Меню

Эффект сцепления в психологии

«Сцепление» критериев и ценностей за счет их переопределения (Метод НЛП)

  • Главная Домашняя страница
    • Тренинговый центр Renatus
    • Сергей Присяжный
  • ENLPA Эстонская ассоциация НЛП
    • Стандарты обучения НЛП
    • Стандарты сертификации НЛП
  • Курсы НЛП Где и как учиться
    • Стационарные курсы
    • Дистанционные курсы
    • Учебный план
    • Как стать участником курса
  • Клуб НЛП Практические занятия
  • Библиотека Много ресурсов по НЛП
    • Поиск
    • Электронная библиотека
    • Энциклопедия НЛП
    • Энциклопедия метафор
    • Сборник статей
      • Авторские статьи
      • Образование
      • НЛП
      • Коммуникация
      • Психология отношений
      • Проблемы воспитания
      • Стоит почитать.
      • Статьи по бизнесу
    • Сборник видео
  • Контакты Связаться с нами
    • Сергей Присяжный
  • Войти или зарегистрироваться
    • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
      • Зарегистрироваться
    • Служебный вход
      • Войти на сайт

        «Сцепление» критериев и ценностей за счет их переопределения (Метод НЛП)

        Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, в которых становятся очевидны различия между глубинными ценностями или критериями отдельных людей или групп. Крупная компания, например, может считать своей глубинной ценностью «расширение производства».

        Однако некоторые служащие этой компании могут руководствоваться критерием «безопасность». Если не уделить подобным различиям должного внимания, они способны привести к серьезным конфликтам и разногласиям.

        Одним из способов работы с ценностными конфликтами является применение паттерна переопределения, позволяющего включить «конфликтующие» критерии в одну цепочку. Например, «расширение производства» можно легко преобразовать в «совместную работу с разными людьми».

        Потребность в «безопасности» с помощью рефрейминга превращается в потребность «ощущать безопасность, будучи частью группы».

        Между «работой с разными людьми» и «ощущением себя частью группы» достаточно много общего. Таким образом, простейший рефрейминг позволяет закрыть брешь между двумя, казалось бы, несовместимыми критериями.

        В качестве другого примера возьмем компанию, в которой высоко ценится критерий «качество», однако один из служащих или целая команда внутри компании являются приверженцами «творческого подхода». Сначала эти ценности могут показаться взаимоисключающими.

        Однако «качество» можно преобразовать в «постоянное совершенствование», а «творческий подход» – в «поиск удачных альтернативных решений». И вновь простая замена фреймов позволяет увязать друг с другом два независимых критерия.

        «Сцепление» критериев является разновидностью «бокового смещения», позволяющего увязывать, казалось бы, взаимоисключающие критерии. Другим способом успешного решения конфликтов между вербально выраженными ценностями является «разделение» ценностных утверждений на более конкретные выражения, или критериальные соответствия.

        Метод сцепления критериев

        Метод сцепления критериев – это нахождение слова или словосочетания пересекающее по смыслу с исходным выражением, но позволяющее взглянуть на него в новом ракурсе.

        Построение цепочки, сцепленных критериев, позволяет логически связывать между собой первоначально несовместимые понятия, что является очень важным в процессе изменений.

        Метод прямого ведения

        Пример, сцепления двух понятий мягкости, как черты характера и чувства зависти

        Согласны вы с тем, что мягкость делает человека более уступчивым;

        Согласны вы с тем, что в результате уступчивости, мы можем не получить того, чего хотим?

        Согласны вы с тем, что, если, это будет повторяться часто, в нас могут накапливаться неудовлетворенные потребности;

        Согласны вы с тем, что, у других может не быть такой проблемы, и они будут получать от жизни то, что они хотят?

        Согласны вы с тем, что, сравнивая себя с ними, мы можем испытывать себя свою несостоятельность (комплекс неполноценности);

        Согласны вы с тем, что в данной ситуации в отношении этих людей у нас может появиться чувство зависти;

        Метод косвенного ведения

        Как показала психологическая практика , мягкость делает человека более уступчивым и, в результате этого, мы можем не получить того, чего хотим

        И , если, это будет повторяться слишком часто, в нас могут накапливаться неудовлетворенные потребности…

        В тоже время , у других может не быть такой проблемы, и они будут получать от жизни то, что они хотят…

        И когда , мы невольно начинаем сравнивать себя с ними, мы можем испытывать своеобразный «комплекс неполноценности»…

        Который способен вызвать у нас определенное чувство зависти в отношении этих людей…

        Таким образом , наша мягкость может при определенных условиях, породить в нас чувство зависти в отношении других людей и стать источником внутренних проблем…

