Меню

Биение токосъемных колец генератора допустимое

Монтаж силового и вспомогательного электрооборудования — Проверка коллекторов и контактных колец, установка щеток

Содержание материала

1-13. Проверка коллекторов и контактных колец, установка щеток, измерение сопротивления изоляции
Перед центрированием траверс щеткодержателей и обойм коллектор (контактные кольца) осматривают, проверяют на отсутствие вмятин, царапин, выступающих пластин или коллекторных изолирующих прокладок. При наличии выступающей слюды коллектор продороживают специальным приспособлением, режущая часть которого выполнена из ножовочного полотна или фрезы, на глубину 1—2 мм, а на коллекторных пластинах выполняют фаски под углом 45°. При неровностях поверхности коллектора, измеренных индикатором и превышающих 0,5 мм, коллектор протачивают при частоте вращения якоря 200—300 об/мин.

Для проточки применяют переносное приспособление — суппорт от токарного станка, обеспечивающий подачу 0,05—0,1 мм.
При неровностях на коллекторе (контактных кольцах) 0,2— 0,5 мм коллектор шлифуют, а при неровностях до 0,2 мм — полируют.
Пришлифовка выполняется на малых оборотах машины. Допустимые величины биения коллекторов указаны в табл. 1-20.
Таблица 1-20
Допустимые величины биения коллекторов

Допустимое увеличение биения, мм, в горячем состоянии По сравнению с холодным

Установка и регулирование щеточных аппаратов (кроме машин с бесщеточным возбуждением). Траверсы щеточного механизма машин постоянного тока устанавливают по заводской метке, фиксирующей положение щеток на нейтрали. Ось щеткодержателей проверяется линейкой, она должна располагаться параллельно оси коллектора.
Зазор между щеткодержателями и поверхностью коллектора или контактных колец должен быть 2—3 мм, а давление пружин на щетки, измеренное пружинным динамометром, — 12—13 Н (1,2—1,3 кгс) на щетку. Допустимое отклонение давления ±5%.
Установленные в обоймы щеткодержателей щетки должны свободно перемещаться. Зазор между щеткой и обоймой в направлена вращения вала должен быть от 0,1 до 0,4 мм, а в направлении оси вала 0,2—0,5 мм.
Для предупреждения износа поверхности коллектора щетки различных полярностей устанавливают попарно так, чтобы они работали на одних и тех же участках коллектора (рис. 1-16).
Расстояние между щетками измеряют при помощи бумажной ленты. Допускаемые отклонения в точности расстановки щеток для машин мощностью свыше 200 кВт—не более 0,5%, для машин меньшей мощности — не более 2%.
Одновременное применение щеток разных марок недопустимо. При замене щеток, поставленных заводом-изготовителем, следует руководствоваться табл. 1-21.

Выбор электрощеток для синхронных генераторов и агрегатов возбуждения (ГОСТ 2332-75)

Рекомендуемые марки щеток

средняя окружная скорость

повышенная окружная скорость

высокая окружная скорость

Машины постоянного тока, возбудители к синхронным генераторам


Рис. 1-16. Расстановка электрощеток на коллекторе.
а — шахматная; б — шахматно-ступенчатая.
Для охлаждения щеток и контактных колец, расположенных вне водородной среды, предусматривается вентилятор. На корпусе щеточной траверсы установлены две изолированные (от траверсы) щетки, которые используются для измерения сопротивления изоляции обмотки ротора и введения защиты цепей возбуждения от замыкания на землю.

Измерения сопротивления изоляции относительно заземленных частей выполняют в Следующем объеме и последовательности:
обмотки статора до установки концевых выводов;
то же при отсоединенных водоподводах;
обмотки ротора;
подшипника со стороны возбудителя;
траверсы относительно корпуса и токоведущих частей одна относительно другой;
термометров сопротивления;
щитов вентилятора относительно внутреннего щита.
Полученные результаты проверяют на соответствие «Объему и нормам приемо-сдаточных испытаний».

