Меню

Реле возбуждения генератора газель где находится

Где находится реле зарядки на газели

Азы обслуживания и ремонта генератора на Газелях

Работоспособность генераторного устройства в первую очередь отражается на работе всего электрооборудования в автомобиле. Этот узел состоит из множества частей, поэтому даже поломка одной детали может стать причиной неработоспособности целого агрегата. Как правильно обслуживать генератор Газель, что нужно знать о диагностике и как правильно поменять щетки? Об этом мы расскажем ниже.

Автомобили Газель 402 и 406 оснащаются генераторными установками, представляющими собой синхронный трехфазный электродвигатель с электромагнитным возбуждением.

Назначение этого устройства заключается в преобразовании вращательного движения в электроэнергию, которая впоследствии питает аккумулятор и все электрооборудование авто.

Газели Бизнес или Cummins оборудуются генераторными установками моделей 2502.3771 либо 9422.3701, параметр их мощности составляет в районе 1000 Вт.

Вкратце о технических характеристиках устройства:

  • в агрегате реализовано правое направление вращения вала;
  • уровень напряжения, выдаваемого устройством, составляет 14 вольт;
  • значение максимального тока составляет 72 ампера;
  • возбуждение агрегата при температуре воздуха 25 градусов составляет 1400 оборотов в минуту;
  • при частоте вращения 1800 оборотов в минуту генераторный узел сможет отдавать не более 40 ампер тока, при 5000 — около 70 ампер;
  • значение сопротивления в обмотке возбуждения при температуре воздуха 35 градусов составляет около 2.3-2.7 Ом;
  • в устройстве используются щетки марки М1;
  • число вспомогательны диодных элементов составляет 3, а силовых ограничителей для них — 6.

Что касается принципа действия, то он основан на электромагнитной индукции. В частности, когда магнитный поток проходит через установленную внутри медную катушку, на ее выводах появляется напряжение. Значения напряжения пропорционально скорости, с которой данный поток меняется. Затем необходимо, чтобы этот поток прошел через катушку, это позволит ему преобразоваться.

В качестве источника переменного поля используется роторное устройство, которое состоит из вала, контактных колец, а также полюсной системы. Не менее важным компонентом является и статор, который используется для формирования переменного тока. Последний конструктивно состоит из обмотки, а также сердечника.

Особенности обслуживания

Основные нюансы технического обслуживания:

  1. Время от времени необходимо проверять натяжение ремня. Если ремень плохо натянут, это приведет к неэффективной работе установки. Напряжение в системе будет прыгать, в работе электрооборудования могут проявиться проблемы. Если же ремешок будет перетянут, это со временем приведет к его ускоренному износу.
  2. Также при проведении техобслуживания необходимо проверить крепление агрегата, а также регулятора напряжения. Если агрегат будет плохо закреплен, это приведет к воздействию вибраций на него, что, в свою очередь, также отразится на ресурсе эксплуатации.
  3. Помимо этого, периодически нужно очищать корпус агрегата от загрязнений, проверять состояние щеточного узла (для этого его нужно демонтировать). То же самое касается и давления пружин, а также контактных колес. Все обнаруженные неполадки необходимо своевременно устранять. Если есть возможность, также можно продуть с помощью сжатого воздуха внутренние поверхности устройства.
  4. Если речь идет о подготовке узла к зиме, то в рамках технического обслуживания нужно снимать устройство и диагностировать его техническое состояние в целом. Если нужно, агрегат разбирается, более тщательно проверяются его механизмы и обмотки. Все выявленные неполадки нужно обязательно устранять. А прежде чем осуществить сборку устройства, его также рекомендуется продуть сжатым воздухом, в частности, нужно уделить внимание ротору. В подшипниковых элементах лучше заменить смазочный материал, для этого демонтируется защитное кольцо, а сама деталь промывается.
    Что касается непосредственно смазки, то она заполняется примерно на 70% от общего объема, после чего устройство собирается. В закрытые подшипники смазочное вещество добавлять не нужно (автор видео — канал prosto gazelle).

Диагностика узла

Рассмотрим процесс диагностики на примере двигателя ЗМЗ-402, процедура проверки должна осуществляться с помощником:

  1. Для начала нужно завести мотор и подождать, пока он немного прогреется. Нажмите на газ, чтобы обороты силового агрегата увеличились до 3 тысяч в минуту.
  2. Затем включите электрооборудование, в частности, оптику (дальний свет), печку, дворники, световую сигнализацию.
  3. Когда потребители будут запущены, производится диагностика напряжения на клеммах АКБ. Значение напряжения в данном случае должно быть более 12 вольт, в противном случае следует проверять регуляторное устройство, обмотки, щетки, и кольца. Щетки могли со временем износиться, а контактные кольца окислиться. Чтобы более тщательно проверить работоспособность реле регулятора, надо отключить все оборудование и оставить только габаритные огни. При оборотах мотора около 1000-1200 в минуту значение напряжения должно составить в районе 13.8-14.5 вольт.
  4. Если вы хотите проверить цепь возбуждения агрегата, то надо отключить соединительный разъем от регуляторного устройства. Затем к выводу Ш разъема, а также корпусу реле подключаются щупы вольтметра с контролькой.
  5. Далее, активируется зажигание. Если лампочка не горит, то возможно, причина кроется в плохом контакте обмотки с контактными кольцами либо обрыве обмотки возбуждения. Также такая неисправность может быть обусловлена зависанием щеток или неработоспособностью контактных колец роторного механизма. Последние могли окислиться, подгореть либо просто износиться (автор видео о диагностике — Евгений Шевин).

Возможные неисправности и способы их устранения

По каким признакам можно определить неправильную работу генераторной установки:

  • пропадает зарядка на устройстве;
  • нехватка заряда, оборудование не может питаться нормально током;
  • в бортовой сети образуется слишком высокое напряжение, составляющее больше 14.7 вольт;
  • сам агрегат стал работать слишком шумно.

Процедура замены щеток

В соответствии со схемой подключения, процедура замены щеток выглядит следующим образом:

  1. Сначала отключаются клеммы АКБ.
  2. Далее, нужно отключить разъем от щеткодержателя.
  3. Используя отвертку с плоским наконечником, нужно выкрутить два болта, фиксирующих крепление держателя.
  4. Затем сам держатель можно демонтировать и проверить выступ щеток из него. Если выступ меньше 8 мм, то сам держатель либо щетки подлежат замене. Процедура установки осуществляется в обратной последовательности. Также необходимо убедиться в том, что щетки без проблем перемещаются по держателю.

Нюансы замены ремня

Что касается замены ремня, то эта процедура также не особо сложная, выполняется она следующим образом:

  1. Сначала вам потребуется гаечный ключ на 12, им необходимо ослабить затяжку винта, фиксирующего натяжной ролик. Могут возникнуть трудности из-за расположенного рядом радиатора. Если радиатор вам мешает, то его можно снять.
  2. Далее, необходимо ослабить натяжку ремешка, для этого, используя гаечный ключ на 10, нужно провернуть винт натяжного ролика против часовой стрелки.
  3. После выполнения этих действий сам ремень можно снять со шкива.
  4. Затем производится установка нового ремешка. При помощи гаечного ключа надо вращать винт ролика до того момента, пока прогиб ремешка составит 15 мм под нагрузкой 8 кгс. При этом сама нагрузка должна быть приложена к центру ветви привода, то есть между шкивами генераторного устройства и насоса. Если натяжка вас устраивает, то нужно затянуть винт, который крепит ролик.

Как поменять подшипники самостоятельно?

Чтобы поменять подшипниковые элементы, нужно выполнить такие действия:

  1. Сначала сама генераторная установка снимается с автомобиля.
  2. Далее, с корпуса агрегата надодемонтировать пластмассовую крышку.
  3. После этого выкручивается щеткодержатель с реле регулятора, перед этим от него нужно отключить разъем с проводами.
  4. Затем следует будет снять четыре стяжных шпильки корпуса агрегата, а также крышку вместе со статорным механизмом.
  5. Далее, отключаются клеммы обмотки от диодного моста, демонтируется статор, а если нужно, то и сам мост.
  6. Теперь с вала можно демонтировать приводной шкив, а также крышку с подшипниковым устройством. Сам подшипник запрессован, поэтому он извлекается с помощью специального съемника. Установка подшипника производится путем его запрессовки, сборка осуществляется в обратном порядке.

«Диагностика и ремонт генераторного устройства»

Как своими руками произвести проверку и ремонт агрегата — в ролике ниже представлена подробная инструкция с обозначением основных моментов этого процесса (автор видео — 13 канал).

Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями

Устройство блока предохранителей Газели

Основным функциональным назначением блока предохранителей Газели, как и в других автомобилях, является защита электроприборов автомобиля от короткого замыкания или повышения напряжения в бортовой сети. Его задача своевременно разомкнуть цепь при перегрузках, и тем самым избежать выхода из строя защищаемого им электроприбора.

Так выглядит блок предохранителей газели

В зависимости от модели и года выпуска Газели защитный механизм ее электроприборов отличается друг от друга, поскольку сам их набор и функциональность также различны. Тип предустановленного двигателя и используемое для его работы топливо также влияет на устройство модуля предохранителей.