        Мягкость – уступчивость – неудовлетворенные потребности – успешные другие – сравнение – комплекс неполноценности – чувство зависти;

        Источник

        Эффект сцепления в психологии

        Конечная цель разнообразных паттернов «Фокусов языка» заключается в том, чтобы с помощью языковых средств помочь людям пройти через все стадии цикла изменения убеждений. Однако сам цикл как прием не требует обязательного использования языка. Можно применять его, просто устанавливая пространственные якоря для каждого из внутренних состояний и «путешествуя» по ним в соответствующей последовательности. Тем не менее бывают случаи, когда несколько слов, сказанных в нужном месте в нужное время, могут существенно облегчить достижение требуемого состояния или перехода из одного состояния в другое (например, перехода от «желания поверить» к «готовности поверить»).

        В дополнение к физиологическим и эмоциональным реакциям, внутренним репрезентациям и субмодальностям язык способен оказывать сильнейшее влияние на наши внутренние состояния. Прием сцепления убеждений показывает, как с помощью простых паттернов «Фокусов языка» («намерение» и «переопределение») можно стимулировать и поддерживать конкретные внутренние состояния, а также усиливать ощущение «готовности поверить» и «готовности усомниться».

        В НЛП термин «сцепление» относится к одной из форм «установки якорей», объединяющей переживания в определенную последовательность — от исходного состояния к желаемому. Ключевым элементом создания эффективной «цепочки» является выбор переходных состояний, связывающих проблемное состояние с желаемым. Эти переходные состояния выполняют функцию «ступенек», по которым можно прийти к цели. Часто бывает так, что человеку сложно преодолеть брешь между текущим и необходимым состояниями. Скажем, некто «застрял» в состоянии фрустрации, но хотел бы иметь стимул для обучения чему-то новому. Однако не так-то просто переключиться с фрустрации на стимул, а попытка сделать это насильственным путем, скорее всего, приведет к стрессу или внутреннему конфликту. Сцепление позволяет ввести между «разочарованием» и -«наличием мотивации» две или три промежуточных ступени или состояния.

        Наиболее эффективными являются цепочки, которые с помощью подстройки постепенно ведут от проблемного состояния к желаемому (рис. 30). Вели проблемное состояние негативно, а желаемое — позитивное, для начала нам следует передвинуться в «отчасти негативное» состояние, например замешательство. Из «отчасти негативного» состояния уже можно сделать маленький, но важный шаг, придя в «отчасти позитивное» состояние (в нашем случае им может оказаться любопытство относительно дальнейшего развития событий). А отсюда уже относительно легко шагнуть из «отчасти позитивного» состояния в желаемое состояние наличия мотивации. Разумеется, в зависимости от величины физиологической и эмоциональной дистанции между текущим и желаемым состояниями вам может потребоваться большее или меньшее количество промежуточных ступеней.

        При построении цепочки следует учитывать, что наилучший эффект достигается тогда, когда у двух смежных состояний имеется какой-либо общий физиологический, когнитивный или эмоциональный признак (рис. 31). Например, есть что-то общее между фрустрацией и замешательством. Совпадают также отдельные элементы замешательства и любопытства — в частности, для обоих состояний характерно отсутствие уверенности в результате. Любопытство и наличие мотивации объединяет желание продвигаться в определенном направлении.

        Источник

        Психология. Эффект свидетеля

        Что такое эффект свидетеля? Радиобиология говорит о том, что это способность пораженных клеток оказывать негативное влияние на соседние здоровые клетки. Но речь пойдет не об этом.

        Представьте: оживленная улица, переполненное метро и неожиданно совершенно незнакомому человеку становится плохо, или происходит ужасная авария. Какова вероятность, что вы просто пройдете мимо? Большинство с уверенностью ответят, что бросятся на помощь пострадавшему. Однако психологи утверждают, что при большом скоплении людей мало кто решается первым прийти на помощь. Это и есть тот самый «эффект свидетеля».

        Описание

        Эффект свидетеля, эффект постороннего, синдром Дженовезе – все это названия одного и того же социального феномена, заключающегося в том, что, чем больше вокруг людей, тем ниже вероятность того, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации сторонние наблюдатели придут на помощь.

        Находясь в толпе, практический каждый человек не осмеливается взять на себя ответственность, думая, что пострадавшему обязательно поможет кто-то другой. В случаях же, когда вокруг никого нет, большинство действует намного решительней, понимая, что кроме них помощи прийти неоткуда.

        История Китти Дженовезе

        Считается, что именно благодаря этому случаю в психологии и появилось понятие «эффект свидетеля».

