Меню

Регулировка сцепления паз 4234 двс ямз

Регулировка сцепления паз 4234 двс ямз

Привод выключения сцепления автобуса ПАЗ-4234

(рис. 4-3) может быть гидропневматическим.

Пневмогидроусилитель (сокр. ПГУ) устанавливается в комплектации со сцеплением ZF SACHS (Германия). Применяются ПГУ производства КАМАЗ или Кнорр-Бремзе (Германия).

Рис. 4-3Привод сцепления автобуса ПАЗ-4234

1- ограничитель хода педали; 2- педаль; 3- пружина; 4-упор педали; 5- вилка главного цилиндра; 6, 13- контргайка; 7- главный цилиндр; 8- пружина прижимная; 9- вал вилки; 10- вилка толкателя ПГУ; 11-трубопровод к бачку; 12-рычаг вилки сцепления; 14- толкатель ПГУ; 15- ПГУ; 16-клапан перепускной; 17- штуцер пневмотрубки.

9- вал вилки; 10-рычаг вилки сцепления; 11- вилка толкателя ПГУ; 12- контргайка; 13- толкатель поршня ПГУ; 14- ПГУ; 15-трубопровод пневматический; 16- трубопровод гидравлический; 17- клапан перепускной. А- контрольный размер равный (186. 189) мм.

ПГУ предназначен для уменьшения усилия на педали сцепления при её нажатии. ПГУ эффективно работает при наличии в пневмосистеме автобуса давления воздуха — (0,6.0,8) МПа.

Полный ход педали сцепления ограничивается установкой ограничителя хода педали 1.

Внимание! Эксплуатация автобуса без ограничителя хода педали сцепления приведет к поломке сцепления.

Регулировка привода выключения сцепления с ПГУ должна обеспечить свободный ход педали — 3.. .10 мм. Свободный ход педали у сцепления с ПГУ-Кнорр-Бремзе регулируется изменением длины толкателя поршня главного цилиндра (см. ПАЗ-32053-07), у сцепления с ПГУ-КАМАЗ дополнительно регулируется свободный ход рычага вилки сцепления.

У сцепления с ПГУ-Кнорр-Бремзе регулировка свободного хода рычага вилки сцепления производится автоматически.

Регулировка свободного хода рычага вилки сцепления (только ПГУ-КАМАЗ):

1. Проверить свободный ход рычага вилки, покачивая рычаг в обе стороны до упора в крайние положения. Свободный ход рычага должен быть — (1+0,5) мм.

3. Снять прижимную пружину 8 рычага вилки сцепления.

4. Ослабить контргайку 13 штока ПГУ.

5. Изменить длину штока толкателя путём вращения вилки по резьбе штока.

6. Затянуть контргайку и установить прижимную пружину.

После выполнения полной регулировки привода сцепления (при этом обязательно должен быть установлен ограничитель хода педали сцепления) рабочий ход толкателя ПГУ должен быть (16,5-19,0) мм.

Проверку свободного хода рычага вилки у сцепления с ПГУ-КАМАЗ следует производить при каждом ТО-1. При каждом ТО-2 у сцепления с ПГУ-КАМАЗ нужно проверять характеристику прижимной пружины рычага вилки. Допустимое усилие от пружины при её растяжении до длины 130 мм должно быть не менее (75. 90) Н. При меньшем усилии прижимную пружину следует заменить.

При ремонте во время установки рычага вилки сцепления следует проверять совмещение рисок на торце вала вилки выключения сцепления и на корпусе рычага, что обеспечивает необходимое для правильной работы положение рычага.

При ремонте, во время установки ПГУ-Кнорр-Бремзе, следует обеспечить вращением вилки на штоке толкателя ПГУ расстояние от оси отверстия вилки до кольцевой проточки на толкателе поршня ПГУ равное

(186. 189) мм. После выполнения этой регулировки следует затянуть контргайку толкателя ПГУ. Рабочий ход толкателя ПГУ должен быть (16,5.19,0) мм.

