Меню

Ямз 236 не работает сцепление

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Обслуживание и регулировки сцепления ЯМЗ-236

Двухдисковое сцепление ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 — Фрикционное, сухое, диафрагменное вытягиваемого типа.

Диски сцепления ЯМЗ-236 ведомые диаметром 400 мм, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа, с накладками фрикционными на асбестовой основе.

Муфта выключения сцепления ЯМЗ-236 со специальным радиально-упорным подшипником, при выключении перемещается к двигателю.

Технические характеристики и параметры сцепления ЯМЗ-236

Максимальный крутящий момент двигателя, Нм. — 700

Масса вращающихся частей, кг — 70

Момент инерции диска ведомого, кг.м2 — 0,09 х 2

Размеры шлиц ведомого диска, мм — 42х34х6

По мере износа фрикционных накладок сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.

При установке сцепления ЯМЗ-236 с механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска на маховик соблюдать следующий порядок:

— Установить передний ведомый диск.

— Установить средний ведущий диск со штоками.

— Установить задний ведомый диск.

— Установить нажимной диск с кожухом в сборе, закрепив его на маховике при помощи восьми коротких болтов.

— Надеть четыре тарельчатые пружины выпуклой стороной к разрезным кольцам.

— Установить четыре упорных планки и закрепить их с кожухом к маховику при помощи восьми длинных болтов.

После установки сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 на маховик убедиться в том, что кольца на штоках стоят с упором в кожух, обеспечивая зазор 1,2±0,1 мм между кольцами и тарельчатыми пружинами при включенном сцеплении.

При износе накладок ведомых дисков торец муфты выключения сцепления ЯМЗ-236 упрется в торец крышки подшипника первичного вала коробки передач; в этом случае изношенные накладки ведомых дисков заменить новыми.

Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления ЯМЗ-236 приведет к выходу из строя нажимного подшипника и усиленной пробуксовке ведомых дисков.

Свободный ход муфты выключения сцепления (размер «А») регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения в соответствии с указанием инструкции по эксплуатации транспортных средств.

Регулировка положения упорного кольца оттяжных рычагов корзины сцепления ЯМЗ-236

При сборке нажимного диска (корзины) сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 с кожухом в сборе отрегулировать положение упорного кольца.

Эту регулировку производить в приспособлении, имеющем установочный размер 27±0,1 мм (рис. 51) регулировочными гайками 6 отжимных рычагов при фиксированном положении кожуха и нажимного диска.

Регулировкой обеспечить размер «В», равный 64±0,1 при этом упорные поверхности все четырех оттяжных рычагов 5 должны одновременно касаться упорного кольца 4.

Перекос упорного кольца приведет к неравномерному отходу нажимного диска сцепления (корзины) ЯМЗ-236 при выключении сцепления или ненормальной его работе.

После регулировки положения упорного кольца регулировочными гайками 6 установить стопорные 7 и опорные 8 пластины регулировочных гаек. Завернуть все восемь болтов крепления стопорных и опорных пластин, установив пружинные шайбы под головки болтов.

В случае использования нажимного диска (корзины) сцепления ЯМЗ-236 с кожухом в комплекте с ведомыми дисками после ремонта, на которых установлены фрикционные накладки толщиной 4,15 мм, при регулировке положения упорного кольца размер «В» установить равным 67±0,1 мм.

Рис.51. Приспособление для сборки нажимного диска сцепления ЯМЗ-236 с кожухом в сборе

1 – подставка; 2 – направляющий штифт; 3 – болт крепления кожуха; 4 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 5 – оттяжной рычаг; 6 – регулировочная гайка; 7 – стопорная пластина; 8 – опорная пластина; 9 – нажимной диск

Читайте также:  Кронштейн крепления педали сцепления приора

Регулировка сцепления ЯМЗ-236

В эксплуатации сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 периодически проводить регулировку свободного хода муфты выключения сцепления.

Свободный ход муфты выключения сцепления ЯМЗ-236 регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления.