        13 марта 1964 года американка Кэтрин Сьюзан Дженовезе, более известная всем как Китти, как обычно, возвращалась с работы домой, когда рабочий по имени Уинстон Мосли нанес ей несколько ударов в спину. Как после он объяснил полиции, он просто «хотел прикончить какую-нибудь женщину».

        Дженовезе закричала, прося о помощи, но соседи решили, что это лишь вопли пьяной девушки или банальная ссора любовников. Но все же не выдержав, из окна выглянул мужчина и крикнул Мосли, чтобы тот оставил девушку в покое, чем, сам того не осознавая, и спугнул убийцу.

        Китти из последних сил смогла добраться до дома, но дверь была заперта изнутри, и девушка, будучи на тот момент уже серьезно раненой, упала без сил. А спустя 10 минут её нашел вернувшийся Мосли и забил до смерти. Многочисленные колотые раны на руках свидетельствуют о том, что Дженовезе все-таки находилась в сознании и до последнего пыталась спастись. Когда девушка перестала подавать признаки жизни, убийца изнасиловал ее и, украв из сумки 50 долларов, скрылся. Весь этот инцидент продлился примерно 30 минут.

        На следующее утро газеты пестрели заголовками «Тридцать восемь очевидцев жестокого убийства, и ни один не обратился в полицию». На самом деле журналисты преувеличивали, по данным полиции свидетелями убийства были всего 12 соседей. Большинство из них после ответили, что просто не хотели вмешиваться. Хотя короткий звонок в полицию мог спасти девушке жизнь, но каждый из 12 очевидцев посчитал, что это сделает кто-то другой.

        В 1968 году социальные психологи Джон Дарли и Бибб Латане, заинтересовавшись историей Китти, провели ряд экспериментов, благодаря которым понятие «эффект свидетеля» или «синдром Дженовезе» и укоренилось в психологии.

        Кевин Картер и фото голодающего ребенка

        Еще один яркий пример эффекта свидетеля, когда в марте 1993 года в Судане фотожурналист сделал печально известную фотографию, на которой изображена истощенная девочка и стервятник, терпеливо ожидающий её смерти.

        По словам Картера, он ждал 20 минут, надеясь, что стервятник расправит крылья. Все это время ребенок хныкал и задыхался. Так и не дождавшись, фотограф сделал снимок, как есть, прогнал стервятника и ушел.

        Общественность была крайне возмущена. На самом деле родители девочки лишь ненадолго отлучились к прибывшему самолету, чтобы помочь разгрузить гуманитарную помощь, но от этого снимок не перестали считать образцом вопиющей жестокости.

        За это фото Картер получил Пулитцеровскую премию, а через год не выдержал и покончил жизнь самоубийством.

        Причины

        Как и во многих других случаях, существует целый ряд факторов, оказывающих влияние на степень проявления такого социального феномена, как эффект свидетеля. Психология каждого человека уникальна, каждый находится в разном окружении и воспитывается по разным канонам. Поэтому приведенные ниже причины нельзя принимать за аксиому:

        • Неоднозначная ситуация: не всегда окружающие могут понять, нужна ли человеку помощь. Например, женские крики соседи могут принять за развлечения влюбленной пары.
        • Неизвестность: люди, находясь в незнакомой для них обстановке, с меньшей вероятностью придут на подмогу незнакомцу.
        • Необходимость затрат: больше половины населения откажется «спасать» другого, зная, что возможны денежные затраты с их стороны.
        • Диффузия ответственности: находясь в толпе, человек, не задумываясь, распределяет ответственность на всех. Так он уверяет себя, что в возникшей чрезвычайной ситуации кто-нибудь другой обязательно начнет действовать.
        • Сходство: люди более слоны помогать тем, кто на них похож: цветом кожи, национальностью, материальным положением, религией, и даже стилем в одежде и прическе.
        • Настроение: эмоциональное состояние также оказывает влияние на желание прийти на выручку другому. Если у человека по его субъективному мнению полно проблем, и он расстроен, то увидев того, кто нуждается в помощи, он, скорее всего, пройдет мимо, так же, как окружающие проходят мимо него самого.
        • Половая принадлежность: исследования показали, что женщины чаще, чем мужчины готовы подставить плечо незнакомцу. Также они легче сами принимают помощь от неизвестных им людей.

        Диффузия ответственности

        Именно этим психологическим феноменом чаще всего объясняют эффект свидетеля. Чем больше вокруг людей, тем менее вероятно, что человек предпримет какие-то действия, бессознательно распределяя ответственность на всех окружающих.