В случае затрудненного перемещения муфты выжимного подшипника по крышке первичного вала коробки передач, а также один раз в год при сезонном обслуживании и при ремонте, связанном со снятием коробки передач необходимо очистить поверхность крышки от продуктов износа ведомого диска сцепления и заменить, или дополнить полость муфты выжимного подшипника смазкой Optimal Olista LongTime 3 EP.

Заполнение гидропривода сцепления рабочей жидкостью (удаление воздуха из жидкости) производится так же, как на автобусе ПАЗ-32053-07 с учетом того, что перепускной клапан расположен на корпусе ПГУ (рис.4-3) и ПГУ должен быть подсоединен к пневмосистеме сжатого воздуха с давлением (0,6.. .0,8) МПа.

Источник

Регулировка сцепления паз 4234 двс ямз

ПАЗ-4234-05. Заполнение пневмогидроусилителя сцепления рабочей жидкостью

Заполнение (прокачка) системы рабочей жидкостью

1. Подсоединить ПГУ к пневмосистеме сжатого воздуха с давлением (0,6.0,8) МПа.

2. Отвернуть крышку заливного бачка и залить бачок тормозной жидкостью до двух третьих его высоты.

3. На ПГУ сцепления снять колпачок с перепускного клапана и надеть на него резиновый шланг. Погрузить свободный конец шланга в жидкость, налитую в прозрачный сосуд ёмкостью не менее 0,5 л, заполненный на 1/3.

Читайте также:  Пропало сцепление шкода йети

4. Резко (3.4) раза нажать на педаль сцепления и, удерживая педаль в нажатом положении, отвернуть перепускной клапан на (1/2.3/4) оборота, выпустив жидкость с пузырьками воздуха в сливную ёмкость.

5. После прекращения выхода жидкости, продолжая удерживать педаль сцепления нажатой, необходимо завернуть перепускной клапан. После чего отпустить педаль.

6. Повторять операции 4 и 5 до тех пор пока не прекратится выделение жидкости с пузырьками воздуха из шланга. Во время прокачки необходимо доливать рабочую жидкость в бачок главного тормозного цилиндра, не допуская » сухого дна» в бачке.

7. По завершении прокачки необходимо при нажатой педали сцепления завернуть перепускной клапан, затем снять с его головки шланг и надеть защитный колпачок. Отпустить педаль.

8. Долить жидкость в бачок до уровня (15.20) мм ниже верхнего края бачка. Закрыть бачок крышкой с отражателем.

9. Проверить максимальный ход штока ПГУ, который должен быть для ПГУ Кнорр-Бремзе не менее 14 мм. Также рекомендуется проверить давление, создаваемое в гидравлическом цилиндре ПГУ или произвести замер объёма вытесненной жидкости при однократном нажатии на педаль сцепления, отвернув клапан прокачки, который должен быть для ПГУ Кнорр-Бремзе (7.8) см3. При подаче давления воздуха не менее 7 кгс/см2 на вход усилителя, давление жидкости должно быть не менее 4 кгс/см2.

Если указанным выше способом не удалось выполнить прокачку гидропривода сцепления, то дополнительно нужно выполнить следующее:

1.Отсоединить гибкий шланг от бачка и слить из него остатки тормозной жидкости. Снять с бачка крышку.

2. Свободный конец шланга опустить в прозрачную ёмкость с тормозной жидкостью (около 100 мл) так, чтобы шланг находился ниже уровня жидкости.

3. Снять с ПГУ колпачок и вывернуть перепускной клапан. На резьбовую часть клапана надеть кольцо 5 (см. рис.) диаметром 6 мм и длиной (3. 4) мм, изготовленное из резинового шланга. Это кольцо будет служить герметизирующей прокладкой. Затем ввернуть перепускной клапан в ПГУ таким образом, чтобы уплотняющее кольцо немного сжалось, но перепускной клапан должен оставаться в открытом положении, т.е. недовернутым на (1,5.2,0) оборота.

4. На головку перепускного клапана надеть резиновый шланг 1, закрепив его проволочным хомутом 6.