1-14. Общие сведения о маслах и консистентных смазках

Электростанции с установленными на них турбогенераторами — потребители широкого ассортимента масел и консистентных смазок, вырабатываемых отечественной нефтехимической промышленностью.
Применяемые масла на электростанциях условно делят на две группы:
а) энергетические масла, используемые в турбоагрегатах (турбины, генератор и электрические аппараты);
б) масла для вспомогательного энергетического оборудования.
К энергетическим маслам относят турбинные и трансформаторные масла, а также огнестойкое синтетическое масло. Для вспомогательного энергетического оборудования применяются индустриальные, трансмиссионные и другие масла, а также некоторые марки консистентных смазок.
Свойства и качество масел, используемых для турбогенераторов, должны соответствовать следующим требованиям:
турбинное 22 — ГОСТ 32-74;
турбинное 22тп — ГОСТ 9972-74;
турбинное ТСп-22 из сернистых нефтей — МРТУ 12Н.
Важнейшими качественными показателями турбинных масел является высокая устойчивость против окисления кислородом при повышенных температурах, высокая эмульсионная способность, низкие начальные кислотность и зольность.
Свойства трансформаторных масел должны удовлетворять разд. 23 «Нормы испытания электрооборудования» ВПО Союзтехэнерго.
Физические свойства огнестойкого синтетического масла по МРТУ 6-68-140-69 приведены ниже:
Плотность при 20° С, кН/м3 11,3—11,5
Вязкость при 50° С, м2/с (сст), не менее . 2Ы0—6 (21)
Вязкость при 98,9°С, м2/с (сст) 5,2-10—6 (5,2)
Температура застывания, °С —15
Температура самовоспламенения, °С +730
Масло неагрессивно к черным и цветным металлам, практически не токсично.

Источник

Контроль состояния коллектора и контактных колец

Коллектор является одним из наиболее сложных узлов электрических машин как по числу деталей, так и по технологии его изготовления. Во время работы на коллектор действуют центробежные силы, вибрация, нагрев. В процессе работы геометрия и состояние коллектора должны соответствовать требованиям обеспечения надежного контакта со щетками.

Контактные кольца электрических машин (асинхронных электродвигателей с фазным ротором, синхронных генераторов и др.) работают по сравнению с коллектором в менее напряженных условиях, но и к ним предъявляются высокие требования. Следует отметить, что износ коллектора и контактных колец в значительной степени зависит от работы щеточного механизма. При техническом обслуживании состояние коллекторов и контактных колец обычно определяется осмотром и только в необходимых случаях проводят измерения (например, при потемнении поверхности коллекторных пластин в местах припайки выводов обмотки измеряют падение напряжения в месте пайки).

Читайте также:  Шевроле круз устройство генератора

Большой информативностью обладает политура, покрывающая поверхность коллекторных пластин. Политура нормально работающего коллектора имеет одинаковый цвет по всему коллектору. Пробой слоя политуры в виде светлых пятен с точками-углублениями свидетельствует о перегрузке коллектора током. Если на поверхности коллектора наблюдаются чередующиеся светлые и темные полосы, то можно утверждать о неравномерности распределения токовой нагрузки между параллельно включенными щетками, т. е. о неисправности щеточного узла. Потемнение петушков коллекторных пластин свидетельствует о нарушении пайки между коллекторными пластинами и выводами обмотки якоря.

Обычно при диагностировании коллекторов и контактных колец контролируют диаметр и биение поверхности коллектора и контактных колец, профиль коллектора и состояние контактов в соединении коллекторных пластин с обмоткой.

Измерение диаметра коллектора и контактных колец проводят, чтобы определить, не превысил ли износ коллекторных пластин допустимой величины. Минимальное значение диаметра коллектора определяют исходя из допустимой высоты коллекторных пластин. Высота коллекторных пластин не должна быть меньше, чем это указано в таблице ниже.