Свободный ход муфты выключения сцепления ЯМЗ-236, определяемый зазором между упорным кольцом и подшипником муфты (3,2-4,0 мм) регулировать в соответствии с указаниями по эксплуатации автомобиля Урал.

Снятие сцепления ЯМЗ-236

Снятие сцепления ЯМЗ-236 с двигателя, укомплектованного коробкой передач, производиться с предварительным снятием коробки передач.

Снятие коробки передач и сцепления с двигателя, установленного на транспортное средство, производится в следующем порядке:

Провести работы по подготовке коробки передач для снятия:

– отсоединить поддерживающую опору силового агрегата, установленную на коробке передач;

– отсоединить карданный вал от фланца вторичного вала;

– отсоединить привода сцепления и коробки передач и другое, препятствующее перемещению коробки передач от двигателя на ≈ 300 мм и опусканию или подъему коробки передач.

Установить на верхнюю крышку коробки передач специальный рым (см. рисунок 11) вместо опоры рычага переключения или механизма дистанционного управления коробки передач.

Отвернуть гайку крепления шланга смазки к стенке картера сцепления ЯМЗ-236 и протолкнуть шланг вместе с масленкой в полость картера сцепления, при этом оттяжная пружина и скоба пружины также будут отсоединены от стенки картера и могут упасть в полость картера, на что необходимо обратить внимание.

Отвернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика, оставив 2 — 3 болта не отвернутыми.

После зачаливания коробки передач автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 грузоподъемным устройством (кран, лебедка и т.п.) или подвода передвижного подъемника под коробку передач, отворачивают оставшиеся 2-3 болта крепления картера сцепления ЯМЗ-236 и перемещают коробку передач от двигателя до выхода первичного вала из ведомого диска, при этом вилка выключения сцепления, перемещаясь вместе с коробкой передач разворачивается вместе с валом в сторону двигателя и выходит из зацепления с муфтой.

После снятия коробки передач с картером сцепления муфта выключения остается на упорном кольце.

Снять оттяжную пружину и ее скобу (если они не разъединились сами).

Снять муфту выключения сцепления ЯМЗ-236 с упорного кольца в следующей последовательности:

– используя полукруглый паз на краю корпуса муфты выключения, обращенном к диафрагменной пружине, нащупать пальцем ус предохранительного кольца и, утопив его (шпилькой, болтом и т.п.), через центральное отверстие муфты, отверткой деформируя кольцо вывести ус из отверстия втулки, что обеспечит возможность разворота замкового кольца на втулке;

– снова используя полукруглый паз муфты повернуть замковое кольцо относительно втулки таким образом, чтобы выступы кольца совпали с лысками на втулке;

– протолкнуть муфту в сторону маховика до упора, обеспечивая минимальные перекосы относительно оси коленчатого вала, при этом пружинное кольцо выйдет из фасонной канавки упорного кольца и войдет в прямоугольную;

– снять муфту, для чего переместить ее в обратном направлении (от маховика), при этом пружинное кольцо останется в прямоугольной канавке упорного кольца, извлечь кольцо из прямоугольной канавки с помощью отвертки и установить его на втулку муфты.

Снять с маховика корзину сцепления ЯМЗ-236 и диск ведомый в следующем порядке:

– для обеспечения безопасности вставить шлицевую или гладкую оправку в шлицевое отверстие ведомого диска и внутреннее кольцо подшипника в коленчатом вале. Необходимый тип оправки используется в зависимости от модели сцепления.

– вывернуть два диаметрально расположенных болта крепления кожуха и завернуть монтажные шпильки;

– постепенно в несколько приемов отвернуть оставшиеся 10-ть болтов крепления кожуха, не допуская значительных перекосов диафрагменной пружины (для предотвращения перекосов пружины и предупреждения срыва начальных витков резьбы в маховике рекомендуется перед отворачиванием болтов крепления кожуха под головки 4-х болтов крепления нажимного диска сцепления ЯМЗ-236 к кожуху установить монтажные шайбы;

Читайте также:  Диск сцепления уаз патриот iveco

– снять корзину сцепления ЯМЗ-236 и диск ведомый с оправкой.