5. К шлангу 1 подсоединить через разобщительный кран 2 ручной гидронасос 3 с заправочной ёмкостью 4.

6. Залить в заправочную ёмкость гидронасоса 1,5л тормозной жидкости и открыть разобщительный кран 2.

Вращать рукоятку привода гидронасоса до тех пор, пока из шланга, опущенного в ёмкость, не перестанут

выходить пузырьки воздуха или эмульсия.

7. Закрыть разобщительный кран и присоединить шланг к бачку.

8. Открыть разобщительный кран 2 и, вращая рукоятку гидронасоса 3, довести уровень жидкости до нормального уровня. Сразу после этого перекрыть разобщительный кран 2 и, не снимая уплотняющего резинового кольца 5, завернуть перепускной клапан до упора. Затем отсоединить от клапана шланг 1 и снять кольцо 5.

9. Если после этого воздух продолжает оставаться в гидроприводе, то следует дополнительно прокачать гидропривод, как указано выше.

Примечание. Вместо гидронасоса возможно применение другого приспособления, обеспечивающего герметичную перекачку жидкости по гидропроводу.

Внимание! При замене ПГУ на новый или при установке ПГУ после ремонта, прокачка с помощью педали привода сцепления может не дать положительного результата, так как при этом может не произойти заполнение пространства перед управляющим поршнем.

В этом случае прокачку следует производить с помощью насоса, как описано выше, либо давлением воздуха (5. 6) кгс/см2 через специальный адаптер в бачок главного цилиндра до появления жидкости без пузырьков воздуха из клапана прокачки.

В системе гидравлического привода сцепления следует использовать тормозную жидкость РОСДОТ — 4.

Нельзя доливать в бачок жидкость, выпущенную при прокачке из системы, так как в ней содержится воздух. Эту жидкость можно использовать только после фильтрации и отстаивания в течение суток.

Замена рабочей жидкости производится в такой же последовательности, в какой проводится заполнение и прокачка привода сцепления.

В случае затрудненного перемещения муфты выжимного подшипника по крышке первичного вала коробки передач, а также один раз в год при сезонном обслуживании и при ремонте, связанном со снятием коробки передач необходимо очистить поверхность крышки от продуктов износа ведомого диска сцепления и заменить, или дополнить полость муфты выжимного подшипника смазкой Optimal Olista LongTime 3 EP.

Читайте также:  Обгонная муфта сцепления квадроцикла

Рис. 7. Прокачка гидропривода
1- шланг; 2- разобщительный кран; 3- гидронасос; 4- заправочная ёмкость; 5- кольцо; 6- хомут; 7-ПГУ; 8- клапан перепускной

Источник

Особенности конструкции сцепления ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Сцепление (рис. 1) однодисковое диафрагменного типа с демпферным устройством на ведомом диске

Нажимное усилие сцепления создается тарельчатой нажимной пружиной диска.

Зазор между нажимной пружиной и выжимным подшипником отсутствует, поэтому внутренняя обойма подшипника вращается с частотой вращения коленчатого вала двигателя. В процессе эксплуатации сцепление не требует регулировок.

Педаль сцепления поворачивается в кронштейне кузова на пластмассовой втулке. Втулка не смазывается.

В крайнем верхнем положении педаль удерживается пружиной 3. При этом педаль упирается в резиновый буфер 2.

Концы вилки сцепления, перемещающиеся в отверстии картера сцепления и во втулке, смазываются через две масленки.

Выжимной подшипник не требует смазки. В полость муфты выжимного подшипника закладывается (заменяется) смазка при выполнении сопутствующего ремонта, или при сезонном обслуживании — осенью, а также в случае ухудшения подвижности муфты.

Привод выключения сцепления автобуса ПАЗ-32053-07 (рис. 2) – гидравлический.

Главный цилиндр 13, закрепленный на кронштейне под поликом водителя, приводится в действие педалью 1.

Для удаления из системы воздуха рабочий цилиндр 11 имеет клапан, который закрыт резиновым колпачком.