Однако при всех различиях, реализуемые базовые принципы защиты электрооборудования сохраняются во всех модификациях Газели.

Конструктивное строение блока предохранителей Газелей

Система защиты электрической цепи в автомобилях Газель реализована по двухуровневой модели, которая обеспечивает дополнительную устойчивость в работе электрооборудования и имеет следующие особенности.

Предохранители от электрооборудования Газели

  1. Первый защитный уровень обеспечивается силовыми плавкими предохранителями, расположенными в отдельном монтажном блоке под капотом автомобиля. Их срабатывание рассчитано на значительное изменение силы тока в цепи, а основным предназначением является защита от короткого замыкания.
    При этом разделяются два основных контура электрической цепи, в том числе:
    • основная плюсовая цепь, исключая световые приборы, генератор и стартер;
    • плюсовая цепь генератора и световой контур.

В модификациях, укомплектованных антиблокировочной системой, установлены два дополнительных электропредохранителя, отвечающих непосредственно за эту функцию.

Электрические предохранители в электросети

В данном модуле используются предохранители с расчетным значением тока срабатывания 40, 60 и 90А, при этом в зависимости от модели Газели разные цепи защищаются предохранителем своего номинального тока. Для систем АБС применяются, как правило, электропредохранители 25А.

  • Основные предохранители и реле в большинстве модификаций разделены на два монтажных блока, которые расположены в подкапотном пространстве. При этом:
    • нижний обеспечивает защиту приборов освещения и укомплектован электропредохранителями с током срабатывания 8 и 16А;Электрическая система подключения фар на Газели
    • верхний с теми же предохранителями 8 и 16 отвечает за дополнительные функции, такие как:
      1. Звуковой сигнал.
      2. Обогрев салона.
      3. Сигналы поворота и аварийной сигнализации.
      4. Очиститель и омыватель стекла.
      5. Прочие дополнительно устанавливаемые опции.
  • Обозначения на реле монтажного блока Газели

    Надо отметить, что в автомобилях, выпущенных после 2003 года, используются монтажные модули нового образца, с более современным строением предохранителей, в которых плавкая нить запаяна в пластиковый корпус. При этом схема электрической цепи при блоках старого и нового образца различна, поэтому замена на современный модуль возможна только с дополнительной доработкой.

    Так выглядит старый блок предохранителей на Газели

    Распределение электропредохранителей разного назначения и различного тока срабатывания по отдельным модулям обеспечивает не только максимальную защищенность электрооборудования, но и удобную эксплуатацию автомобиля в целом.

    Принципиальные различия в устройстве блока предохранителей в зависимости от модели Газели

    Так выглядит блок предохранителей нового образца

    Конструктивные отличия модификации класса Газелей, исходя из различных систем защиты электрооборудования, можно разделить на следующие основные группы и выделить их особенности. Смотрите в видео как установить новый блок предохранителей.

    Автомобили с бензиновым двигателем карбюраторного типа

    1. Машины выпуска до 2003 года:
      • комплектовались модулями электропредохранителей старого образца с предохранителями цилиндрического типа номиналом 8 и 16А;
      • управляющие реле установлены отдельно от монтажного блока;
      • подкапотный блок (БПР-2) имеет силовые электропредохранители 40А для световой цепи и 60А для общего плюса.
    2. Модели 2003-2010 года выпуска:
      • устанавливались блоки нового образца с пластиковыми предохранителями с порогом защиты 5, 10, 15, 20 и 25А в зависимости от оборудования;
      • реле управления также расположены независимо от блока;
      • силовой предохраняющий модуль может быть различным:
        1. БПР-2 с защитой в 90А для световой и генераторной цепи и 60А для общего плюса.
        2. БПР-4 для автомобилей с предустановленной антиблокировочной системой и дополнительными электропредохранителями на 25 и 40А.

    Автомобили с бензиновым двигателем инжекторного типа

    1. Основные предохранители пластикового типа 25, 10, 15, 20 и 5А для различных цепей объединены в единый монтажный модуль, расположенный в кабине.
    2. Основные управляющие реле входят в состав блока.

    Так выглядят управляющие реле для автомобиля Газель

  • Подкапотный блок:
    • содержит два электропредохранителя по 90А для силовой цепи генератора и для системы освещения;
    • для машин, оборудованных АБС, предусмотрена дополнительная защита на 25 и 40А.Процесс установки защитных реле
  • Автомобили с дизельным двигателем

    1. Установлен основной предохраняющий модуль, аналогичный инжекторным автомобилям, с дополнительными электропредохранителями в 5А для системы управления двигателем.
    2. Измененный подкапотный блок, в том числе защищаемые цепи:
      • система подогрева воздуха с защитой 125А;Схематическое устройство системы подогрева воздуха в газели
      • сеть управления двигателем – 30А;
      • световые приборы и кондиционер, в случае его установки – 30А;
      • общая плюсовая цепь, а также подогрев двигателя – 60А;
      • дополнительные предохранители на 25 и 40А для автомашин с предустановленным АБС. Схема с размерами автомобильного предохранителя

    Разнообразие заводских комплектаций автомобилей Газель, как по предустановленному двигателю, так и по дополнительному оборудованию, множественность их комбинаций приводит, в свою очередь, к различиям в системе электрозащиты и устройстве монтажного блока.

    Таким образом, блок предохранителей Газель является обязательным элементом защитного механизма электрооборудования автомобиля и реализован с учетом конструктивных особенностей конкретной модификации автомобиля.

    Двухуровневое построение предохранительного контура обеспечивает надежный заслон бортовых приборов, как от короткого замыкания сети машины, так и от перепадов напряжения, обеспечивая тем самым их безотказную работу.

    Особенности генераторов Газель


    » ГАЗ » Добавить в закладки

    На любом автомобиле генератор выполняет две важные функции – обеспечивает все потребители необходимой электроэнергией, подзаряжает аккумуляторную батарею. Генератор «Газель» вырабатывает электрический переменный ток, а постоянное напряжение, необходимое для бортовой сети, достигается с помощью выпрямителя.

    От работоспособности источника энергии зависит очень многое – с неисправным генератором автомобиль эксплуатировать невозможно.

    Схема генератора Газели

    Генератор на автомобилях Газель – это синхронная трехфазная электромашина, в обмотках возбуждения которой вырабатывается электрический ток. Ротор (якорь) вращается в корпусе и находится внутри постоянного магнитного поля, которое создается статором (обмоткой). Электричество здесь вырабатывается следующим образом:

    • с запуском двигателя от коленчатого вала через приводной ремень движение передается на шкив генераторной установки;
    • вместе со шкивом начинает вращаться ротор, между статорной и якорной обмоткой возникает магнитное поле;
    • за счет электромагнитной индукции вырабатывается ЭДС, появляется переменный ток;
    • диодный мост, состоящий из диодов разной полярности, выпрямляет электрический ток, делая его постоянным;
    • затем ток с коллектора ротора передается на щетки и подается на реле-регулятор;
    • регулятор ограничивает напряжение, обеспечивая безопасную работу потребителей.

    Схема генератора «Газели» очень простая, узел состоит из следующих деталей:

    • корпуса, он из двух половинок – алюминиевых передней и задней крышки;
    • неподвижной обмотки – статора;
    • вращающегося вала – ротора (якоря);
    • шкива и крыльчатки;
    • диодного (выпрямительного) моста;
    • двух подшипников, на которых вращается якорь;
    • щеточного узла;
    • реле-регулятора (регулятор напряжения).

    Следует отметить, что регулятор напряжения не на всех моделях «Газелей» находится непосредственно на генераторе, на автомобилях с двигателем ЗМЗ-402 реле-регулятор может крепиться на лонжероне.

    Типы генераторов «Газель»

    Тип устанавливаемого генератора на коммерческие автомобили «Газель» зависит от модели двигателя – на первых автомашинах ГАЗ-3302 шли два вида моторов:

    На втором поколении «Газелей» стали устанавливаться движки ЗМЗ-405 и Chrysler 2.4, автомобили «Газель Бизнес», выпускаемые с 2010 года, комплектуются моторами УМЗ-4216 и Cummins, соответственно, на них устанавливается другие типы генераторных устройств.

    Генераторы бывают разными по мощности, и способны вырабатывать разный по величине ток. Стандартный источник тока рассчитывается с небольшим запасом по мощности, но здесь не берется во внимание дополнительное потребление электроэнергии. Дополнительными потребителями энергии могут быть:

    • электростеклоподъемники;
    • электроантенна:
    • аудиосистема;
    • кондиционер;
    • дополнительный вентилятор охлаждения в салоне;
    • дополнительный моторчик печки.

    Если генератор окажется слабым, его зарядки будет не хватать, в результате может разряжаться аккумулятор. Поэтому во многих случаях владельцы «Газелей» стараются установить более мощный источник тока – от запаса мощности автомобиль никак не пострадает.

    Для газели существуют генераторы, вырабатывающие ток 65/75/90/100/115/120/135 Ампер. Бытует ошибочное представление – если мощность генераторного устройства большая, возможно закипание электролита в аккумуляторе.

