерно, при этом следить, чтобы не было значительных перекосов кожуха и посадочный бурт кожуха зашел в выточку на маховике, окончательный момент затяжки болтов должен быть в пределах 60..70 Нм (6..7кгс/м).

Удалить монтажные шайбы из-под головок болтов крепления нажимного диска сцепления ЯМЗ-238

к кожуху, если они использовались.

Сцентрировать упорное кольцо запорного устройства с помощью оправки, выполненной в виде втулки. Данная оправка одевается на оправку, служащую для центрирования ведомого диска, и заводиться в упорное кольцо.

Удалить оправки с двигателя.

Регулировка сцепления МАЗ

Со временем механизм сцепления изнашивается. Поэтому делается регулировка сцепления МАЗ . Для этого советуем купить:

  • Накидные и рожковые ключи;
  • Штангенциркуль и линейку.

Итак, регулировка сцепления МАЗ

делается следующим образом. Сначала необходимо обеспечить максимально правильный зазор между поверхностями механизма. Для этого отрегулируем величину отхода такого элемента как ведущий диск. Обратите внимание зазор между регулировочной гайкой и торцом крышки корпуса клапана. Советуем также их отрегулировать.

Требует терпения. Поэтому продолжаем дальше. Приступаем к демонтажу картера маховика и крышки его люка. Все это необходимо для варьирования величины отхода среднего диска (ведущего). Регулировка сцепления МАЗ на данном этапе делается так:

  1. Включаем сцепление;
  2. Устанавливаем рычаг КПП на нейтралку;
  3. Поворачиваем маховик двигателя;
  4. Отворачиваем контргайки винтов;
  5. Вворачиваем до упора 4 винта в средний ведущий диск.

Далее продолжаем вращать маховик, предварительно отвернув винты на 1 оборот. После зафиксируем данные элементы контргайками. Есть один момент — регулировка двухдискового сцепления МАЗ требует постоянного удержания инструментом винта. Таким образом отрегулированный зазор не сможет сбиться.

Продолжаем регулировку. Линейкой измеряем зазор между гайкой и торцом задней крышки клапана. Помните, что он не должен превышать 3,3 мм. Регулировка двухдискового сцепления МАЗ включает работу именно с этим нюансом.

Для регулировки зазора ослабляем контргайку регулировочной гайки. После фиксации необходимого зазора (3,3-3,7 мм), затягиваем крепеж. Все, регулировка двухдискового сцепления МАЗ сделана.

О достоинствах и недостатках двигателей внутреннего сгорания можно говорить долго. Но есть у них одна специфическая особенность, присущая всем без исключения типам и видам, которую необходимо решать, тем более в свете высоких требований к современной технике. Речь идет о неспособности ДВС обеспечивать нужный сегодня диапазон передаточных чисел без использования дополнительного узла — коробки переключения передач. При этом соединение ДВС-КПП невозможно обеспечить напрямую, так как суть работы коробки заключается в изменении очередности зацепления шестерен. И если его просто агрегатировать мотор с КП, то это грозит износом и даже поломками зубчатых колес и прочих деталей. В общем, нужен еще один узел – сцепление, позволяющий выполнять плавное переключение…

Как и другие узлы-агрегаты оно может быть самым разным, поэтому для описания мы выбрали один из наиболее распространенных вариантов, к тому же используемый на популярной серии большегрузов. Устанавливаемое минчанами на автомобилях 5335-й семейства устройство дря кратковременно отсоединения трансмиссии (именно так официально звучит определение), можно назвать классикой сухих разновидностей, на которых нажим-пружины расположены периферийно. И хотя количество этих пружин может отличаться в зависимости от типа двигателя общий принцип работы остается неизменным.

Нажимной и средний ведущий диски на наружной плоскости имеют четыре равноудаленных друг от друга прилива для контакта с маховиком, и могут без проблем перемещаться по оси и заниматься своим прямым назначением – обеспечивать передачу крутящего момента от этого самого маховика. Состоит данная вариация из следующих элементов:

  1. — маховик и его картер;
  2. — отжимная пружина;
  3. — нажимная пружина;
  4. — разрезное кольцо;
  5. — шток;
  6. — упорная планка;
  7. — рычаг оттяжной и его вилка;
  8. — упор-кольцо оттяжного рычага;
  9. — гайка регулировки;
  10. — опорная пластина;
  11. — вилка выключения с валиком;
  12. — муфта выключения с подшипником (крепится на втулке при помощи фланца,
  13. зафиксированного на картере КПП);
  14. — кожух;
  15. — рычаг;
  16. — шайба теплоизоляционная;
  17. — нажимной-средний ведущие диски;
  18. — передний и задний ведомые диски.

Последний пункт в перечислении можно было бы и опустить, то, что двухдисковое сцепление МАЗ имеет два ведомых диска и так понятно (для тех, кто совсем не в курсе напомним, что количество ведомых как раз определяет тип сцепления-узла).

Ведомые элементы устанавливаются через шлиц-соединение на первичный вал МКПП, и благодаря этому и становиться возможной передача вращения. Сама суть функционала выглядит так.

Нажимные пружины одним концом упираются в кожух-корзину, а другим, посредством теплоизоляционных шайб, в нажимной диск. Он, в свою очередь, воздействует на ведущий и ведомые диски, прижимая их к маховику. Специальные накладки из композитного материала (раньше на основе асбеста, а сегодня с применением других вариаций сырья) крепятся к колодке-основе не напрямую, а через пружины. За счет этого гарантируется плавность прижима-передачи.

Стоит также отметить, что ведомые на своих ступицах сидят не жестко, но с применением демпферных элементов. Так удается исключить такие неприятные явления, как крутильные колебания и чрезмерное усилие на скручивание.