При не нажатой педали 1 полость под поршнем главного цилиндра 13 сообщается с бачком 4 через компенсационное отверстие, что исключает повышение давления в гидросистеме и пробуксовку сцепления.

Пружина, находящаяся внутри рабочего цилиндра, постоянно поджимает подшипник муфты выключения сцепления к нажимной пружине диска сцепления.

При износе накладок сцепления под действием нажимной пружины ведущего диска сцепления, связанные с ними детали занимают новое положение, сжимая пружину рабочего цилиндра. При этом избыток жидкости из рабочего цилиндра через компенсационное отверстие попадает в бачок.

Имеющийся запас длины рабочего цилиндра на перемещение поршня обеспечивает без регулировки расчетный износ накладок сцепления.

Регулировка привода выключения сцепления должна обеспечить свободный ход педали сцепления (7-8) мм, что соответствует зазору (1±0,5) мм, между толкателем и поршнем главного цилиндра сцепления.

Длина толкателя поршня главного цилиндра сцепления регулируется поворотом вилки толкателя. После регулировки длины толкателя нужно затянуть контргайку и установить на место защитный колпак главного цилиндра.

При выполнении ремонта рабочего цилиндра сцепления с заменой деталей нужно проверить и при необходимости отрегулировать длину толкателя поршня рабочего цилиндра.

Длина от осевой линии (центра) отверстия на вилке до торца шаровой опоры толкателя должна быть (150±1) мм.

Заполнение (прокачка) гидравлического привода сцепления

  1. Отвернуть крышку заливного бачка, извлечь отражатель пробки и залить бачок тормозной жидкостью до двух третьих его высоты.
  2. На рабочем цилиндре сцепления снять колпачок с клапана прокачки и надеть на клапан резиновый шланг (рукав 6х14-10) длиной около 500 мм. Свободный конец шланга опустить в прозрачный сосуд ёмкостью не менее 0,5 л с тормозной жидкостью. Тормозную жидкость наливать до половины высоты сосуда.
  3. Создать в системе давление, резко нажав (3-4) раза с интервалом (3-5) секунд на педаль сцепления.
  4. Удерживая педаль нажатой, отвернуть на (1/2 -3/4) оборота клапан прокачки рабочего цилиндра, следя за тем, чтобы конец шланга оставался погруженным в жидкость. Жидкость с пузырьками воздуха будет выходить в сосуд.
  5. После прекращения выхода жидкости в сосуд завернуть клапан до отказа, а затем отпустить педаль. Во время прокачки необходимо доливать рабочую жидкость в бачок главного тормозного цилиндра, не допуская «сухого дна» в бачке.
  6. Повторять указанные выше операции прокачки до тех пор, пока не будет выходить из шланга жидкость без пузырьков воздуха.
  7. Удерживая педаль нажатой, завернуть клапан прокачки до отказа и плавно отпустить педаль.
  8. Снять с клапана прокачки шланг и надеть резиновый колпачок.
  9. Долить жидкость в бачок до двух третьих его высоты, установить отражатель и крышку бачка.
Читайте также:  Куда залить жидкость для сцепления форд фокус 2

Привод выключения сцепления автобуса ПАЗ-4234 (рис. 3) может быть гидропневматическим.

Пневмогидроусилитель (сокр. ПГУ) устанавливается в комплектации со сцеплением ZF SACHS (Германия).

Применяются ПГУ производства КАМАЗ или Кнорр-Бремзе (Германия).

ПГУ предназначен для уменьшения усилия на педали сцепления при её нажатии. ПГУ эффективно работает при наличии в пневмосистеме автобуса давления воздуха – (0,6-0,8) МПа.

Полный ход педали сцепления ограничивается установкой ограничителя хода педали 1.

Внимание! Эксплуатация автобуса без ограничителя хода педали сцепления приведет к поломке сцепления.

Регулировка привода выключения сцепления с ПГУ должна обеспечить свободный ход педали – 3-10 мм.