    Но это неверно – генератор выдает ток в зависимости от нагрузки, а избыточное напряжение ограничивается реле-регулятором. У мощного генератора есть только два недостатка:

    • у такой электрической машины более высокая цена;
    • габаритный узел не всегда может подойти по размерам.

    Неисправности генераторов «Газель»

    Генератор, как и любая другая деталь в автомобиле, имеет свойство ломаться, всего существует несколько видов неисправностей:

    • полностью пропадает зарядка;
    • идет «недозаряд»;
    • появляется большое напряжение в сети (более 14,7 Вольт);
    • генератор начинает шуметь.
    Читайте также:  Реле регулятор напряжения генератора рено флюенс

    Причин возникновения шума может быть несколько:

    • изношены или установлены дефектные подшипники;
    • имеет дефекты приводной ремень;
    • натяжка ремня слабая, и поэтому возникает свист;
    • крыльчатка задевает за ремень или корпус генератора;
    • поврежден шкив;
    • открутился генераторный крепеж.

    Если напряжение в бортовой сети автомобиля выше допустимой нормы, причина неисправности здесь одна – вышел из строя реле регулятор. По этой же причине может быть и недозаряд – регулятор напряжения не справляется со своими функциями.

    Если зарядки не хватает, или она полностью отсутствует, причин возникновения таких неполадок может быть несколько:

    • изношены щетки в щеточном узле;
    • присутствуют обрывы или замыкание в обмотке якоря;
    • эти же самые дефекты имеются в статорной обмотке;
    • неисправен диодный мост.

    На автомобиле «Газель» генератор достаточно легко можно отремонтировать, но если дефектов в нем слишком много (например, неисправны одновременно ротор и статор), легче купить новый узел и поменять его.

    Ремень генератора Газель

    На автомобилях Газель генераторный ремень приводит в движение генератор, тем самым обеспечивая вращение ротора, за счет чего вырабатывается необходимый для бортовой сети электроток. Различные модели двигателей комплектуются разными типами и размерами ремней:

    • ЗМЗ-402 – зубчатый или гладкий поликлиновый ремень, размер – 10х1030 мм;
    • УМЗ-4216 – такого же типа, как и на моторе ЗМЗ-402, размер – 13х1040;
    • ЗМЗ-406 (405) с гидроусилителем руля – многоручейкового типа, длина – 1420 мм;
    • ЗМЗ-406 (405) без ГУР – многоручейкового типа, 1220 мм;
    • Chrysler – поликлинового типа, 1750 мм;
    • Cummins 2.8 – многоручейкового типа, 1226 мм.

    В зависимости от модели двигателя и производителя генераторные ремни могут быть разными по цене, со временем они изнашиваются, и подлежат замене. Так как ременная передача обеспечивает еще вращение водяного насоса, при слишком сильной натяжке генераторного ремня появляется шум подшипников помпы и самого генератора. Очень слабую натяжку тоже делать нельзя:

    • пропадает зарядка;
    • слабо качает водяной насос, соответственно, начинает перегреваться двигатель;
    • появляется очень неприятный свист ремня.

    Цены на генераторы Газель

    Для автомобилей «Газель» и «Соболь» генераторы выпускают разные производители, наиболее известными фирмами являются:

    • ELDIX (Болгария);
    • ПРАМО-ИСКРА (город Ржев);
    • КЗАТЭ (старое название КАТЭК, Самара);
    • БАТЭ (Белоруссия).

    В 2016 году генераторы на коммерческие автомобили ГАЗ в среднем стоят от 4000 до 9000 рублей, стоимость узла во многом зависит от завода-изготовителя, модели двигателя и мощности самого генератора. Наиболее дорогими являются детали для турбодизеля Cummins, цены на запчасти находятся в пределах от 8 до 15 тысяч рублей, наиболее дорогими являются детали оригинального производства. Генератор ЗМЗ-402 производства КЗАТЭ на 65 Ампер стоит относительно недорого – в среднем 4,5-5 тыс. руб.

    Замена генератора

    Генераторный узел целиком на автомобиле меняют в следующих случаях:

    • если много деталей в устройстве требуют замены, и ремонт узла экономически не выгоден – проще и дешевле купить новый генератор;
    • нужно срочно ехать в рейс, и нет времени заниматься ремонтом;
    • новый генератор устанавливается, а старый ремонтируется и убирается про запас – он является резервным.

    Сложность замены генераторного узла также зависит от модели двигателя, но на любом моторе работа производится достаточно быстро, так как она все же простая на всех марках машин «Газель». Проще всего заменить генератор на авто с 402-м движком, работу выполняем следующим образом;

    • ставим автомобиль на ровную площадку, без ямы или автоподъемника в данном случае можно запросто обойтись;
    • обесточиваем электрическую цепь – снимаем клемму с аккумулятора (лучше массовую);
    • отворачиваем сзади генератора гайку крепления питающего провода (под ключ 10 мм);
    • вытаскиваем разъем генераторных щеток;
    • отворачиваем болт натяжной планки генераторного ремня (под ключ 12 мм);
    • придвигаем генератор руками сначала к движку, вынимаем генераторный ремень;
    • затем оттягиваем его от двигателя, раскручиваем болты с гайками (2 шт.) – крепления генераторного узла к кронштейнам;
    • демонтируем узел, ставим новый генератор, наживляя его на болты с гайками;
    • до конца крепеж не закручиваем, прижимаем генераторный корпус к двигателю, накидываем ремень;
    • с помощью воротка или монтировки производим натяжку ремня, затягиваем болт растяжки;
    • после произведенной натяжки ремня крепим до конца болты с гайками – они находятся теперь под генератором, и добраться до них уже несколько сложнее.

    Чтобы закрепить генератор надежно, необходимо на болты установить по две гайки, и обязательно проложить между болтом и гайкой по граверу – на моторах ЗМЗ-402 (впрочем, как и на УМЗ-4216) крепеж от вибрации имеет склонность к откручиванию.

    Замена подшипников

    Если в генераторе изнашиваются подшипники, в генераторном узле появляется шум (гул). Некоторое время с таким шумом ездить можно, но нежелательно, а затягивать с ремонтом надолго нельзя – подшипники могут заклинить и сгореть.

    Меняются подшипники всегда на снятом генераторе, и чтобы произвести замену, генераторный узел необходимо разобрать. Подобную работу можно произвести самостоятельно, но следует учитывать, что подшипники запрессовываются, и для демонтажа их потребуется специальный съемник.

    Задний подшипник жестко напрессовывается на вал ротора, и без съемника здесь практически не обойтись.

    В некоторых случаях в передней крышке корпуса подшипник закипает намертво, и в таком случае его легче заменить в сборе с крышкой.

    (4 4,00 из 5)

    Генератор

    Современный автомобиль невозможно представить без аккумулятора. Это жизненно необходимый элемент в каждой машине. Именно он позволяет производить запуск двигателя, а также давать нужное напряжение для поддержания его работы. Без аккумулятора банально не работали бы приборы освещения.

    Но АКБ – такая вещь, которая имеет свойство разряжаться. Без зарядки машина может проехать не более ста километров. Разумеется, заряжать аккумулятор каждые пару часов нет никакого смысла. Поэтому в конструкции любого автомобиля предусмотрен для этих целей генератор. «Газель Бизнес 4216 УМЗ» не является исключением.

    Подробно о данном элементе на «Газели» мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

    Описание

    Генератор – это электрическая машина, главное назначение которой – преобразование механической энергии в электрический ток. В машине данный элемент используется не только для заряда аккумулятора, но и для питания иного электрооборудования (например, ЭБУ и системы зажигания) на работающем моторе. В «Газели» используется генератор переменного тока. Находится он в передней части двигателя, с левой стороны рядом с основным радиатором.

    Что касается характеристик, генератор «Газели» выдает максимальное напряжение в 14 Вольт. Пиковый ток может составлять от 65 до 120 ампер, в зависимости от модели. Но с завода на «Газель» генератор ставится с мощностью не более 80-ти ампер. А если рассматривать первые модификации (95-2002 год), то и вовсе 60.

    Устройство и принцип работы

    Схема конструкции данного элемента есть в нашей статье. Генератор «Газели» состоит из следующих элементов:

    1. Ротора.
    2. Втулки.
    3. Переднего подшипника.
    4. Шайбы.
    5. Шпонки.
    6. Шкива, благодаря которому элемент приводится в действие.
    7. Вентилятора для охлаждения.
    8. Передней крышки.
    9. Статора.
    10. Обмотки.
    11. Щеткодержателя.
    12. Пружин.
    13. Щеток.
    14. Заднего подшипника.
    15. Крышки.
    16. Вала.
    17. Контактных колец.
    18. Выводов обмотки.
    19. Пластин-держателей.
    20. Задней крышки.
    21. Набора статора.
    22. Обмотки.

    Сам узел являет собой синхронный трехфазный двигатель со встроенным выпрямителем на диодах и электромагнитным возбуждением. Ротор приводится в действие от шкива коленвала. Передача крутящего момента осуществляется путем клиновидного ремня.