Когда педаль выжата, цилиндрические отжимные пружины обеспечивают выверенные зазоры между перечисленными элементами, но… есть один момент – со временем износ фрикцион-накладок диска изменяет изначальные параметры. Но не спешите впадать в панику и сразу бросаться менять накладки, ведь существует один простой, и в то же время хитрый, и достаточно действенный механизм, состоящий из разрезных колец, штоков и упорных планок. За счет этого механизма обеспечивается своеобразная внутренняя регулировка сцепления МАЗ данной модели. Если говорить о самостоятельных настройках, то они проводятся в строгом следовании инструкции, кстати, находящейся на нашем сайте, в обзоре статей.

Читайте также:  Чем смазывать сцепление при установке

Износ накладок приводит к смещению нажимного диска в сторону маховика, но при этом разрезные кольца начинают сами смещаться по штоку от кожуха. Естественно, это не автоматическая регулировка в полном смысле, но необходимые зазоры сохраняются дольше и срок эксплуатации компонентов увеличивается. Впрочем, продолжаться так бесконечно не может, рано или поздно степень истирания превысит допустимый порог и потребуется замена самое меньшее фрикцион-накладок.

Не стоит дожидаться, когда фрикцион начнет буксовать, то есть, перестанет нормально контактировать и передавать вращение. Если затягивать с заменой накладок, можно дождаться повреждения барабана и прочих комплектующих, а это уже расходы посерьезней. Поэтому, и вообще, в целях предупреждения выхода из строя, старайтесь регулярно осматривать тормоз-механизм и выполнять все рекомендации по обслуживанию. И не нужно на все 100% доверять разнообразным датчикам износа – они сами могут сломаться.

Если же все-таки пришла пора поменять деталь или узел в сборе, то замену ищите у проверенных поставщиков-изготовителей. Например, у нас, в торговом доме «СпецМаш», где все товары сертифицированы, а цены приемлемые. А еще мы можем предложить доставку во все регионы России (примерно в 100 годов бесплатная), скидки при оптовых и постоянных заказах, а также возможность получения отсрочки на оплату (платить можно наличными и безналом). Узнать подробности и оформить заявку можно по телефону, через электронную почту и на сайте, посредством формы обратной связи.

Сборка и регулировка сцепления

Сборку нажимного комплекта следует производить в приспособлении, показанном на рис. 235 и под ручным прессом. Приспособление состоит из подставки, имеющей установочный размер от привалочной плоскости кожуха сцепления до плоскости нажимного диска 27 ±0,1 мм. В центре подставки болтом 7 крепится оправка 8 для регулировки контрольного размера нажимного комплекта Б (см.


), равного 64±0,5 мм. В оправке расположены четыре плавающих упорных сухаря 6 (см. рис. 235).

При установке нажимного комплекта в приспособление сухари упираются в лапки оттяжных рычагов 4 и в зависимости от их положения выступают или утопают относительно поверхности оправки. Длина оправки выбрана таким образом, чтобы при установке ее на оттяжные рычаги нажимного комплекта с правильно отрегулированным контрольным размером сухари располагались заподлицо с поверхностью оправки. В контрольный размер 64±0,5 мм нажимного комплекта сцепления входит еще толщина упорного кольца оттяжных рычагов, которая составляет 6±0,1 мм, а так как нажимной комплект регулируется в приспособлении без упорного кольца, то он должен быть отрегулирован на размер, уменьшенный на эту величину, т. е. на 58±0,5 мм.

Сборку и регулировку производят в следующей последовательности:

  • на подставку 11 приспособления кладут рабочей поверхностью вниз нажимной диск, зафиксировав его четырьмя шипами в пазах подставки;
  • в оттяжные рычаги 4 вставляют игольчатый подшипник (по 20 иголок в каждое отверстие). Иголки укладывают на смазке ЦИАТИМ-201 или соответствующей ей другой пластичной смазке;
  • на оттяжные рычаги устанавливают вилки 6 (см. рис. 33);
  • вставляют оси вилок;
  • устанавливают подсобранные рычаги в пазы проушин нажимного диска;
  • вставляют оси рычагов;
  • надевают на оси вилок пружины упорного кольца;
  • закрепляют оси рычагов и вилок специальными замковыми шайбами, прогнув середину перемычки фартука;
  • на концы пружин упорного кольца 14 надевают четыре петли 10;
  • ставят на бобышки нажимного диска нажимные пружины 20, предварительно положив под них шайбы с термоизолирующими прокладками 21.

При использовании нажимного диска, проточенного по рабочей поверхности на 1 мм, под каждую нажимную пружину 20 (со стороны направляющих стаканчиков кожуха) для сохранения нажимного усилия сцепления кладут стальную шайбу толщиной 1 мм.

Далее нужно поставить кожух 19 сцепления на направляющие штифты приспособления. Все направляющие стаканчики кожуха должны войти в нажимные пружины, а резьбовые хвостовики вилок оттяжных рычагов в отверстия кожуха. Используя пресс, необходимо поджать кожух привалочной поверхностью к приспособлению и закрепить болтами, после чего освободить его из-под пресса. На резьбовые хвостовики вилок навернуть регулировочные гайки 3, установить оправку для регулировки положения оттяжных рычагов 4 и закрепить ее болтом 7 (см. рис. 235) После этого регулировочными гайками 3 регулируют положение оттяжных рычагов 4 так, чтобы они все одновременно касались упорных сухарей 16 оправки 8, которые должны находиться заподлицо с ее верхней поверхностью. Этим самым при установке упорного кольца обеспечивается контрольный размер между рабочими поверхностями нажимного диска и упорного кольца.