Высота коллекторных пластин электрических машин

Высота коллекторных пластин, мм
номинальная допустимая
16—19 11 — 12
20—29 13—19
30—39 20—27
40—49 28—35
50—80 36—60

Диаметр контактных колец асинхронных электродвигателей с фазным ротором не должен быть меньше допустимого значения, приведенного в таблице ниже.

Номинальные и допустимые значения диаметра контактных колец электродвигателей с фазным ротором

Тип электродвигателя Диаметр контактных колец, мм
номинальный допустимый
АК-51-4, АК-51-6, АК-51-8
АК-52-4, АК-52-6, АК-52-8
АОК2-41-4, АК-41-6
АОК2-42-4, АОК2-42-6
АОК2-51-4, АОК2-51-6, АОК2-51-8
АОК2-52-4, АОК2-52-6, АОК2-52-8
73,5-05 68
АК-61-4, АК-61-6, АК-61-8
АК-62-4, АК-62-6, АК-62-8
АОК2-61-4, АОК2-61-6, АОК2-61-8
АОК2-62-4, АОК2-62-6, АОК2-62-8
80 +0,4 75
АОК2-71-4, АОК2-71-6, АОК2-71-8
АОК2-72-4, АОК2-72-6, АОК2-72-8
АОК2-81-4, АОК2-81-6, АОК2-81-8
АОК2-82-4, АОК2-82-6, АОК2-82-8
84-05 74
АК-71-4, АК-71-6, АК-71-8
АК-72-4, АК-72-6, АК-72-8
120 +0,4 110,8
АК-81-4, АК-81-6, АК-81-8
АК-82-4, АК-82-6, АК-82-8
122 +0,4 112,8

Контроль биения поверхности коллекторов и контактных колец

Контроль биения поверхности коллекторов и контактных колец можно проводить как при собранной электрической машине, так и после ее разборки. Биение обычно измеряют индикатором часового типа, закрепленным на штативе. При определении биения коллектора или контактных колец у собранной электрической машины якорь или ротор медленно поворачивают вручную и следят за показаниями индикатора. Если электрическая машина разобрана, то для измерения биения коллектора или колец якорь или ротор устанавливают в центрах и также поворачивают вокруг оси. При измерениях ножка индикатора должна быть перпендикулярной к поверхности коллектора или кольца. Значение биения определяют по разности между наибольшим и наименьшим показаниями индикатора. Как правило, биение коллектора не должно превышать 0,05—0,06 мм, а биение контактных колец — 0,3 мм. В литературе приведена формула для определения допустимого значения биения коллектора в зависимости от его диаметра и номинальной частоты вращения:

где D — диаметр коллектора, мм; nн — номинальная частота вращения, мин -1 .

Биение коллекторов и контактных колец устраняют протачиванием их поверхности на токарных станках.

Контроль профиля

Контроль профиля является важным элементом в процессе диагностирования коллектора. Необходимость такого контроля обусловлена тем, что при эксплуатации встречаются случаи ослабления крепления коллекторных пластин, вследствие чего некоторые коллекторные пластины выступают над поверхностью и нарушают нормальное контактирование между щетками и коллектором. Это приводит к вибрации щеток во время работы и, как следствие, к их ускоренному изнашиванию.

Перед контролем профиля коллектор тщательно осматривают, обращая внимание на глубину залегания миканитовых прокладок между коллекторными пластинами. Вследствие быстрого износа медных пластин коллектора по сравнению с миканитовыми прокладками, между пластинами часто наблюдается выступание прокладок над поверхностью коллектора. При этом возникает вибрация щеток, увеличивается трение и нарушается контакт между щетками и пластинами коллектора. В случае выступания прокладок их продораживают, добиваясь глубины залегания относительно поверхности коллекторных пластин 0,5—0,7 мм.