    Если рассматривать генератор «Газели» с «Камминзом», то здесь используется уже ручейковый ремень. Он более практичен и дольше служит. Крышка и статорный механизм стягиваются при помощи четырех болтов. Вал ротора вращается в специальных подшипниках. Последние помещены внутрь крышки.

    Что примечательно, смазка в подшипниках заложена на весь срок службы генератора «Газели».

    В вал роторного механизма встроен еще один подшипник. Он поджимается посредством пластиковой втулки и фиксируется шайбой на болтах. В статоре есть две обмотки, подключенные параллельно друг к другу. Выпрямитель состоит из шести диодов. Последние устанавливаются в двух металлических пластинах, которые напоминают собой подкову. Данные пластины объединены в выпрямительный блок. Последний фиксируется внутри задней крышки генератора «Газели».

    На роторе имеется обмотка возбуждения. Ее выводы припаяны к медным кольцам, что есть на валу генератора. Благодаря угольным щеткам, что находятся в щеткодержателе, осуществляется питание обмоток. Также в конструкции есть регулятор напряжения. Он работает совместно с генератором и не дает возможности давать на АКБ ток, значение которого выше нормы.

    Для защиты электрического оборудования от неконтролируемых импульсов в системе зажигания в конструкции предусмотрен конденсатор. Он же снижает и радиопомехи. Отметим, что во время работы генератор «Газели Бизнес» сильно нагревается. Чтобы его охладить, в конструкции предусмотрен вентилятор. Благодаря воздушному охлаждению, обмотка и прочие элементы работают в своем температурном режиме.

    А горячий воздух выводится через предусмотренные в корпусе отверстия.

    Неисправности

    За время эксплуатации, данный узел может выходить из строя. Среди популярных проблем стоит отметить:

    • Износ щеток. Если угольные элементы существенно стерты, устройство не будет вырабатывать нужное напряжение с заданной силой тока. Данный элемент подлежит только замене. Обычно щеточный механизм выхаживает около 50 тысяч километров. Его можно заменить прямо на месте, но если это генератор «Газели» с 405-м мотором, лучше снять деталь полностью. Это выйдет быстрее, так как щетки находятся в неудобном месте.
    • Неисправность диодного моста. В данном случае необходима замена выпрямителя целиком. Более экономный вариант – замена отдельных диодов в подкове. Но их нужно правильно запрессовать в фиксатор, что требует наличия определенных навыков.
    • Износ или повреждение шкива. В такой ситуации генератор не будет работать на полную мощность. Деталь не ремонтируется и меняется целиком на новую.
    • Замыкание обмотки статора. В идеале, ее нужно менять полностью. Но можно попытаться перемотать обмотку заново. Однако эта операция занимает очень много времени.
    • Износ подшипника. Поскольку он неразборной и смазка в нем запрессована на весь срок службы, деталь меняется полностью.
    • Выход из строя регулятора напряжения (так называемой шоколадки). Эту неисправность можно определить по «гуляющей» стрелке напряжения на панели приборов.
    • Повреждение или износ ремня генератора. Обычно эта деталь служит около 60 тысяч километров. Но замена может наступить и раньше, если ремень имеет повреждения на своей структуре. Это трещины, надрывы и надрезы. Поскольку ремень – это расходный материал, его обязательно заменяют новым, без каких-либо попыток ремонта.

    О мощности

    Отзывы владельцев отмечают главный недостаток любого «газелевского» генератора. Это недостаточная мощность. Количество используемых электроприборов в кабине постоянно растет, а ГАЗ до сих пор использует генераторы с характеристиками 90-х годов. Желая обеспечить максимально быстрый и легкий пуск двигателя в морозы, многие владельцы решаются на установку аккумулятора большей производительности.

    К примеру, вместо 55-амперного АКБ ставят 80-ку. Что получается в итоге? Ситуация зависит от состояния электропроводки. Если машина новая, то потери на контактах будут минимальными и зарядка пойдет в полной мере. Но если это автомобиль в возрасте, возможны существенные просадки напряжения под нагрузкой. В результате получается обратный эффект.

    Можно ли заменить генератор?

    Опытные владельцы вместе с заменой аккумулятора производят и установку нового генератора. Это правильное решение.

    Аккумулятор не будет постоянно садиться, а в кабине можно устанавливать достаточное количество электроприборов. Сколько мощности они могут потреблять? Приведем пример:

    • На подсветку салона, номеров и габаритные огни уходит 40 ватт энергии.
    • Для фар ближнего света и противотуманок требуется 250 ватт.
    • Для вентилятора охлаждения – тоже 250.
    • На работу бензонасоса, «мозгов» и прочей электроники двигателя – 100 ватт.
    • Магнитола будет потреблять порядка 100-150.

    В результате получается сумма в 1200 ватт. Это около 100 ампер. Штатный генератор будет работать на пределе, особенно если установлен нештатный ксенон и мощная музыка. Чтобы элемент не перегревался, а АКБ не получала недозаряд, стоит задуматься над установкой более производительного генератора.

    «Газели» с 406-м мотором достаточно будет 100-амперного устройства. Более современным «Некстам» — 120-130. Такие генераторы продаются в любом магазине. Их не нужно переделывать или менять крепления. Максимум – установить новый ремень генератора.

    «Газели» с запасом будет хватать мощности, и вы не будете ездить с нагруженным генератором.

    Подводные камни

    Но стоит учитывать, что установка более производительного устройства отбирает часть энергии от коленчатого вала. На практике, 130-амперный генератор «Газели» снижает мощность ДВС на две лошадиные силы. Впрочем, это не так существенно, и результат оправдывает себя на все 100 процентов.

    Какой аккумулятор ставить?

    Если планируется установка 115-амперного генератора, необходимо наличие АКБ на 75 Ач. Оптимальным решением будет покупка 120-амперного устройства и аккумулятора на 80 Ач. Но если количество электроприборов в кабине зашкаливает, можно установить и 150-ку. АКБ при этом должен быть рассчитан на 90 ампер-часов.

    Будет ли нагреваться аккумулятор, если его емкость больше, чем способен выдать штатный генератор? Абсолютно нет. Проблема будет заключаться лишь в том, что заводскому генератору потребуется больше мощности. В итоге возможно нагревание обмотки и нарушение лаковой изоляции. Стоит помнить, что с ростом нагрузки по току возрастает нагрузка на ремень, а соответственно, и на вал ротора, натяжной ролик и помпу.

    Как разобрать?

    Данная процедура довольно простая. Для этой операции необходим минимальный набор инструментов и час свободного времени. Процедуры выполняется в несколько этапов. Справа нужно отключить зажигание и снять клеммы с АКБ.

    Также необходимо снять провода от самой генераторной установки. После ключом ослабляем натяжной ролик. Затем выкручиваем винты в количестве двух штук, что крепят устройство к кронштейнам.

    Что далее?

    Далее извлекаем защитный кожух генератора и реле. Последнее снимается со щеточным узлом. Затем вкручиваются стягивающие болты, и производится демонтаж крышки со статором. После этого отключаются из выпрямительного устройства фазные контакты. Заменив все вышедшие из строя элементы, производим сборку в обратной последовательности. При сборке важно правильно подобрать натяжение ремня. Он должен прогибаться на 1-2 сантиметра и не проскальзывать на больших оборотах.

    Заключение

    Итак, мы выяснили, для чего нужен генератор, как он устроен и как работает. Для «Газели» с возрастом однозначно нужен генератор большей мощности. Но наряду с этим не стоит забывать и про аккумулятор. С новым генератором и АКБ вы забудете о затрудненных запусках зимой, и не будете иметь провалы напряжения при установке дополнительных электроприборов.

    Перезаряд аккумулятора от генератора, причины и способы их устранения

    Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда после запуска мотора бортовой компьютер или один из приборов начинает показывать, что происходит перезаряд аккумулятора.

    Последствия такой ситуации самые разные и зависят от того, насколько напряжение в бортовой сети превышает номинальное.

    Незначительно повышенные параметры негативно скажутся только на аккумуляторе (закипание электролита с последующим его испарением), а вот если напряжение, идущее от генератора, будет превышать норму сильно, то могут выйти из строя электропотребители.

    В любом случае перезаряд – явление, которое необходимо устранить, иначе оно не лучшим образом скажется на сроке службы аккумулятора и электроприборах.

    Схема подзарядки АКБ

    Для общего понимания причин перезаряда сначала рассмотрим схему цепи зарядки аккумулятора. И хоть на разных авто она конструктивно отличается, но общий принцип построения одинаков.

    • Генератор;
    • Выпрямительный блок (диодный мост);
    • Реле-регулятор;
    • Блок предохранителей;
    • Замок зажигания;
    • Контрольная лампа заряда;
    • АКБ.

    Работает система подзарядки на примере ВАЗ 2106 и других автомобилей из серии «ВАЗ классика» итак: после запуска силовой установки, посредством ременной передачи коленчатый вал начинает вращать ротор генератора, в результате чего этот узел начинает вырабатывать электроэнергию.

    Но поскольку автомобильные генераторы – переменного тока, то выработанная энергия поступает в выпрямительный блок, где переменный ток преобразуется в постоянный.