На регулировочные гайки 3 кладут пластины 2, затем стопорные планки и опорные пластины вилок рычагов, после чего завертывают все восемь стопорных болтов. После затяжки болтов вилки оттяжных рычагов не должны иметь осевого люфта. Болты контрятся отгибкой усов стопорных планок. Установив на оттяжные рычаги упорное кольцо, закрепляют его петлями так, чтобы оно одновременно касалось опорных поверхностей всех четырех рычагов.

Биение торца упорного кольца относительно рабочей поверхности нажимного диска не должно превышать 0,4 мм на радиусе 45 мм. Повышенное биение указанных поверхностей может привести к выходу из строя фрикционных накладок ведомого диска сцепления и прижогам рабочих поверхностей маховика и нажимного диска.

Сборка и регулировка сцепления МАЗ

Устройство двухдискового сцепления МАЗ

1 238-1601130-Б Диск ведомый передний в сборе 2 236-1601132-В Диск ведомый с накладками 3 313015-П Заклепка 3 313015-П Заклепка 4 238-1601142-В Ступица 4 238-1601142-В Ступица 5 236-1601138-А3 Накладка фрикционная 6 238-1601094-Г Диск ведущий средний 7 238-1601102-В Пружина отжимная 8 238-1601131 Диск сцепления ведомый задний в сборе 9 236-1601282 Штифт со стопорным кольцом 10 236-1601270-Б Ролик игольчатый 11 236-1601095-Б2 Рычаг оттяжной 12 236.1601113 Ось рычага 13 312702-П29 Шайба замковая 14 236-1601273-А2 Пружина упорного кольца 15 236-1601108-Б Вилка оттяжного рычага 16 236-1601275-А2 Петля пружины 17 236-1601111 Пластина стопорная 18 252135-П2 Шайба пружинная 18 252135-П2 Шайба пружинная 19 236-1601109-В Гайка вилки регулировочная 20 236-1601110-В Пластина опорная 21 201473-П29 Болт 22 4591675005 Пресс-масленка 23 250636-П29 Гайка 24 252139-П2 Шайба пружинная 25 236-1601230 Шланг смазки подшипника в сборе 26 236-1601188-А2 Пружина муфты 27 236-1601180-Б2 Муфта выключения сцепления с подшипником в сборе 28 4615936371 Подшипник 986714КС17 29 236-1601185-В Муфта 30 200-1601187 Сухарь муфты 31 201454-П29 Болт М8х16 31 201454-П29 Болт М8х16 32 236-1601030-А2 Крышка люка картера верхняя 33 252137-П2 Шайба пружинная 34 310214-П29 Болт 35 314004-П2 Шпонка 36 236-1601215-Б Вал вилки выключения сцепления 37 260316-П2 Заглушка 38 236-1601022-Б Крышка люка картера нижняя 39 238Н-1601042 Кольцо уплотнительное внутреннее 40 238Н-1601044 Кольцо уплотнительное наружное 41 238Н-1601040 Корпус уплотнителя вала 42 238-1601010 Картер сцепления 43 310235-П29 Болт 44 236-1601203-Б2 Вилка выключения сцепления 45 252136-П2 Шайба 10 пружинная 46 310213-П29 Болт 47 201499-П29 Болт 10-6gх30 48 236-1601120 Кольцо упорное 49 200315-П29 Болт М10х40 50 238-1601308 Планка 51 238-1601105 Пружина тарельчатая 52 238-1601304 Кольцо упорное 53 238-1601122-Б Кожух 54 238-1601093 Диск нажимной 55 238-1601115-А2 Пружина нажимная 56 236-1601118-Б2 Прокладка 57 236-1601117 Шайба 58 250615-П29 Гайка 59 238-1601302 Шток 60 236-1601216-Б2 Втулка вала вилки 61 236К-1601090-Б Диск нажимной с кожухом в сборе 62 238-1601090-Г3 Диск нажимной с кожухом в сборе Ссылка на эту страницу: https://kspecmash.ru/catalog.php?typeauto=6&mark=14&model=130&group=44

Техническое обслуживание сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической его проверке, смазке привода и выжимного подшипника в соответствии с картой смазки.

Периодически требуется следить за затяжкой болтов крепления картера сцепления к картеру маховика.

Момент затяжки должен составлять 8-10 кГм. Болты затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.

После затяжки болты застопорить отгибанием усиков стопорных пластин на грани головок болтов.

Регулировка привода сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

В эксплуатации предусмотрены следующие регулировки сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и его привода:

Регулировка величины отхода среднего ведущего диска для обеспечения необходимых зазоров между рабочими поверхностями сцепления при его выключении;

Регулировка зазора между торцом крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой (см. рис. 56);

Регулировка свободного хода педали сцепления.

При регулировке величины отхода среднего ведущего диска (корзины) сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

Снять крышки 18 и 23 (см. рис. 55) люков картера сцепления и картера маховика;

При включенном сцеплении установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;

Проворачивая маховик, ввернуть до упора в средний ведущий диск 26 все четыре регулировочных винта 3, отвернув предварительно контргайки 2;

Проворачивая маховик, отвернуть все регулировочные винты на один оборот и законтрить контргайками. Во избежание нарушения отрегулированного зазора контргайки затягивать при зафиксированном винте без значительных усилий.