Наиболее простым способом контроля профиля коллектора, широко применяемым практиками, является нагрев его поверхности. При контроле колодку, изготовленную из твердых пород дерева (бук, дуб и др.), с помощью рычага прижимают на несколько секунд к поверхности коллектора, который быстро вращается. После появления слабого дыма колодку отводят от коллектора, останавливают электрическую машину и осматривают поверхность коллекторных пластин. Выступающие над поверхностью коллектора пластины имеют более темный цвет по сравнению с другими пластинами в связи с более сильным нагревом, поскольку нажатие на них деревянной колодки было большим.

Важное значение при диагностировании электрических машин имеет контроль контактов в местах соединения коллекторных пластин с обмоткой якоря. При нарушениях пайки на гребешках коллекторных пластин наблюдаются следы потемнения. Нарушение пайки или обрывы обычно определяют измерением падений напряжения в местах соединения коллекторных пластин с обмоткой якоря (рис. 33). При ухудшении контакта показания милливольтметра будут максимальными.


Рис. 33. Схема для проверки пайки пластин коллектора к проводам обмотки электрических машин

Соединение проводов обмотки с коллекторными пластинами считается удовлетворительным, если отклонения показаний милливольтметра составляют не более ±10% среднего значения.

Источник

В ДИАГНОСТИКЕ — www.vdiagnostike.ru

Форум по вибрации, вибродиагностике, виброналадке, центровке, балансировке, теплодиагностике и методах НК промышленнного оборудования.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]

Вибрация контактных колец генератора

Страница 1 из 2 [ Сообщений: 36 ] На страницу 1 , 2 След.
Для печати Предыдущая тема | Следующая тема

Автор Сообщение
vovich

Зарегистрирован: 10 окт 2011, 10:49
Сообщений: 30

Здравствуйте уважаемые спецы!
Проблема такая: повышенная вибрация на контактных кольцах щеточного аппарата генератора паровой турбины Т3ФГ — 160-2МУЗ, уже подбирается к 500 мкм. Причем максимальный уровень фиксируется только на внутренних кольцах. На внешнем кольце порядка 30 и 50 мкм соответственно вертикальная и горизонтальная. В основном по спектру первая гармоника, но на некоторых щетках кроме 1й есть и 2я и 3я, причем уровень сигнала и состав спектра нестабилен даже в течении одного замера, фаза так-же плавает 30 – 120гр.
Предполагаем ослабление внутреннего кольца в процессе эксплуатации агрегата (были аварийные остановы по причине сетей).
Подскажите кто в курсе, как еще можно определить возможные причины и грядущие последствия работы в таком режиме (как поведут себя прослабленные кольца при дальнейшей эксплуатации). Либо поделитесь личным опытом по теме. Спасибо.

Верт. 380 – 550/310 ф302 420/380 ф276 340/220 ф290. 33/10 ф086
Гор. 410 /340 ф004 480/386 ф341 240/220 ф0 . 53/230 ф026

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 578

Что есть «внутренние» и «наружные» кольца?

Скорее всего неравномерно износились контактные кольца (бой, не круглость) и требуется их шлифовка или проточка во время останова (предварительно проверив бой и геометрию колец). «Плюсовые» и «минусовые» кольца могут изнашиваться по разному, тем более если ещё и щётки не той марки использовались.

РД 153-34.0-45,510-98 — тебе в помощь
Обрати внимание на п.п. 1.6, 1.8 и 1.9.

Вложения:
РД 153-34.0-45.510-98 (с изм. 1 2001).rar [1.47 MIB]
Скачиваний: 1314
Вернуться наверх

Зарегистрирован: 10 окт 2011, 10:49
Сообщений: 30

«Вячеслав»
Спасибо за ссылку!
«внутренние» и «наружные» кольца — это расположение колец на роторе относительно бочки ротора, ближе к торцу ротора внутренние и соотв-но дальше от бочки наружние.
Щетки стоят соответствующие инструкции, униполярные, износ колец контролировался во время остановов и был равномерно-незначительным (генератор всего 5 лет в работе), поэтому перемена полярности не требовалась.
после выявления повышения вибрации колец делалась подшлифовка в процессе работы, явного эффекта не произошло.
Для проверки боя и геометрии колец ждем останова и мониторим вибрацию.
Еще Вопрос: кто какой максимум вибрации фиксировал на кольцах и как определиться с границей отключения агрегата.