    После выпрямительного блока электроэнергия идет на реле-регулятор, в задачу которого входит подержание вольтажа в заданном диапазоне.

    После регулятора электрическая энергия по цепи проходит через блок предохранителей, замок зажигания и контрольную лампу заряда, далее возвращается на вывод генератора, а уже с него подается на аккумулятор.

    Подробная схема показана ниже.

    Особенности работы цепи

    Выше указана общая схема цепи, без подробностей, но ее достаточно для понимания, как все работает. Теперь об особенностях работы подзарядки батареи.

    Генератор самостоятельно не может регулировать параметры вырабатываемой электроэнергии, поэтому выходное напряжение из него варьируется, причем в значительном диапазоне, зависит оно от оборотов коленчатого вала и нагрузки в бортовой цепи. То есть, перезаряд аккумулятора, по сути, присутствует постоянно, пока генератор вырабатывает электроэнергию.

    Читайте также:  Группа омега генератор 120

    Чтобы аккумулятор принял заряд нужно подать на него вольтаж чуть больше, чем номинальный показатель самой батареи. На разных авто входное напряжение на аккумуляторе отличается, но в целом, этот показатель находится в диапазоне 13,9-14,5 В.

    Именно при таком вольтаже батарея может «взять» заряд. Если вольтаж будет ниже, то будет недозаряд АКБ, а выше – перезаряд. Обе ситуации негативно сказываются на аккумуляторе.

    Генератор же выдает вольтаж с большим значением, и чтобы поддерживать его в цепи в нужных рамках, в схему и включен реле-регулятор.

    На одних моделях этот элемент входит в конструкцию генератора и совмещен с щеточным узлом (наиболее распространенная конструкция) или является отдельным узлом (встречается, к примеру, на ВАЗ классического семейства).

    По сути, реле-регулятор – единственный элемент, отвечающий за то, чтобы в бортовой сети вольтаж соответствовал норме и не возникал перезаряд, причем с учетом нагрузки, создаваемой в бортовой сети при включении электропотребителей.

    Причины перезаряда

    Неисправность реле-регулятора – самая частая причина перезаряда аккумулятора.

    Из-за поломки этот узел перестает выполнять свои функции и «пропускает» все напряжение, вырабатываемое генератором в бортовую цепь, а оно может достигать и 25 В. Естественно, ни один электроприбор в авто не рассчитан на такой вольтаж, поэтому элементы бортовой сети начинают перегорать.

    Поломка регулятора бывает частичной или полной. В первом случае этот элемент все же выполняет свои функции, но «пропускает» напряжение чуть большего значения, чем нужно (к примеру, 15 В).

    В этом случае выявить перезаряд аккумулятора можно только по показаниям измерительных приборов или бортового компьютера. Электропотребители же от такого напряжения практически «не страдают», а вот на состояние АКБ даже такой перезаряд влияет негативно – при постоянном процессе батарея «выкипает» и выходит из строя.

    При полной же неисправности реле-регулятора, высокие показатели (свыше 16 В) начинают выводить из строя потребители – первыми перегорают лампочки и предохранители, затем иные приборы. Значительное превышение вольтажа может стать причиной возгорания электропроводки.

    Несмотря на то, что частичная поломка реле значительной угрозы бортовой сети авто не несет (за исключением аккумулятора), игнорировать ее не нужно, поскольку она в любой момент может перерасти в полный выход элемента из строя.

    Поскольку реле-регулятор – единственный элемент, исключающий перезаряд аккумулятора, многие автолюбители при обнаружении повышенного напряжения в бортовой сети сразу же проводят замену этого узла.

    Вот только помогает установка нового регулятора не всегда, часто проблема остается. Естественно, подозрения в этом случае падают на генератор. Этот узел действительно может давать перезаряд в случае пробоя диодного моста или обрыва обмоток, пробоя якоря на корпус.

    ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Напряжение генератора автомобиля, норма на холостом ходу и под нагрузкой.

    Но если замена реле регулятора не помогла, не стоит сразу менять или отправлять в ремонт генератор.

    ВАЖНО: Часто причина перезаряда АКБ кроется в плохом контакте проводки цепи системы подзарядки батареи (описана выше).

    Причина очень проста: в месте окисления контактов возникает сопротивление, которое реле-регулятор «воспринимает» как нагрузку в бортовой сети. К примеру, это может произойти в блоке предохранителей.

    Чтобы компенсировать ее, и не допустить просадки вольтажа, регулятор начинает «пропускать» большие показатели в результате на АКБ поступает завышенное напряжение.

    Поэтому в поиске причины образования перезаряда аккумулятора в первую очередь следует проверить реле-регулятор, затем цепь системы зарядки (все соединения, а также предохранитель) и только после этого снимать и проводить диагностику генератора.

    Диагностика реле-регулятора

    Проверка реле-регулятора при перезаряде АКБ – процедура не сложная и выполнить ее можно самостоятельно, используя мультиметр.

    Проверка сводится к замеру напряжения на клеммах аккумулятора при разных режимах работы силовой установки. То есть, просто подключаем щупы мультиметра к клеммам и замеряем вольтаж сначала на ХХ, затем на средних оборотах, а после – на высоких.

    На холостом ходу нормальным считается напряжение 13,2-14,0 В, на средних оборотах – 13,6-14,2 В, на высоких – до 14,5 В.

    Если значения превышают указанные, следует проверить и зачистить контакты цепи системы зарядки и снова повторить процедуру.

    Если чистка не помогла — проверяем реле отдельно (снятое с авто), но для этого понадобится источник питания с регулируемым напряжением (можно использовать зарядное устройство для АКБ), а также обычная лампа 12 В.

    Суть проверки такая: к корпусу подсоединяем «минусовой» провод от ЗУ, а к клемме регулятора подключаем «плюс». Лампа подключается к графитным щеткам (полярность не важна).

    При проверке сначала устанавливаем на источнике напряжение в 12,7 В, при котором лампа должна загореться. Постепенно повышаем значение до 14,5 В. При достижении указанного значения исправный регулятор должен сработать, и лампа погаснет.

    Если же она продолжает гореть при превышении 14,5 В, то узел неисправен и требует замены.

    Напоследок о том, что делать, если обнаружен перезаряд в пути и нужно добраться к месту ремонта.

    Если напряжение не превышает 15 В, то можно спокойно продолжать движение, но стараться не давать высокие обороты на двигатель и по максимуму снизить количество включенных электропотребителей (оставить только необходимые).

    Если перезаряд сильный (более 15 В) для начала можно послабить натяжение ремня привода генератора, что снизит его производительность (хотя ремень быстро сотрется).

    Если же послабление ремня результата не дало, можно отключить генератор (отсоединить провода от него). В этом случае бортовая сеть будет запитываться только от АКБ.

    Если аккумулятор хорошо заряжен при минимальном количестве потребителей на его заряде можно проехать 70-90 км пути, но после этого батарею нужно будет хорошо зарядить ЗУ.

    Что делать, если на Газель и Соболь пропала зарядка АКБ, аккумуляторная батарея не подзаряжается, причины, проверка ремня, предохранителя и регулятора напряжения

    На автомобиле Газель и Соболь два источника тока — аккумуляторная батарея и генератор. Аккумуляторная батарея используется при пуске двигателя и для питания электрическим током напряжением 12 В стартера и других потребителей при неработающем двигателе. Когда двигатель работает, основной источник тока — генератор. Он обеспечивает электрическим током все потребители, включая систему зажигания, и заряжает аккумуляторную батарею.

    — На многофункциональном дисплее комбинации приборов автомобилей Газель и Соболь выпуска с 2003 года с двигателями ЗМЗ-40524 и УМЗ-4218 значение напряжения отображается в прерывистом режиме.

    — Стрелка вольтметра в комбинации приборов автомобилей Газель и Соболь выпуска до 2003 года и Газель и Соболь выпуска с 2003 года с двигателями ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522, УМЗ-4215 находится в левой красной зоне шкалы.

    При этом горит сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов. Значит, ток не поступает от генератора в бортовую сеть и расходуется запас энергии аккумуляторной батареи. Этот запас ограничен и зависит от емкости батареи. Если аккумуляторная батарея была заряжена полностью, можно доехать до гаража и без генератора, но лучше попытаться устранить неисправность на месте.

    Проверка электрооборудования, если пропала зарядка и аккумуляторная батарея не подзаряжается от генератора

    Проверьте, не оборван ли ремень привода вспомогательных агрегатов. Если ремень цел, проверьте его натяжение. Нажмите большим пальцем на ремень сверху и посмотрите, насколько он прогнулся. Если прогиб не соответствует норме, отрегулируйте его натяжение или замените ремень привода вспомогательных агрегатов.

    Если ремень натянут нормально, проверьте, не перегорела ли плавкая вставка на 90 А в блоке плавких вставок. Она расположена в подкапотном пространстве, там где и аккумуляторная батарея. Эта плавкая вставка защищает помимо прочих цепей, и цепь генератора.

    Если плавкая вставка перегорела, замените ее и пустите двигатель. Если показание напряжения на дисплее уже не мигает (стрелка вольтметра находится в зеленой зоне шкалы, сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи погасла), значит, напряжение соответствует норме.