Рис. 55. Сцепление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — отжимная пружина; 2 — контргайка; 3 — регулировочный винт; 4 — оттяжной рычаг; 5 — вилка оттяжного рычага; 6 — регулировочная гайка; 7 — стопорная шайба; 8 — опорная пластина; 9 — болт крепления опорной пластины; 10 — пружина оттяжного рычага; 11 — муфта выключения сцепления с подшипником; 12 — шланг подачи смазки и муфте выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 — вал вилки выключения сцепления; 16 — рычаг вала вилки; 17 — палец; 18 — крышка люка картера сцепления; 19 — кожух сцепления; 20 — нажимная пружина; 21 — теплоизоляционная прокладка пружины; 22 — нажимный диск; 23 — крышка люка картера маховика; 24 — маховик; 25 — ведомые диски; 26 — средний ведущий диск; 27 — упорный штифт; 28 — диск гасителя крутильных колебаний; 29 — фрикционные кольца гасителя; 30 — пружина гасителя; А — минимальный ход муфты выключения сцепления.

Такая регулировка корзины сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 создает зазор 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском, за счет которого обеспечиваются гарантированные зазоры между ведомыми дисками и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления.

Зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой должен быть равен 3,5+0,2 мм (см. рис. 56). Этот зазор проверять через одно ТО-2.

Для регулировки данного зазора необходимо, ослабив контргайку, с помощью регулировочной гайки 18 установить указанный зазор и затянуть контргайку.

Рис. 56. Привод выключения сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — валик; 2, 11, 20, 25 — вилки; 3, 13, 24 — гайки; 4, 7, 14 — тяги; 5 — педаль; 6 — промежуточный двуплечий рычаг; 8 — оттяжная пружина; 9 — задний кронштейн; 10 и 12 — рычаги; 15 и 16 — шланги; 17 — клапан усилителя сцепления; 18 — регулировочная гайка; 19 — шток; 21 — двуплечий рычаг выключения сцепления; 22 — валик; 23 — болт; 26 — шток рабочего цилиндра усилителя сцепления; 27 — рабочий цилиндр усилителя сцепления.

Свободный ход педали сцепления, который должен составлять 34-43 мм, проверяют линейкой при спущенном из пневмосистемы воздухе (при каждом ТО-1).

Прежде чем приступить к регулировке свободного хода педали сцепления, необходимо убедиться, что зазор между задней крышкой корпуса клапана и регулировочной гайкой находится в пределах 3,5+0,2 мм.

Регулировку свободного хода педали сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполнять в следующей последовательности:

Отсоединить двуплечий рычаг 21 от вилки 20 штока клапана и вилки 25 штока цилиндра;

Отвести поршень цилиндра в крайнее нижнее положение, а нижний конец двуплечего рычага 21 назад до упора.

При этом положении рычага отверстия вилки штока цилиндра и рычага должны быть примерно наполовину не совмещены.

В случае отклонения отверстий на большую или меньшую величину необходимо вращением штока 26 в вилке довести несовмещение отверстий до указанной величины;

Соединить рычаг с вилкой штока цилиндра, а вилку штока клапана с рычагом при крайнем нижнем положении поршня цилиндра. При эхом расстояние между отверстиями вилок 11 и 20 регулируют вращением вилок.

Если по мере износа фрикционных накладок ведомых дисков сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 возможность укорачивания и уменьшения расстояния между вилками штока 26 цилиндра будет исчерпана, снять двуплечий рычаг 21 с вала вилки выключения сцепления, переставить его на один шлиц против часовой стрелки и отрегулировать в описанном выше порядке.

Читайте также:  Ремонт лапковой корзины сцепления уаз

Ремонт сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

При ремонте сцепления сначала необходимо снять коробку передач.

Для смены и ремонта ведомых дисков или других деталей сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо, постепенно отвертывая болты крепления нажимного диска с кожухом сцепления в сборе к маховику, осторожно снять нажимный, затем ведомый и средний ведущий диски; вывернуть из нажимного диска с кожухом в сборе четыре регулировочных винта.

Нажимной диск-корзину сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с кожухом разбирают только в том случае, если отдельные детали его нуждаются в замене или ремонте.

Нажимая на торец кожуха, сжимают нажимные пружины так, чтобы оттяжные пружины с упорным кольцом были разгружены.

Затем отвертывают регулировочные гайки оттяжных рычагов, предварительно сняв опорные пластины и стопорные шайбы.

Медленно опуская пресс, освобождают нажимный диск. Ведомые диски сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 разборке не подлежат.

При необходимости замены накладок (например, обрыв накладок или повышенный износ, когда расстояние от поверхности трения до головок заклепок менее 0,1 мм) требуется менять обе фрикционные накладки одновременно, так как даже небольшая разница в толщине накладок нарушает нормальную работу сцепления.

Рис. 58. Приспособление для сборки нажимного диска корзины сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с кожухом в сборе

1 — подставка приспособления; 2 — направляющий штифт; 3 — болт крепления кожуха сцепления; 4 — оправка для регулировки положения оттяжных рычагов; 5 — болт крепления оправки; 6 — упорный сухарь; 7 — винт крепления сухаря; 8 — оттяжной рычаг сцепления; 9 — регулировочная гайка; 10 — стопорная шайба; 11 — нажимный диск сцепления с кожухом в сборе.

Головки заклепок устанавливать с одной и с другой сторон диска поочередно в шахматном порядке. Расстояние от поверхности накладки до головки заклепок должно быть не менее чем 1,2 мм.

Толщина ведомого диска сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с приклепанными новыми накладками должна составлять 9,9-10,1 мм; разница в толщине одного диска с накладками не должна превышать 0,1 мм.

После замены накладок ведомый диск проверить на биение плоскости трения относительно оси шлицевого отверстия ступицы. В качестве шлицевой оправки при проверке может быть использован ведущий вал коробки передач.

При проверке на шлицевой оправке биение поверхностей трения диска относительно шлицевого отверстия ступицы допускается не более 0,5 мм.

Сборку кожуха сцепления с корзиной сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполняют в обратном порядке, используя приспособление под ручным прессом.

При этом нажимный диск установить на подставку приспособления рабочей поверхностью вниз, проследив, чтобы шипы были зафиксированы в пазах подставки.