Свободный ход педали у сцепления с ПГУ-Кнорр-Бремзе регулируется изменением длины толкателя поршня главного цилиндра (см. ПАЗ-32053-07), у сцепления с ПГУ-КАМАЗ дополнительно регулируется свободный ход рычага вилки сцепления.

У сцепления с ПГУ-Кнорр-Бремзе регулировка свободного хода рычага вилки сцепления производится автоматически.

Регулировка свободного хода рычага вилки сцепления (только ПГУ-КАМАЗ):

  1. Проверить свободный ход рычага вилки, покачивая рычаг в обе стороны до упора в крайние положения.

Свободный ход рычага должен быть ─ (1+0,5) мм.

  1. Снять прижимную пружину 8 рычага вилки сцепления.
  2. Ослабить контргайку 13 штока ПГУ.
  3. Изменить длину штока толкателя путём вращения вилки по резьбе штока.
  4. Затянуть контргайку и установить прижимную пружину.

После выполнения полной регулировки привода сцепления (при этом обязательно должен быть установлен ограничитель хода педали сцепления) рабочий ход толкателя ПГУ должен быть (16,5-19,0) мм.

Проверку свободного хода рычага вилки у сцепления с ПГУ-КАМАЗ следует производить при каждом ТО-1.

При каждом ТО-2 у сцепления с ПГУ-КАМАЗ нужно проверять характеристику прижимной пружины рычага вилки.

Допустимое усилие от пружины при её растяжении до длины 130 мм должно быть не менее (75-90) Н. При меньшем усилии прижимную пружину следует заменить.

При ремонте во время установки рычага вилки сцепления следует проверять совмещение рисок на торце вала вилки выключения сцепления и на корпусе рычага, что обеспечивает необходимое для правильной работы положение рычага.

При ремонте, во время установки ПГУ Кнорр-Бремзе, следует обеспечить вращением вилки на штоке толкателя ПГУ расстояние от оси отверстия вилки до кольцевой проточки на толкателе поршня ПГУ равное (186-189) мм.

После выполнения этой регулировки следует затянуть контргайку толкателя ПГУ.

Рабочий ход толкателя ПГУ должен быть (16,5-19,0) мм.

В случае затрудненного перемещения муфты выжимного подшипника по крышке первичного вала коробки передач, а также один раз в год при сезонном обслуживании и при ремонте, связанном со снятием коробки передач необходимо очистить поверхность крышки от продуктов износа ведомого диска сцепления и заменить, или дополнить полость муфты выжимного подшипника смазкой Optimal Olista LongTime 3 EP.

Заполнение гидропривода сцепления рабочей жидкостью (удаление воздуха из жидкости) производится также, как на автобусе ПАЗ-32053-07 с учетом того, что перепускной клапан расположен на корпусе ПГУ (рис. 3) и ПГУ должен быть подсоединен к пневмосистеме сжатого воздуха с давлением (0,6-0,8) МПа.

Возможные неисправности сцепления и методы устранения

Вероятная причина

Неполное включение сцепления (сцепление «пробуксовывает «).

Специфический запах, уменьшение интенсивности разгона и скорости движения

а) попадание масла на фрикционные накладки из двигателя, коробки передач

Устранить течь масла. Заменить ведомый диск или фрикционные накладки. Если замасливание небольшое, то промыть накладки бензином и зачистить

рабочие поверхности мелкой шкуркой.

б) чрезмерный износ накладок ведомого диска

Заменить ведомый диск или фрикционные накладки

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»).

Сопровождается трудным включением передач, скрежетом при переключении передач

а) наличие воздуха в гидроприводе сцепления

б) износ внутренней манжеты главного цилиндра

в) деформация ведомого диска

Заменить ведомый диск или произвести его правку

(торцовое биение диска относительно шлиц ступицы не более 0,7 мм)

г) заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала

д) заедание переднего подшипника первичного вала коробки передач (в маховике)

Течь жидкости из главного или рабочего цилиндров привода сцепления

— Износ наружной манжеты главного цилиндра или манжеты рабочего цилиндра

Заменить изношенные манжеты или заменить цилиндр

Источник

Adblock
detector