    Можно продолжать движение.

    Не устанавливайте предохранители, рассчитанные на больший номинальный ток. Это может привести к повреждению электрооборудования и даже к пожару. Если значение напряжения при работающем двигателе снова отображается в прерывистом режиме (стрелка вольтметра находится в левой красной зоне шкалы, лампа разряда аккумуляторной батареи не погасла), проверьте провод, идущий от генератора к «плюсовой» клемме аккумуляторной батареи и к стартеру.

    Провода могут быть оборваны, обломаны внутри изоляции. Их контакты окислены или ненадежны. Устраните неисправность и пустите двигатель. Если появился ток зарядки, можно продолжать движение.

    Если и после принятых мер значение напряжения при работающем двигателе снова отображается в прерывистом режиме (стрелка вольтметра находится в левой красной зоне шкалы), то возможная причина неисправности кроется в самом генераторе. Причин может быть несколько, и устранять их лучше в условиях автосервиса или гаража. Вам остается надеяться, что запаса энергии в аккумуляторной батарее хватит чтобы до него добраться.

    Для того чтобы снизить потребление тока при движении автомобиля с неисправным генератором, по возможности отключите радиоприемник, лишние приборы освещения, вентилятор отопителя и прочее оборудование.

    Проверка регулятора напряжения, если пропала зарядка и аккумуляторная батарея не подзаряжается от генератора

    Опытным автомобилистам можно рекомендовать проверить регулятор напряжения генератора. Работа регулятора напряжения заключается в непрерывном автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора. Таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и нагрузки генератора.

    Для проверки регулятора на автомобиле Газель и Соболь необходим вольтметр постоянного тока с пределом измерения 15-30 В. Через 15 минут работы двигателя на средних оборотах при включенных фарах измерьте напряжение между клеммой «В+» генераторов двигателей ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 и массой. Или клеммой «30» генератора двигателя ЗМЗ-402 и «массой» генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,6-14,6 В. В зависимости от температуры окружающего воздуха.

    В том случае если наблюдается систематическая недозарядка или перезарядка аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить.

    Схема генератора на Волгу и Газель с двигателем 402

    На «Волгу» и «Газель» ставился двигатель ЗМЗ 402.

    Для этого варианта автомобилей применялся генератор типа 16 КЗАТЭ или 19 АТЭ1 (Элтра)

    Эти генераторы были полностью взаимозаменяемы. По конструкции были идентичны и позволяли взаимное использование деталей для ремонта.

    Для двигателей «Волги» генераторы комплектовались двухрядным шкивом, для «Газелей» однорядным. Для автомобилей производства первой половины 90х годов использовался вывод переменного напряжения с фазы генератора для работы тахометра. В последующих моделях тахометр получал сигнал от системы зажигания, и вывод фазы генератора стал не нужен, если на генераторе он есть, то его просто не подключают.

    Генератор имеет традиционную схему. Обмотка, ротор, диодный мост, щеточный узел. Регулятор напряжения типа 13.3702 (131.3702) стоит отдельно и соединяется с генератором проводами.

    Схема генератора на «Газель» с двигателем 402

    Схема отличается тем, что в ней для контроля за работой генератора применяется вольтметр, а в схеме «Волги» Амперметр

    При включении зажигания, ток от аккумулятора идет через контакты замка зажигания, с точки 15\1, на щетку, далее через обмотку ротора на внешний регулятор (который стоит в стороне от генератора). На клемму + регулятора с точки 15\1 приходит отдельный провод, плюс с этого провода, открывает регулятор напряжения и ток ротора проходит на массу. Этот ток намагничивает ротор.

    Двигатель заводится, ротор генератора начинает вращаться, и его магнитное поле возбуждает ЭДС в обмотке генератора. Уже на холостых оборотах генератор начинает давать напряжение. Аккумулятор становится потребителем и начинается зарядка, обмотка возбуждения генератора питается по той же цепи, только теперь не от аккумулятора, а от выхода генератора.

    При подключении внешних потребителей, все питается от генератора.

    Принцип действия генератора

    Выпрямитель (диодный мост), состоит из шести диодов, которые проводят ток обмотки только в одну строну, так происходит выпрямление.

    Магнитное поле создается электрическим током. Для этого внутри ротора вставлена обмотка, которая называется обмотка возбуждения. Ток в обмотку возбуждения подводят через щетки, прижатые к кольцам ротора.

    Генератор должен обеспечивать в сети постоянный уровень напряжения. Чем выше обороты, тем больше ЭДС, а значит, напряжение может вырасти до недопустимых значений. Поэтому во всех автомобильных генераторах предусмотрено подержание напряжения на заданном уровне при изменении числа оборотов двигателя.

    Кроме того, при включении приборов увеличивается ток нагрузки а чем больше ток, тем ниже становится напряжение. Устройство, которое поддерживает напряжение на одном уровне называется регулятор напряжения. Регулятор напряжения включен в цепь обмотки возбуждения, он включает и выключает ток возбуждения.

    Какое должно быть напряжение?

    Все электрооборудование рассчитано на напряжение аккумулятора 12 Вольт. Для зарядки аккумулятора напряжение генератора должно поддерживаться примерно на 2 Вольта выше, поэтому рабочее напряжение генератора поддерживается на уровне 14, 2 – 13, 8 Вольта.

    Если напряжение будет выше, это приведет к выкипанию аккумулятора и сокращению срока его службы, лампочки и другие приборы начнут перегорать. Если напряжение будет ниже, то аккумулятор будет недозаряжен, это приведет к неожиданным отказам стартера и сокращению срока службы аккумулятора.

    Напряжение на заданном уровне поддерживает регулятор напряжения.

    Если генератор неисправен то разряжен или плохо заряжен аккумулятор

    От этого возможны такие случаи:

    Стартер тяжело крутит, но, все-таки, заводит.

    Стартер тяжело крутит, не может завести двигатель и на вторую попытку аккумулятора не хватает.

    С утра стартер медленно крутит и с трудом заводит двигатель.

    Машина постоит и уже не заведешь

    Заводится только с толкача

    Все погасло и полная тишина

    Лампочки тускло светятся и сигнал слабый

    Если напряжение стало выше 15 Вольт, это уже перезаряд

    Аккумулятор становится мокрый и чувствуется запах кислоты

    Обычно перезаряд происходит, если пробит регулятор напряжения, на «Волге» и «Газели» это внешнее устройство и его легко заменить.

    Что же делать, если напряжение стало ниже и есть подозрение, что генератор не работает.

    Чтобы понять в чем дело надо завести машину. Например, поставить проверочный аккумулятор, или завести с толкача.

    Дело может быть: в стартере, в аккумуляторе, в проводке или в генераторе. Сначала надо поставить проверочный аккумулятор. Если заведется нормально, то стартер и проводка в норме. Проверим генератор. Стрелка собственного вольтметра должна быть на зеленой шкале. Вольтметром надо проверить напряжение на аккумуляторе.

    Напряжение должно быть 13, 6 – 14 Вольт, при включении фар и печки не должно стать ниже 13, 4 Вольта. Если так, то генератор исправен. Если напряжение ниже, то зарядка слабая или ее нет. Сначала надо убедиться, что ремень натянут хорошо. Потом померить напряжение на выходе генератора, оно должно быть 13, 6 – 14 Вольт.

    Если при этом на аккумуляторе оно ниже, то оборван предохранитель 60 А, или контакты блока предохранителей заржавели.

    Это частая проблема на старых «Газелях. Ток зарядки идет от плюса генератора на плюс аккумулятора через предохранитель 60А. Это место быстро ржавеет и на контактах предохранителя падает целый Вольт или полтора. Блок силовых предохранителей лучше поставить новый.

    Если напряжение на выходе генератора близко к 12 Вольтам, то генератор не работает, зарядки нет и аккумулятор садится.

    Поменяем регулятор напряжения, поставим проверочный. Если генератор заработал и на аккумуляторе появилось нормальное напряжение, то все ясно, надо просто поменять регулятор напряжения. Покупаем регулятор 13.3702 или его аналог. Если замена регулятора не помогла, то проблема в самом генераторе или в проводке.

    Если с проверочным регулятором генератор не заработал, то сначала, проверим, приходит ли плюс на щетки генератора и на регулятор напряжения. Можно проверить вольтметром, или контрольной лампочкой. Надо вынуть разъем из щеток генератора и из регулятора напряжения. Померить относительно массы напряжение на снятых разъемах. На одной точке каждого разъема должен быть плюс. Если этого плюса нет, то, где-то от замка зажигания до разъемов обрыв.

    Прежде чем снимать генератор проверим его еще раз. Надо взять два провода с «мамой», надеть их на клеммы щеток вместо разъема, один (любой) провод на плюс аккумулятора, другой на минус и завести двигатель. Напряжение на выходе генератора подскочит до 16 и более вольт, генератор работает, выключаем двигатель и думаем дальше. Если напряжение не появилось, то генератор точно не работает и его придется снимать.

    Поставим снятый генератор на стол и крутанем за шкив, если слышен рокот, то подшипники надо менять.