Собранные оттяжные рычаги с игольчатыми подшипниками установить в пазы приливов нажимного диска сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и закрепить их осями.

Иголки (по 20 иголок в каждое отверстие) устанавливать на смазке. На оси вилок надеть пружины упорного кольца, а на их концы петли.

На оси рычагов и вилок установить замковые шайбы, у которых затем прогнуть середину перемычки шайб.

Перед установкой нажимных пружин под них положить шайбы с термоизолирующими прокладками.

После такой подсборки на каждый нажимной диск (корзину) сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 можно установить кожух сцепления, обратив внимание на то, чтобы вилки оттяжных рычагов свободно вышли в четыре отверстия в кожухе.

Затем закрепить кожух к подставке с помощью болтов и освободить его из-под пресса.

На резьбовые концы вилок навернуть регулировочные гайки, установить оправку 4 (см. рис. 58) для регулировки положения оттяжных рычагов с цифрой 58±0,5 и закрепить ее болтом. Все оттяжные рычаги должны одновременно касаться упорных сухарей, которые в свою очередь должны находиться заподлицо с верхней поверхностью оправки.

Такое положение обеспечивает контрольный размер между рабочими поверхностями корзины сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и упорного кольца, равный 58±0,5 мм.

На регулировочные гайки установить стопорные шайбы и опорные пластины, затянуть их болтами так, чтобы вилки оттяжных рычагов не имели ощутимого осевого зазора.

Стопорные шайбы с помощью керна отогнуть в отверстия кожуха сцепления и зашплинтовать восьмеркой все восемь попарно проволокой с одной стороны.

На оттяжные рычаги установить упорное кольцо и закрепить его петлями так, чтобы оно одновременно касалось опорных поверхностей всех четырех рычагов.

Правильность установки кольца проверяется величиной биения его торца относительно рабочей поверхности нажимного диска, которое на радиусе 45 мм не должно превышать 0,4 мм.

После сборки нажимного диска сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с кожухом при необходимости провести статистическую балансировку с точностью 50 Гсм.

При этом нажимной диск в сборе фиксировать по центральному отверстию диаметром 215 мм и кожух по двум отверстиям.

Для удаления дисбаланса разрешается сверлить в диске отверстия диаметром 14 мм и глубиной 18 мм на расстоянии между центрами не менее 20 мм.

При повторной установке в контрольное приспособление допускается величина дисбаланса не более 450 Гсм.

Отремонтированное сцепление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливают на двигатель в следующей последовательности. Прежде всего следует убедиться в наличии смазки в полости коленчатого вала под передний подшипник ведущего вала коробки передач.

Затем установить ведомый диск сцепления таким образом, чтобы удлиненная часть ступицы и головки болтов крепления тарельчатых пружин демпфера были обращены к маховику.

После этого установить средний ведущий диск, предварительно поставив в четыре отверстия отжимные пружины.

Диск должен свободно перемещаться в пазах маховика. Затем устанавливают нажимный диск в сборе с кожухом, соединив болтами кожух сцепления с маховиком двигателя, не затягивая при этом болты.

Сцентрировать ведомый диск сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 по отношению к коленчатому валу двигателя.

Для этого в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска вставить оправку так, чтобы конец ее вошел в шарикоподшипник в коленчатом валу.

При отсутствии оправки можно использовать запасной ведущий вал коробки передач.

После этого затянуть болты крепления кожуха сцепления к маховику двигателя до отказа и вынуть оправку.

Затягивать болты равномерно и попеременно крест-накрест и за два-три приема.

Затем установить коробку передач и проверить свободный ход педали сцепления, как указывалось выше.

Классикой сцеплений сухого типа минского производства является сцепление маз двухдискового класса, которое монтируется на автомобиль МАЗ. Пружины этого узла расположены периферийно и это его основное отличие от других устройств. Качественные показатели пружин могут иметь разные показатели, но работа сцепления от этого не меняется.

Прямая задача двухдискового сцепления заключается в качественной передаче крутящего момента

, для этого средний и нажимной ведущие диски имеют две пары удаленных контакта, расположенных на плоскости пружинного устройства. Контактно-направленные приливы и вступают в работу с маховым валом, тем самым транспортируя весь узел по оси в отсутствии каких-либо препятствий. Это основные принципы работы двухдискового сцепления маз.

СЦЕПЛЕНИЕ И КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Сцепление — двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением цилиндрических пружин. Сцепления ЯМЗ-236К, ЯМЗ-238 одинаковы по конструкции и отличаются лишь количеством нажимных пружин. Сцепление ЯМЗ-238 может выполняться в герметизированном варианте.

Кожух 16 (рис. 26) сцепления, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя, а ведомые диски 21 — на шлицевой части первичного вала коробки передач. Передний и задний ведомые диски не взаимозаменяемы и устанавливаются в определенном положении, как показано на рисунке. Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 17 между маховиком двигателя, средним и нажимным дисками. Сцепление ЯМЗ-236К имеет восемнадцать нажимных пружин, сцепление ЯМЗ-238 — двадцать пружин. Под пружины со стороны нажимного диска подложены термоизолирующие прокладки 18. Нажимной и средний ведущий диски связаны с маховиком четырьмя шипами, находящимися на наружной поверхности дисков. В зажатом состоянии ведомые диски передают крутящий момент двигателя на первичный вал коробки передач.

Выключение сцепления производится муфтой 11. Муфта с подшипником, перемещаясь в сторону двигателя, отводит нажимной диск от ведомого диска, передавая усилие через четыре жестких оттяжных рычага 5. Рабочий ход муфты выключения сцепления, с учетом свободного хода, должен быть не менее 18,2 мм (размер «D»). Величина свободного хода регулируется механизмом выключения сцепления. Упорное кольцо оттяжных рычагов перемещается в сторону коробки передач на 27 мм за счет допустимого износа фрикционных накладок.