по ПТЭ не совсем конкретно:
«5.1.36. .
Вибрация контактных колец турбогенераторов должна измеряться не реже 1 раза в 3 мес и быть не выше 300 мкм. При вибрации контактных колец свыше 300 мкм, сопровождающейся ухудшением работы щеточно-конта кт ного аппарата, турбогенератор при первой возможности должен быть выведен в ремонт. Вибрация колец после ремонта не должна превышать 200 мкм.»

У нас выше 300 и ухудшения работы нет.

Спасибо за любую информацию по теме!

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 578

Я больше 250мкм ни разу не наблюдал.

Кольца садят на горячую с таким натягом, что ослабление посадки до появления зазора маловероятно (хотя существует возможность заводского брака).

Вот как раз при униполярных щётках и меняют полярность не реже 1 раза в год, чтобы износ колец был более равномерный. «Минусовы» изнашиваются значительно сильнее «плюсовых» (если я не путаю, всё таки ни разу не электрик).

«Подшлифовка в процессе работы» это наждачкой или камнем с рук? Так снимают окисную плёнку с колец, примерно раз в неделю. Шлифуют кольца специальным приспособлением, по сути переносным шлифовальным станком, на небольших оборотах ротора. Возможно «подшлифовкой» и усугубили ситуацию.

Генератор в работе 5 лет. Значит в прошлом году его выводили в капремонт? Или в этом планируете? Если в этом году в ремонт и других проблем кроме вибрации колец нет, то наверно надо дорабатывать до ремонта, но усиленно контролируя ЩКА по всем параметрам.

Зарегистрирован: 10 окт 2011, 10:49
Сообщений: 30

Выводили в ремонт и все было нормально.
Подшлифовываем согласно п.
«2.2.4. При работе скользящего контакта с отсутствием искрения ремонтному персоналу рекомендуется не реже одного раза в две недели проводить на работающем генераторе подшлифовку КК шлифовальной шкуркой со стеклянными или электрокорундовыми зернами размером 40 мкм с целью нормализации политуры.»
Уже при останове будем промерять, выяснять и т.д.

Спасибо! Будем тянуть до планового останова.
(У меня информация что (+) изнашивается больше, так электрики уверяют..).

Зарегистрирован: 22 сен 2015, 14:35
Сообщений: 11

Зарегистрирован: 10 окт 2011, 10:49
Сообщений: 30

Зарегистрирован: 27 янв 2016, 19:41
Сообщений: 2

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 578

Тут либо проблемы у электриков с притиркой щёток, усилием нажима и токами на щётках — см. РД 153-34.0-45,510-98 п.3.4.. Т.е. если хотя бы одна щётка изначально была придавлена сильнее чем нужно (ток на щётке значительно выше нормы), плюс высокая реактивка, всё это вызвало сильное искрение с ухудшением качества контактной поверхности кольца, а дальше цепная реакция остальных щёток приводящая к эрозии контактной поверхности.

Либо это кольцо дальнее от опоры генератора и из-за прогиба ротора (в том числе и по второй гармонике) имеет изначально большой размах вибрации или в заточку ЩКА установлен груз при балансировки ротора, который отгибает консоль. В таком случае щетки за оборот, за счёт инерции и трения в направляющих, меняют усилие нажатия и соответственно протекающий ток, что приводит к искрению и неравномерной эрозии. Косвенно это подтверждает относительно высокая вибрация кольца после проточки — 120мкм и высокая разница при замере с разных сторон. По моему, относительно небольшому, опыту с ЩКА, вибрация колец после проточки не превышает 100мкм.