        Например, большой мегаполис, оживленная пешеходная улица. Неожиданно молодой человек падает и начинает биться в конвульсиях. Многие прохожие обращают на это внимание, но никто не предпринимает никаких действий. Почему? Потому что вокруг огромное количество людей, никто не ощущает давления, никто не считает себя обязанным брать на себя ответственность. Каждый думает: «Ему, наверное, уже вызвали скорую» или «Никто не помогает этому парню, значит, ничего страшного не произошло».

        Изучение диффузии ответственности

        В 1968 году социальные психологи Джон Дарли и Бибб Латане провели серию экспериментов с целью изучить социальное поведение и эффект свидетеля.

        Испытуемым предлагалось заполнить некоторые опросные листы, которые на самом деле не имели особого значения и были предназначены лишь для того, чтобы усыпить их бдительность. В определенный момент комната, где они находились, наполнялась дымом. При этом были смоделированы 3 разные ситуации: в первой испытуемый находился в комнате один, во второй – вместе с тремя незаинтересованными людьми со стороны, а в третьей к нему присоединялись 2 подставных человека.

        В ситуациях, когда испытуемый находился в комнате один, около 75 процентов сообщило экспериментаторам о дыме. В случае же, когда два подставных лица намеренно игнорировали наличие в комнате признака возгорания, только 10 процентов испытуемых сказали о дыме.

        Данное исследование было скорее вводным, чтобы понять, насколько все же человек зависим от ответственного мнения, и имеет ли смысл дальше изучать эффект свидетеля. Эксперимент, проведенный следом, подтвердил, что Дарли и Латане не ошиблись с гипотезами.

        Влияние толпы на принятие решения

        Исследователи предлагали испытуемым представить себя среди большого количества людей. А затем моделировали ситуацию, в которой у испытуемого появлялась возможность помочь кому-либо. Результаты подтвердили гипотезу: те, кто представлял себя частью толпы, гораздо реже решали помочь незнакомцу, по сравнению с теми испытуемыми, которые считали, что находятся в одиночестве.

        Именно после этих экспериментов эффект свидетеля и начал привлекать к себе столь пристальное внимание специалистов.

        5 шагов к оказанию помощи

        Дарли и Латане отметили, что заметив что-то нестандартное, человеку необходимо сделать пять шагов, прежде чем помочь кому-либо:

        1. Обнаружить проблему.
        2. Понять, действительно ли происходящее является чрезвычайной ситуацией.
        3. Наиболее важное и, как показали исследования, наиболее сложное действие. Человеку необходимо решить, готов ли он брать на себя ответственность за свои последующие действия.
        4. Определить, какие меры стоит принять в данной ситуации.
        5. Оказать помощь.

        Весь этот мыслительный процесс часто усложняет тот факт, что все решения необходимо принять за крайне ограниченный период времени. Также часто ситуация может быть достаточно опасной, стрессовой и предвещающей большие риски. Добавьте к этому тот факт, что ситуация может быть изначально понята неверно, и вот человек, который, казалось бы, в состоянии помочь, просто бездействует.

        Как не попасть в эту ловушку бездействия?

        Некоторые психологи полагают, что самого осознания того, что вы находитесь в ситуации, попадающей под определение «эффект свидетеля», достаточно, чтобы не подпасть под влияние толпы. Важно понимать, что вас сдерживает от действия, и сознательно предпринимать шаги по преодолению этих препятствий. Однако это не значит, что нужно действовать безрассудно. Особенно в ситуациях повышенной опасности.

        Что делать, если помощь нужна вам самим?

        Как побудить людей протянуть вам руку помощи?

        Самый действенный способ – адресовать свою просьбу конкретному человеку. Выберите из толпы одного человека, установите с ним зрительный контакт, попросите именно его. Человеку, к которому непосредственно обращаются с просьбой о помощи, гораздо сложнее пройти мимо. Все это связано с тем, что, обращаясь к одному конкретному человеку, вы в полном объеме переносите на него всю ответственность, и находясь под взглядами толпы, отказать кому-то не так-то просто.

        И в завершение

        Эффект свидетеля – это проблема, которая с каждым годом становится все сильнее. Сумасшедший ритм жизни, стрессы, популяризация социальных сетей – все это приводит к тому, что мы все сильнее уходим в себя, убеждаем себя, что, как в кино, обязательно появится тот самый герой, который всех спасет, и стараемся пробежать мимо «неудобной» ситуации. Существует еще множество историй, когда для того, чтобы кого-то спасти, обычному прохожему было достаточно лишь сделать один простой звонок.

        И в силах каждого человека проявить чуть больше участия. Не пробегать мимо, надеясь на более сознательного соседа, и не бойтесь проявить инициативу.

        Источник

Читайте также:  Пружина вилки сцепления лифан солано
Adblock
detector