Рис. 26. Сцепление ЯМЗ — 238: 1 — шток; 2 — кольцо; 3 — тарельчатая пружина; 4 — планка; 5 — оттяжной рычаг; 6 — вилка оттяжного рычага; 7 — регулировочная гайка; 8 -распорная пластина: 9 — стопорная пластина; 10 — петля пружины оттяжного рычага; 11 — муфта выключения сцепления с подшипником; 12 — шланг подачи смазки к муфте выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 — вал вилки выключения сцепления; 16 — кожух сцепления; 17 — нажимная пружина; 18 — термоизолируюшая прокладка; 19 — нажимной диск; 20 -маховик; 21 — ведомые диски; 22 — средний ведущий диск; 23 -отжимная пружина; D — минимальный ход выжимной муфты

Гарантированные зазоры между ведомыми дисками и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления по мере износа накладок обеспечиваются механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска, который состоит из штоков 1, закрепленных в каждом из четырех шипов среднего ведущего диска, разрезных колец 2, для перемещения по штоку которых необходимо определенное усилие, упорных планок 4, которые крепятся с кожухом сцепления болтами к маховику, и тарельчатых пружин

3, установленных на штоке между кольцом 2 и планкой 4.

При выключении сцепления нажимной диск 19 отходит назад не менее чем на 2 мм, и освобождает задний ведомый диск

21. Средний ведущий диск 22 под действием пружины 23 так же отходит назад, до упора кольца 2 в планку 4 через тарельчатую пружину, на величину 1,2±0,1 мм, освобождая передний ведомый диск.

По мере износа фрикционных накладок сцепления средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.

При установке сцепления с механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска на маховик соблюдать следующий порядок:

1. Установить передний ведомый диск.

2. Установить средний ведущий диск со штоками.

3. Установить задний ведомый диск.

4. Установить нажимной диск с кожухом в сборе, закрепив его на маховике при помощи восьми коротких болтов.

5. Надеть разрезные кольца 2 на штоки 1 до упора в кожух сцепления.

6. Надеть четыре тарельчатые пружины выпуклой стороной к разрезным кольцам.

7. Установить четыре упорных планки и закрепить их с кожухом к маховику при помощи восьми длинных болтов. После установки сцепления на маховик убедиться в том,

что кольца на штоках стоят с упором в кожух, обеспечивая зазор 1,2±0,1 мм между кольцами и тарельчатыми пружинами при включенном сцеплении.

При износе накладок ведомых дисков торец муфты выключения сцепления упрется в торец крышки подшипника первичного вала коробки передач; в этом случае изношенные накладки ведомых дисков заменить новыми.

Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления приведет к выходу из строя нажимного подшипника и усиленной пробуксовке ведомых дисков. Свободный ход муфты выключения сцепления (размер «А») регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления в соответствии с указанием инструкции по эксплуатации транспортных средств.

ВНИМАНИЕ! РЕГУЛИРОВКА СВОБОДНОГО ХОДА МУФТЫ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВОЧНЫМИ ГАЙКАМИ ОТТЯЖНЫХ РЫЧАГОВ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

После регулировок проверить сцепление на отсутствие «ведения»; эту проверку проводить на работающем двигателе при включенной первой передаче и выключенном сцеплении.

Состав узла

Двухдисковое сцепление на автомобиле маз представляет собой сложный механизм, который состоит из следующих компонентов:

  • Основной маховик с кратерным оснащением;
  • Пружина отжимного типа;
  • Пружинный нажим;
  • Разрезное колечко;
  • Специальный шток;
  • Планка упора;
  • Рычаговый оттяжной механизм, оснащенный вилкой;
  • Кольцо упорного типа, соединенное с оттяжным рычагом;
  • Регулирующая гайка;
  • Пластина опорного типа;
  • Вилка сцепления выключающая, смонтированная с валиком;
  • Выключающее муфтовое устройство, оснащенная подшипником. Оно прикрепляется к втулке посредством фланца, монтированного к картеру КПП;
  • Специальный кожух;
  • Простой рычаг;
  • Шайба теплоизоляции;
  • Диск нажимного характера;
  • Диск среднего ведущего типа;
  • Диск нажимного типа;
  • Диск ведущего среднего типа;
  • Диски: заднего и переднего ведомого типа.
Читайте также:  Сцепления для приоры сравнение

Из последнего пункта этого перечисления становится понятно название этого типа сцепления для маз.

Принципы работы

Пружины нажимного типа отталкиваются одной стороной в кожух узла сцепления, а другой частью в диск нажимного характера, при посредстве теплоизоляционных шайб. Нажимной диск направляет действие на ведомые и ведущие диски, перемещая их непосредственно к маховику. В ситуации если сцепление находится в выключенном состоянии, происходит следующее: пружины отжимного цилиндрического типа заполняют соответствующие зазоры, которые образуются между всеми элементами узла. В течение некоторого времени фрикционные накладки дисков сцепления изнашиваются и теряют свой первоначальный вид, а соответственно и характеристики.

Двухдисковое сцепление МАЗ

Как проводится ремонт сцепления

Часто проводить замену накладок не следует, можно просто провести регулировочные работы сцепления. Вместо замены накладок можно провести регулировку всего узла, который состоит из упорных планок, штоков, а также колечек.

Проводить такую работу необходимо по инструкции.

Дело в том, что когда накладки изнашиваются, происходит перемещение диска нажимного типа. Он смещается к маховику и кольца разрезного характера сами перемещаются к кожуху по штоку. В результате регулировки можно вернуть показатели первоначальных зазоров тем самым продлив срок службы накладок.