    Читайте также:  Активировать автокад 2011 генератор ключей

    Если у генератора большой пробег, то подшипники надо менять в любом случае.

    Если генератор залит, весь в масле и грязи. отгоревший, или разболтанный силовой вывод, сгоревшая обмотка, отгоревшие или ржавые концы обмотки, изношенный медные кольца на роторе, то лучше сразу обменять генератор на восстановленный.

    Если на вид все нормально, генератор сухой и чистый, то неисправен диодный мост, или обрыв обмотки статора или ротора.

    Проверяем диодный мост любым цифровым (или стрелочным) тестером. Всего шесть диодов. Замеряем проводимость каждого в одну, а потом в другую сторону. Если проверяем сопротивление стрелочным прибором, то в одном подключении стрелка отклоняется сильно, а при обратном подключении слабо, или не отклоняется диод исправен. Если отклоняется при одном и при другом подключении или не отклоняется вообще, диод неисправен и диодный мост надо заменить.

    Обмотку статора надо проверить на пробой на массу. Сопротивление между любым выводом и массой (железом) должно быть очень большим (не должно прозваниваться)

    Проверяем целостность обмотки. Сопротивление между тремя выводами обмотки должно быть очень маленьким (все должно прозваниваться).

    Если есть пробой или обрыв, то обмотку придется заменить (проще заменить генератор)

    Проверяем обмотку ротора. Сопротивление между медными кольцами ротора должно быть 2,5- 3 Ома. Ели есть обрыв обмотки, или пробой на массу, ротор надо заменить. При попытке поставить похожий ротор, может оказаться, что он не подойдет. Проще заменить генератор.

    Таким образом, ремонт генератора – это замена диодного моста и замена подшипников

    в остальных случаях выгоднее обменять на восстановленный. .

    В некоторых случаях подшипники настолько заржавевшие, что их невозможно снять, это тоже повод поменять генератор на восстановленный.

    Предохранители ГАЗель Бизнес

    Автомобиль ГАЗель сравнительно надежна, но и у неё возникают проблемы, связанные с обесточиванием части электрической цепи. Чтобы решить эту проблему понадобится проверить исправность предохранителей. Он располагается внутри салона – что исключает попадание внутрь него воды.

    Автомобиль ГАЗель категории Бизнес отличается от аналогов от этого же автопроизводителя большим количеством электрооборудования. Именно в этом и заключается основная причина необходимости проверки блока предохранителей. Процесс данный не вызывает затруднений.

    Как открыть блок предохранителей на Газель Бизнес

    Сам блок находится внутри салона автомобиля ГАЗель Бизнес. Схема расположения предохранителей сравнительно проста, не вызывает каких-либо затруднений. Габаритные размеры сравнительно невелики. Что иногда доставляет некоторые сложности. Осуществлять замену новых предохранителей сравнительно несложно. В комплекте с любым автомобилем поставляется специальный пинцет.

    Она располагается внутри самого блока, вытащить его не составляет проблем.

    Нужно помнить: замену предохранителей, различных реле и других элементов электроники нужно осуществлять при помощи диэлектрических инструментов. В противном случае можно замкнуть какие-либо контакты: что приводит к серьезным поломка, неисправностям. При отсутствии опыта работы с электрическими компонентами следует обратиться к специалистам. Это позволит избежать более серьезных поломок.

    Открыть блок предохранителей не составит какого-либо труда – достаточно снять пластиковую крышку. БП находится слева, ниже рулевого колеса. Необходимо слегка поддеть пластик ногтем – он легко отсоединится.

    Сам блок разделен на несколько отдельных частей:

    Нужно заранее ознакомиться с устройством блока предохранителей, расположенного панелью приборов.

    Отдельно нужно упомянуть, что шина CAN располагается в этом же корпусе. С её помощью можно получить максимально подробную, точную информацию.

    Верхний блок предохранителей

    Данная группа представляет собой сравнительно небольшой перечень предохранителей. Они подают напряжение на следующие цепи питания:

    • №1, 2 – габаритные лампы в передней левой, правой, правой блок-фарах;
    • №3, 4 – ближний свет левой, правой блок-фары;
    • №5, 6 – дальний свет;
    • №7 – противотуманные фонари;
    • №8 – указатели поворота, стоп-сигнал;
    • №9 – аварийная сигнализация;
    • №10 – отвечает за работу педали тормоза в режиме включения сигналов.

    Некоторые предохранители, представленные на рисунке выше, могут попросту отсутствовать. Например, №11 – противотуманки (опционально), №12 – блокировка дифференциала. Данные системы устанавливаются опционально, необходимо внимательно ознакомиться с принципом их работы.

    Важно помнить: перед заменой предохранителя стоит определить причину неисправности. В противном случае замененный элемент просто сразу же выйдет из строя.

    Нижняя группа предохранителей

    Если возникают проблемы центральным замком, топливным насосом – необходимо обратить свое внимание нижнюю группу предохранителей. Она включает в себя достаточно большое количество элементов. Маркируются они следующим образом:

    • №13 – подает питание на датчик скорости, кран отопления, бензонасос, выключатель света при включенном заднем ходе;
    • №14 – осуществляется управление цепью блока управления ABS;
    • №15 – генератор, зарядка и запитывает реле очистки ветрового стекла;
    • №16 – блок управления освещением, подогрев сидений;
    • №17 – вентиляция, охлаждение, а также электропривод зеркал (при наличии таковой опции в комплектации);
    • №18 – электродвигатель, регулятор частоты вращения вентилятора отопителя (может присутствовать дополнительный отопитель);
    • №20 – электростеклоподъемники (доступно опционально);
    • №21 – розетка, а также отвечает за прикуриватель в салоне;
    • №22 – лампа, освещающая подкапотное пространство;
    • №23 – устройство для воспроизведения звука;
    • №24 – диагностическая шина CAN.

    Отдельным рядом установлены некоторые другие компоненты – их перечень зависит от установленного в автомобиль мотора:

    • №25 может быть номиналом 5 или 15 ампер: в двигателе УМЗ-4216 – подает напряжение на систему управления двигателем; ISF8s4129P – данный предохранитель также отвечает за систему управления двигателем;
    • №26 всегда имеет номинал работы 20 ампер: на УМЗ-4216 – питание на обмотку, контакты релейной группы; ISF8s4129P – запитывает обогреватель заднего стекла.

    Электрический насос, вне зависимости от типа установленного мотора, предполагает установку предохранителя номиналом 10 ампер, маркируется за номером 29. При наличии кондиционера подает напряжение и на его муфту. Также присутствует перечень запасных предохранителей. Маркируются они следующим образом (данная группа самая маленькая):

    • №1 – 5 ампер;
    • №2 – 10 ампер;
    • №3 – 15 ампер;
    • №4 – 20 ампер;
    • №5 – 25 ампер.

    Группа реле

    Щиток реле располагается в одном блоке с предохранителями. Маркируется следующим образом:

    • №1 – обеспечивает нормальную работу стеклоочистителя, дворников;
    • №2 – плафон двери;
    • №3 – противотуманки;
    • №4 – обогрев зеркал;
    • №5 – ближний свет;
    • №6 – насос системы отопления;
    • №7 – звуковое обозначение поворота;
    • №8 – дальний свет.

    Также присутствует блок предохранителей и в моторном отсеке.

    Блок предохранителей в моторном отсеке

    Замена предохранителей

    Если не поступает напряжение на зарядку от генератора, не загорается приборная панель, отказывается включаться стартер – проблема, зачастую, кроется в предохранителях. Процесс замены включает следующие основные этапы:

    • необходимо вскрыть корпус блока предохранителей;
    • далее пластиковым пинцетом либо иным инструментом, изготовленным из диэлектрика, необходимо вытащить предохранитель;
    • устанавливается новый, номинал которого обязательно должен совпадать.

    Принципиальная схема монтажного блока имеет стандартные обозначения, разобраться с ними не составит большого труда. Нужно лишь заранее ознакомиться с таковой схемой.

    Обзор генератора газель 406 и 402: схема подключения, замена ремня и проверка регулятора напряжения — Автомастер

    Генератор на Газель и Волгу с двигателем ЗМЗ 402

    Схема генератора на Волгу и Газель

    На Волгу и Газель ставился двигатель ЗМЗ 402.

    Для этого варианта автомобилей применялся генератор типа 16 КЗАТЭ или 19 АТЭ1 (Элтра)

    Эти генераторы были полностью взаимозаменяемы. По конструкции были идентичны и позволяли взаимное использование деталей для ремонта.

    Для двигателей «Волги» генераторы комплектовались двухрядным шкивом, для «Газелей» однорядным.

    Для автомобилей производства первой половины 90х годов использовался вывод переменного напряжения с фазы генератора для работы тахометра.

    В последующих моделях тахометр получал сигнал от системы зажигания, и вывод фазы генератора стал не нужен, если на генераторе он есть, то его просто не подключают.

    Генератор имеет традиционную схему. Обмотка, ротор, диодный мост, щеточный узел. Регулятор напряжения стоит отдельно и соединяется с генератором проводами.