Либо эти две причины сошлись в месте.

Зарегистрирован: 27 янв 2016, 19:41
Сообщений: 2

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 578

По большому счету, проблемы с вибрацией ЩКА дело чисто электриков, а не вибрационщиков, если она не вызвана механической вибрацией консоли или всего ротора генератора, т.к. связаны в основном с состоянием щёток и токосъёмных колец, а также с режимом.

Ослабление посадки колец очень маловероятно. Изолирующая втулка либо намотана на ротор и является одним целым с ним, либо посажена по прессовой посадке на горячую, а кольца на втулку садятся по горячепрессовой посадке с натягом более 0,5 мм. Если конечно в капремонт их не сдёргивали и чего нибудь не напортачили со втулками.
Вряд ли кто то занимался вопросом диагностики ослабления посадки контактных колец по вибрации. Чисто теоретически, вроде должна меняться фаза вибрации щётки.

Судя по типу генератора, машина старая и если контактные кольца за время эксплуатации не менялись или менялись очень давно, то имеет смысл проверить глубину «декомпрессионной» винтовой канавки на кольце. Если глубина канавки менее 3 мм (п. 3.2.13 РД), то может возникнуть «подскок» щёток за счёт аэродинамических сил типа «экранного эффекта», а также возможен их перегрев.

Имеет смысл также проверить зазоры в щёткодержателе п. 3.2.6., а также между ним и кольцом п. 3.2.8. Нарушение этих зазоров в сторону увеличения может приводить к повышенной вибрации щёток и их ускоренному износу.

Зарегистрирован: 13 май 2016, 14:05
Сообщений: 2

Зарегистрирован: 19 апр 2016, 09:26
Сообщений: 31

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 578

Некоторые фирмы раньше изготавивали металлические щупы с изолирующей вставкой, но их на всякий случай надо было обматывать изолентой или, как я делал, изолировать термоусадочной трубкой, чтобы случайно не коротнуть на траверсу. Сейчас в интернете нашёл только цельнометалические. После того как сломал штатный изолированный щуп выточил на токарном станке из эбонита.
Совет. Если будешь делать эбонитовый щуп, делай сразу 2-3 шт. Ломаются в самый неподходящий момент. Шпильку в тело щупа делай длиннее, чем штатная у магнита. Эбонит хрупковатый, хоть и резина.
Николай правильно акцентировал — датчик со щупом в щётку ЩКА упирает электрик. Твоя задача, стоя в стороне, нажимать кнопки на приборе и записывать показания в журнал. Желательно стоя на резиновом коврике.

Ну и для полноты картины: Выписка из РД 153-34.0-45.510-98

1.16. Значение вибрации КК в условиях эксплуатации не должно превышать 300 мкм. Измерение вибрации колец следует производить не реже одного раза в 3 мес. Вибрация КК после их механической обработки не должна превышать 200 мкм.
1.16.1. Измерение вибрации производить на каждом КК в двух крайних точках по его ширине в горизонтальной и вертикальной плоскостях через штатные щетки (всегда через одни и те же).
1.16.2. Измерение вибрации вала производить через электрощетку, используемую в схеме контроля изоляции цепей возбуждения и установленную возле ЩКА.
1.16.3. Усилие прижатия щупа должно обеспечивать безотрывное перемещение щупа за вибрирующей электрощеткой, продолжительность измерений — не более 10 — 15 с. При наличии на щетках резиновых амортизационных накладок такие щетки на время измерений должны быть заменены щетками с латунными накладками. Щуп вибродатчика должен быть выполнен из изоляционного материала.
1.16.4. Одновременно с измерением вибрации КК зафиксировать по штатному устройству непрерывного контроля вибрацию опорного подшипника генератора, ближайшего к ЩКА.
1.16.5. Вибрацию целесообразно измерять в одном и том же режиме работы генератора, близком к номинальному, и при одинаковых токах ротора.

Источник

Adblock
detector