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Обслуживание и регулировки сцепления ЯМЗ-236

Двухдисковое сцепление ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 – Фрикционное, сухое, диафрагменное вытягиваемого типа.

Диски сцепления ЯМЗ-236 ведомые диаметром 400 мм, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа, с накладками фрикционными на асбестовой основе.

Муфта выключения сцепления ЯМЗ-236 со специальным радиально-упорным подшипником, при выключении перемещается к двигателю.

Технические характеристики и параметры сцепления ЯМЗ-236

Максимальный крутящий момент двигателя, Нм. – 700

Масса вращающихся частей, кг – 70

Момент инерции диска ведомого, кг.м2 – 0,09 х 2

Размеры шлиц ведомого диска, мм – 42х34х6

По мере износа фрикционных накладок сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.

При установке сцепления ЯМЗ-236 с механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска на маховик соблюдать следующий порядок:

– Установить передний ведомый диск.

– Установить средний ведущий диск со штоками.

– Установить задний ведомый диск.

– Установить нажимной диск с кожухом в сборе, закрепив его на маховике при помощи восьми коротких болтов.

– Надеть четыре тарельчатые пружины выпуклой стороной к разрезным кольцам.

– Установить четыре упорных планки и закрепить их с кожухом к маховику при помощи восьми длинных болтов.

После установки сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 на маховик убедиться в том, что кольца на штоках стоят с упором в кожух, обеспечивая зазор 1,2±0,1 мм между кольцами и тарельчатыми пружинами при включенном сцеплении.

При износе накладок ведомых дисков торец муфты выключения сцепления ЯМЗ-236 упрется в торец крышки подшипника первичного вала коробки передач; в этом случае изношенные накладки ведомых дисков заменить новыми.

Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления ЯМЗ-236 приведет к выходу из строя нажимного подшипника и усиленной пробуксовке ведомых дисков.

Свободный ход муфты выключения сцепления (размер «А») регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения в соответствии с указанием инструкции по эксплуатации транспортных средств.

Регулировка положения упорного кольца оттяжных рычагов корзины сцепления ЯМЗ-236

При сборке нажимного диска (корзины) сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 с кожухом в сборе отрегулировать положение упорного кольца.

Эту регулировку производить в приспособлении, имеющем установочный размер 27±0,1 мм (рис. 51) регулировочными гайками 6 отжимных рычагов при фиксированном положении кожуха и нажимного диска.

Регулировкой обеспечить размер «В», равный 64±0,1 при этом упорные поверхности все четырех оттяжных рычагов 5 должны одновременно касаться упорного кольца 4.

Перекос упорного кольца приведет к неравномерному отходу нажимного диска сцепления (корзины) ЯМЗ-236 при выключении сцепления или ненормальной его работе.

После регулировки положения упорного кольца регулировочными гайками 6 установить стопорные 7 и опорные 8 пластины регулировочных гаек. Завернуть все восемь болтов крепления стопорных и опорных пластин, установив пружинные шайбы под головки болтов.

В случае использования нажимного диска (корзины) сцепления ЯМЗ-236 с кожухом в комплекте с ведомыми дисками после ремонта, на которых установлены фрикционные накладки толщиной 4,15 мм, при регулировке положения упорного кольца размер «В» установить равным 67±0,1 мм.

Рис.51. Приспособление для сборки нажимного диска сцепления ЯМЗ-236 с кожухом в сборе

1 – подставка; 2 – направляющий штифт; 3 – болт крепления кожуха; 4 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 5 – оттяжной рычаг; 6 – регулировочная гайка; 7 – стопорная пластина; 8 – опорная пластина; 9 – нажимной диск

Регулировка сцепления ЯМЗ-236

В эксплуатации сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 периодически проводить регулировку свободного хода муфты выключения сцепления.

Свободный ход муфты выключения сцепления ЯМЗ-236 регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления.

Свободный ход муфты выключения сцепления ЯМЗ-236, определяемый зазором между упорным кольцом и подшипником муфты (3,2-4,0 мм) регулировать в соответствии с указаниями по эксплуатации автомобиля Урал.

Снятие сцепления ЯМЗ-236

Снятие сцепления ЯМЗ-236 с двигателя, укомплектованного коробкой передач, производиться с предварительным снятием коробки передач.

Снятие коробки передач и сцепления с двигателя, установленного на транспортное средство, производится в следующем порядке:

Как провести регулировку

Чтоб произвести регулировку сцепления маз, следует выделить некоторое время. Сначала надо произвести демонтаж кратера маховика, который расположен на крышке люка. Это нужно для того чтобы освободить средний диск. Далее действуем по следующим принципам:

  • Полностью выключается сцепление;
  • Рычаг коробки передач устанавливается на нейтральную позицию;
  • Маховик двигателя поворачивается;
  • Контргайки винтов отворачиваются;
  • Четыре винта вворачиваются в ведущий диск среднего типа.

После этого надо продолжить вращение маховика, перед которым надо отвернуть винты га один раз. Пройдя эти этапы надо зафиксировать винты контргайками. Во время всего процесса работы следует удерживать винт специальным инструментом, это даст возможность удержать зазор, который отрегулирован.

Двухдисковое сцепление МАЗ

Далее надо замерить зазор между торцом и гайкой на задней крышке клапана. Этот параметр такого устройства, как двухдисковое сцепление должен быть равен 3,3 мм, регулировать надо именно до этого показателя. Для того, чтобы закончить регулировку надо ослабить контргайку и довести зазор до нужного показателя. После того как результат будет достигнуть надо затянуть крепеж и проверить его надежность.