Источник

Ямз 236 не работает сцепление

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ЯМЗ-236К, ЯМЗ-238 И КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Отсутствует свободный ход муфты сцепления и сцепление частично выключено

Износ фрикционных накладок ведомых дисков

Фрикционные накладки ведомого диска пропитаны маслом

Отрегулировать свободный ход педали выключения сцепления

Заменить ведомых диски в сборе и отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления

Удалить смазку растворителем или заменить ведомые диски в сборе и отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления

Неполное выключение сцепления (ведение)

Механизм выключения сцепления не обеспечивает полного хода муфты выключения

Коробление нажимного диска

Заедание среднего диска в пазах маховика

Проверить регулировку и установку педали и гидро- или пневмоусилителей механизма выключения

Заменить нажимной диск в сборе с кожухом

Обеспечить свободное перемещение среднего диска

Повышенный нагрев коробки передач при работе

Неисправный масляный насос Отремонтировать насос или заменить исправным

Повышенный шум при работе коробки передач

Перекос оси первичного и вторичного вала из-за ослабления затяжки болтов крепления картера сцепления к картеру маховика и болтов крепления задней опоры коробки передач Проверить затяжку и при необходимости подтянуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика и болты крепления задней опоры коробки передач

Невключение или тугое включение второй, третьей, четвертой и пятой передач

Износ конусных колец синхронизаторов

Поломка обоймы синхронизатора

Заменить неисправный синхронизатор

Заменить неисправный синхронизатор

Невключение или включение со скрежетом первой передачи

Неполное выключение сцепления (ведение)*

Неполное зацепление зубьев шестерен (на автомобилях МАЗ)

Отрегулировать свободный ход педали выключения сцепления

Отрегулировать механизм управления переключением передач таким образом, чтобы тяги механизма обеспечивали полное включение передач в коробке

Износ или скол зубьев зубчатых муфт кареток синхронизаторов и шестерен Заменить неисправные детали

* «Пробуксовка» сцепления выявляется, как правило, при максимальных загрузках двигателя, когда скорость автомобиля не повышается в соответствии с повышением числа оборотов двигателя. Причиной пробуксовки включенного сцепления могут быть: отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления (сцепление частично выключено, независимо от водителя), фрикционные накладки ведомых дисков имеют предельный износ, на поверхность трения сцепления попало масло, недостаточное усилие нажимных пружин, ненормальная работа привода выключения сцепления транспортного средства.

** «Ведение» оцепления проявляется в моменты переключения передач, когда затруднено выключение или включение передач, особенно включение несинхронизированных передач. В этих случаях при полностью выжатой педали выключения сцепления на первичный вал коробки передач частично передается крутящий момент двигателя. Причинами «ведения» сцепления могут быть: недостаточный рабочий ход муфты выключения сцепления (свободный ход при этом увеличен), коробление дисков, ненормальная работа механизма регулировки отхода среднего ведущего механизма.

*** Прежде чем искать причину неисправности, убедиться в наличии достаточного количества масла в картере.

Источник

Неисправности сцепления силовых агрегатов ЯМЗ


Ведение сцеплени, причины неисправности и способы её устранения

После начала массового производства силовых агрегатов ЯМЗ с однодисковым сцеплением и коробками передач типа ЯМЗ -236, 238 часто отмечались случаи ведения сцепления.

Основной причиной ведения сцепления являлось заедание ведомого диска на шлицах вала первичного (заедание – диск ведомый не отходит от маховика и не перемещается по шлицам первичного вала ) из — сочетания большого числа неблагоприятных факторов. Одним из неблагоприятных факторов являлось « трогание » автотранспортного средства в тяжелых дорожных условиях на 2 -передаче , что приводило к повышенным нагрузкам на шлицевое соединение — ступица диска ведомого – вал первичный коробки передач.