    Работа схемы генератора 16.3701 и 19.3771

    При включении зажигания, ток от аккумулятора идет через контакты замка зажигания, с точки 151, на щетку, далее через обмотку ротора на внешний регулятор (который стоит в стороне от генератора). На клемму + регулятора с точки 151 приходит отдельный провод.

    Плюс от аккумулятора, открывает регулятор напряжения и ток ротора свободно проходит на массу, цепь замыкается. Этот ток сильно намагничивает ротор. Двигатель заводится стартером, ротор генератора начинает вращаться, и его магнитное поле возбуждает ЭДС в обмотке генератора.

    Уже на холостых оборотах генератор начинает давать напряжение. Аккумулятор становится потребителем и происходит зарядка, обмотка возбуждения генератора питается по той же цепи, только теперь не от аккумулятора, а от выхода генератора.

    При подключении внешних потребителей, все питается от генератора.

    Плюс, который приходит на регулятор напряжения, показывает регулятору величину напряжения на выходе генератора. Если напряжение начинает расти (из –за роста оборотов), то регулятор прикрывает ток ротора и напряжение снижается, если напряжение понижается, регулятор делает ток ротора побольше и напряжение подрастает, так поддерживается примерно постоянный уровень напряжения.

    Принцип действия генератора

    Трехфазная обмотка, генерирует Электродвижущую силу под действием изменяющегося магнитного поля.

    Сильное магнитное поле создает электромагнит-ротор, полюса которого, при вращении, все время меняют направление магнитного поля, пересекающего обмотку, от чего в ней возникает ЭДС.

    Переменная ЭДС, должна обеспечить в сети, постоянный ток, для этого обмотка подключена к выпрямителю. Выпрямитель (диодный мост), состоит из шести диодов, которые проводят ток обмотки только в одну строну, так происходит выпрямление.

    Магнитное поле создается электрическим током. Для этого внутри ротора вставлена обмотка, которая называется обмотка возбуждения. Ток в обмотку возбуждения подводят через щетки, прижатые к кольцам ротора. Для работы генератора, в роторе должен протекать ток. При запуске двигателя этот ток идет от аккумулятора, а когда генератор возбудится, он уже сам питает свою обмотку возбуждения.

    Регулятор напряжения

    Генератор должен обеспечивать в сети постоянный уровень напряжения. Напряжение не должно снижаться, повышаться, а тем более не должно превышать определенный уровень, иначе могут сгореть лампочки и другие элементы электрооборудования. Чем выше обороты, тем больше ЭДС, а значит, и напряжение может вырасти до недопустимых значений.

    Потому во всех автомобильных генераторах предусмотрено подержание напряжения на заданном уровне при изменении числа оборотов двигателя. Кроме того, Включение разных приборов сильно меняет ток нагрузки генератора, а чем больше ток, тем ниже напряжение.

    Устройство, которое поддерживает напряжение на одном уровне называется регулятор напряжения.

    Какое должно быть напряжение? Все электрооборудование рассчитано на напряжение аккумулятора 12 Вольт. Для зарядки аккумулятора напряжение генератора должно поддерживаться примерно на 2 Вольта выше, поэтому рабочее напряжение генератора поддерживается на уровне 14, 2 – 13, 8 Вольта.

    Если напряжение будет выше, это приведет к выкипанию аккумулятора и сокращению срока его службы, лампочки и другие приборы начнут перегорать. Если напряжение будет ниже, то аккумулятор будет недозаряжен, это приведет к неожиданным отказам стартера и сокращению срока службы аккумулятора.

    Принцип работы регулятора состоит в том, что он включает и выключает ток возбуждения в роторе. Если напряжение растет он отключат обмотку возбуждения и напряжение падает, если напряжение падает, он включает обмотку возбуждения и напряжение растет.

    Таким образом, регулятор все время включается – выключается, напряжение растет – падает, при частом переключении получается мелкая пила напряжения, которая похожа на постоянное напряжение (аккумулятор дополнительно сглаживает эти мелкие колебания).

    Если генератор неисправен

    Генератор может не работать совсем и может работать неправильно.

    В некоторых случаях можно обойтись мелким ремонтом, в других случаях придется менять генератор.

    При неисправном генераторе, аккумулятор разряжен, поэтому,

    Стартер тяжело крутит, но, все-таки, заводит.

    Стартер тяжело крутит, не может завести двигатель и на вторую попытку аккумулятора не хватает.

    С утра стартер медленно крутит и с трудом заводит двигатель.

    Машина постоит и уже не заведешь

    Заводится только с толкача

    Все погасло и полная тишина

    Лампочки тускло светятся и сигнал слабый

    Аккумулятор мокрый и чувствуется запах кислоты

    Чтобы понять в чем дело надо завести машину. Например, поставить проверочный аккумулятор, или завести с толкача.

    Дело может быть: в стартере, в аккумуляторе, в проводке или в генераторе. Сначала надо поставить проверочный аккумулятор. Если заведется нормально, то стартер и проводка в норме. Проверим генератор. Стрелка собственного вольтметра должна быть на зеленой шкале. Вольтметром проверить напряжение на аккумуляторе.

    Напряжение должно быть 13, 6 – 14 Вольт, при включении фар и печки не должно стать ниже 13, 4 Вольта. Если так, то генератор исправен. Если напряжение ниже, то зарядка слабая или ее нет. Сначала надо убедиться, что ремень натянут хорошо. Потом померить напряжение на выходе генератора, оно должно быть 13, 6 – 14 Вольт.

    Если при этом на аккумуляторе оно ниже, то оборван предохранитель 60 А, или контакты блока предохранителей заржавели.

    Если напряжение на выходе генератора близко к 12 Вольтам, то генератор не работает, зарядки нет и аккумулятор садится.

    Поменяем регулятор напряжения, поставим проверочный. Если генератор заработал и на аккумуляторе появилось нормальное напряжение, то все ясно, надо просто поменять регулятор напряжения. Покупаем регулятор 13.3702 или его аналог. Если замена регулятора не помогла, то проблема в самом генераторе или в проводке.

    Если с проверочным регулятором генератор не заработал, то сначала, проверим, приходит ли плюс на щетки генератора и на регулятор напряжения. Можно проверить вольтметром, или контрольной лампочкой.

    Надо вынуть разъем из щеток генератора и из регулятора напряжения. Померить относительно массы напряжение на снятых разъемах. На одной точке каждого разъема должен быть плюс.

    Если этого плюса нет, то, где-то от замка зажигания до разъемов обрыв.

    Прежде чем снимать генератор проверим его еще раз. Надо взять два провода с «мамой», надеть их на клеммы щеток вместо разъема, один (любой) провод на плюс аккумулятора, другой на минус и завести двигатель.

    Напряжение на выходе генератора подскочит до 16 и более вольт, генератор работает, выключаем двигатель и думаем дальше. Если напряжение не появилось, то генератор точно не работает и его придется снимать.

    Поставим снятый генератор на стол и крутанем за шкив, если слышен рокот, то подшипники надо менять.

    Если у генератора большой пробег, то подшипники надо менять в любом случае.

    На разобранном генераторе сразу можно увидеть:

    Генератор залит, весь в масле и грязи. Отгоревший, или разболтанный силовой вывод, Сгоревшую обмотку генератора, отгоревшие или ржавые концы обмотки в местах крепления к диодному мосту. Изношенный медные кольца на роторе. Развалившийся диод диодного моста или отгоревший вывод диода.

    Если на вид все нормально, генератор сухой и чистый, то неисправен диодный мост, или обрыв обмотки статора или ротора.

    Проверяем диодный мост любым цифровым (или стрелочным) тестером. Всего шесть диодов. Замеряем проводимость каждого в одну, а потом в другую сторону.

    Если проверяем сопротивление стрелочным прибором, то в одном подключении стрелка отклоняется сильно, а при обратном подключении слабо, или не отклоняется диод исправен.

    Если отклоняется при одном и при другом подключении или не отклоняется вообще, диод неисправен и диодный мост надо заменить.

    Если проверяем цифровым тестером, то в одном подключении показывает 1 (значит не проводит), а в другом показывает примерно 600 – значит целый. Если в обоих подключениях показывает около 0 значит пробит, если 1, то значит оборван. В этом случае, диодный мост надо заменить.

    Обмотку статора надо проверить на пробой на массу. Сопротивление между любым выводом и массой (железом) должно быть очень большим (не должно прозваниваться)

    Проверяем целостность обмотки. Сопротивление между тремя выводами обмотки должно быть очень маленьким (все должно прозваниваться).

    Если есть пробой или обрыв, то обмотку придется заменить (проще заменить генератор)

    Проверяем обмотку ротора. Сопротивление между медными кольцами ротора должно быть 2,5- 3 Ома. Ели есть обрыв обмотки, или пробой на массу, ротор надо заменить. При попытке поставить похожий ротор, может оказаться, что он не подойдет. Проще заменить генератор.

    Таким образом, ремонт генератора – это замена диодного моста и замена подшипников.

    При неисправности обмотки статора или ротора, генератор дешевле поменять на восстановленный или купить новый. В некоторых случаях подшипники настолько заржавевшие, что их невозможно снять, это тоже повод поменять генератор на восстановленный.

    Источник

    Adblock
    detector