Уход за сцеплением и его регулировка МАЗ-500

Уход за сцеплением заключается в его периодической проверке, смазке привода и подшипника муфты выключения. При техническом обслуживании в соответствии с картой смазки необходимо смазать вал опоры педали сцепления, опору двуплечего рычага, вал промежуточного кронштейна, вал вилки выключения сцепления и подшипник муфты выключения. Периодически нужно следить за затяжкой болтов крепления картера сцепления к картеру маховика. Момент затяжки болтов должен быть 8—10 кГ-м. Болты нужно затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест. После затяжки болты надо застопорить, отгибая усики стопорных пластин на грани головок болтов. Для предохранения от износа подшипника муфты выключения не следует длительное время держать ногу на педали сцепления. Нельзя использовать пробуксовку сцепления для уменьшения скорости движения автомобиля. Привод выключения сцепления имеет две независимые друг от друга регулировки: регулировку свободного хода педали сцепления, который должен быть равен 45—55 мм, и регулировку зазора между штоком и поводком клапана пневматического усилителя, который должен быть равен 0,2—0,5 мм.

Необходимость в регулировке свободного хода педали сцепления вызывается износом фрикционных накладок. По мере износа фрикционных накладок ведомого диска толщина их уменьшается, нажимной диск подходит к маховику, а внутренние концы оттяжных рычагов вместе с упорным кольцом рычагов отходят назад. В результате этого зазор между торцами упорного кольца и подшипника муфты выключения сцепления уменьшается.

При уменьшении или отсутствии этого зазора торец подшипника муфты выключения сцепления периодически или постоянно нажимает на торец упорного кольца, что может привести к разрушению подшипника. Кроме того, уменьшается сила, передаваемая нажимными пружинами, что приводит к буксованию сцепления и быстрому износу его деталей.

Для нормальной работы сцепления между подшипником муфты выключения сцепления и упорным кольцом оттяжных рычагов при включенном сцеплении должен быть зазор 3,2—4,0 мм, которому соответствует свободный ход педали сцепления 45—55 мм. Поэтому при каждом ТО-1 следует проверять величину свободного хода педали сцепления в следующей последовательности:

1. Спустить воздух из пневматической системы, так как при наличии в усилителе воздуха под давлением невозможно ощутить момент устранения свободного хода педали.

2. С помощью линейки замерить величину свободного хода, плавно перемещая педаль сцепления до появления ощутимого сопротивления.

Свободный ход педали можно проверить, отсоединив вилку 9 (см. рис. 56) тяги от рычага 7, отведя рычаг назад до упора; при этом смещение отверстий под палец 8 в вилке и рычаге должно быть 8—10 мм.

Если в результате проверки свободного хода педали удалось выяснить необходимость регулировки, то ее нужно провести в следующей последовательности:

1. Отсоединить заднюю вилку 9 тяги от рычага 7.

2. Для увеличения свободного хода педали уменьшить длину тяги 10, навинчивая вилку на тяги или ввинчивая тягу в вилку. Если возможность уменьшения длины тяги указанным способом исчерпана, необходимо снять рычаг 7 с вала вилки выключения сцепления и переставить его на один шлиц против часовой стрелки.

3. Отвести рычаг назад до упора и замерить величину смещения отверстий под палец в вилке и рычаге. Смещение отверстий должно быть 8—10 мм: если смещение не соответствует этому пределу, добиться его изменением длины тяги.

Следует помнить, что при большом свободном ходе педали сцепление выключается неполностью в связи с ограниченной величиной хода педали, что приводит к усиленному износу его деталей и затрудненному переключению передач.

В случае необходимости замены тяг 22 и 20 их длину нужно отрегулировать. Длина тяги 22 должна быть такой, чтобы двуплечий рычаг 21 при отпущенной педали имел показанное на рис. 56 положение (под углом 12—14″ к вертикали). Длину тяги 20 нужно отрегулировать при опущенной кабине так, чтобы тяга, оттянутая пружиной 19 назад, могла быть соединена с рычагом 18 промежуточного кронштейна, отведенным также в заднее положение. Регулировку зазора между штоком и поводком клапана пневматического усилителя производят после регулировки свободного хода педали сцепления.

Для нормальной работы пневматического усилителя этот зазор должен быть равен 0,2—0,5 мм. При большем зазоре усилитель может не срабатывать, а при отсутствии зазора шток не отходит в свое первоначальное положение, и воздух, оставшийся в цилиндре, препятствует полному включению сцепления (при этом педаль не возвращается в исходное положение).

При каждом ТО-2 и в случае нарушения нормальной работы привода сцепления необходимо проверить с помощью щупа зазор между штоком и поводком. Если зазор больше или меньше 0,2—0,5 мм, то, вращая винт с помощью отвертки, довести зазор до указанной величины. После регулировки винт поводка нужно законтрить гайкой.

Основные неисправности сцепления и его привода и способы их устранения

Причина неисправности Способ устранения
Отсутствует свободный ход у педали сцепления

Износ фрикционных накладок ведомого диска

Сгорание или пропитывание маслом фрикционных накладок ведомого диска

Большой свободный ход педали сцепления

Коробление нажимного диска

Отрегулировать свободный ход педали сцепления; проверить наличие зазора между подшипником муфты выключения сцепления и упорным кольцом оттяжных рычагов

Заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе и отрегулировать привод выключения сцепления

Заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе и отрегулировать привод выключения сцепления

Отрегулировать свободный ход педали сцепления

Заменить нажимной диск, обеспечив расстояние между рабочими поверхностями нажимного диска и упорного кольца оттяжных рычагов в пределах 56±0,5мм (см. рис. 54) или установочный размер 37±0,1мм

Источник

Adblock
detector