Указанное ведение не устранялось классическим способом – увеличением отхода нажимного диска за счет увеличения рабочего хода муфты выключения сцепления методом регулировки привода.

В 2006 г началось производство сцеплений и коробок передач с измененным шлицевым соединением ступицы ведомого диска и первичного вала коробок передач (увеличен размер с Ø42 мм до Ø50, 7 мм) с введением мероприятий по повышению точности шлицевого соединения.

После введения изменений, число случаев ведения сцепления при эксплуатации автотранспортных средств резко сократилось, однако случаи ведения сцепления в настоящее время в эксплуатации еще встречаются.

Причина указанного недостатка – заедание диска ведомого, по поверхностям наружного диаметра шлиц первичного вала и ступицы из — наличия продуктов фриттинг — (ржавчины) при недостаточной смазке боковых поверхностей шлиц первичного вала и ступицы. Ржавчина, образующая в местах контакта боковых поверхностей шлицевого соединения под действием центробежных сил, перемещается в зазор ( см. рис. Б ) между валом и ступицей, уплотняется, создает препятствие для свободного перемещения ведомого диска в процессе выключения сцепления (отвода нажимного диска).

Некоторые потребители ошибочно считают, что причиной ведения сцепления является неисправность нажимного диска с кожухом (« корзины »), при этом объективной оценки этой сборочной единицы не проводят .

Определение качества нажимного диска с кожухом

Показателями объективной оценки качества нажимного диска с кожухом является отход нажимного диска при ходе муфты выключения 11. 13 мм нажимного диска. Величину отхода нажимного диска сцепления можно замерить косвенно без снятия сцепления с двигателя, установленного на автомобиль, путем замера перемещения 4 х болтов крепления нажимного диска при отходе диска.

Замер отхода нажимного диска производится следующим образом:

  • Запустить двигатель , довести давление воздуха в системе до рабочего состояния
  • Остановить двигатель
  • Снять крышки люков картера сцепления и картера маховика для проворота коленчатого вала
  • Провернуть коленчатый вал с маховиком в положение , обеспечивающее доступ к одному из 4 х болтов ( поз. 17 рис.)
  • Оценить равномерность отхода нажимного диска сцепления методом замера величины выступания торцов головок болтов 17 (см. рисунок) при включенном и выключенном сцеплении от поверхности кожуха. Разницу между замерами А 1 и А 2 ( см . рис.) следует принять за величину отхода нажимного диска , операцию по замерам повторить 4 раза для каждого из 4- болтов. Поворот коленчатого вала с маховиком и сцеплением производить с помощью гаечного ключа с S= 36 поворотом за головку болта крепления шкива коленчатого вала со стороны передней части двигателя или с помощью воротка ∅ 10 мм длиной 250… 300 мм за маховик через люк картера маховика. Если по результатам замеров отход нажимного диска менее 2, 3 мм , или же в одной точке отход имеет значение на 1. 1, 5 мм меньше , чем в других точках , то сцепление подлежит демонтажу с двигателя для выяснения причин несоответствия.

Если указанных отклонений не выявляется, то нажимной диск с кожухом следует считать пригодным для дальнейшей эксплуатации.

Устранение неисправности

Для устранения заедания ведомого диска необходимо удалить с поверхностей шлиц ступицы диска ведомого напрессованные продукты коррозии и износа с поверхностей шлица вала первичного удалить грязь. После удаления продуктов коррозии с поверхностей шлиц ступицы и вала первичного нанести тонкий слой смазки ШРУС -4 М ТУ 38. 401- 58- 128- 95. на боковые поверхности каждого шлица первичного вала .

Сцепление и коробку передач устанавливать на двигатель в соответствии с рекомендациями руководств по эксплуатации силовых агрегатов ЯМЗ и справочного пособия по ТО и ремонту однодисковых сцеплений 14. 0100.- 00.

Рисунок. Сцепление включено.
1 – диск ведомой, 2 – вал первичный КП, 3 – диск нажимной, 4 – болт крепления нажимного диска.

Источник

Adblock
detector