Меню

Технические характеристики генератора газ

Технические характеристики генератора газ

Генератор Г250-Н1 (рис . 156 ) представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину переменного тока с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямительным блоком ВБГ-1. Он служит источником электрической энергии для питания потре-бителей и зарядки аккумуляторной батареи.

Установлен генератор на кронштейне с правой стороны двигателя. Ротор генератора приводится во вращение ременной передачей от шкива коленчатого вала двигателя.

Магнитное поле создается обмоткой возбуждения ротора, которая питается током от аккумуляторной батареи. Вращающееся магнитное поле пересекает обмотки статора, где индуктируется переменный электрический ток. Переменный ток выпрямляется кремниевым выпрямительным блоком и далее направляется к потребителям.

На валу 7 ротора установлены обмотка 9 возбуждения и два когте-образных магнитопровода 8 ротора, которые образуют двенадцати-полюсную магнитную систему. Электрический ток поступает в обмотку возбуждения через два кольца 10, установленные на валу ротора. С кольцами контактируют две щетки 18, расположенные в щеткодержателе 16. Вал ротора вращается в двух закрытых шарикоподшипниках, которые установлены в крышках 4 и 19.

Между крышками установлен статор с обмотками 11. Статор представляет собой магнитопровод 12, набранный из листов электротехнической стали. Во внутренней части статора сделано 18 равномерно расположенных пазов, в которых помещены обмотки. Обмртка статора имеет три фазы, соединенные звездой. Каждая фаза состоит из шести катушек, соединенных последовательно. Концы обмоток каждой фазы подсоединены к выпрямительному блоку 13.

Выпрямительный блок установлен в крышке со стороны контактных колец Он состоит из шести кремниевых диодов, соединенных в трехфазный двухполупериодный выпрямитель Каждые два диода имеют общий теплоотвод 20 Электрическая схема генератора показана на рис. 157

Внутренние части и обмотки генератора принудительно охлаждаются воздухом, который продувается через генератор с помощью центробежного вентилятора 2 (см рис . 156 ) На крышку со стороны контактных колец выведены зажил! » + » для подключения потребителей и штекерный разъем Ш для соединения с регулятором напряжения Пластмассовый изолятор штекерного разъема исключает возможность замыкания его на массу Для отсоединения разъема Ш необходимо немного поднять изолятор и потянуть вдоль генератора.

Тип выпрямительною блока

Допустимый ток на каждый диод в А

Среднее значение обратною тока (при обратном напряжении 100 В) в А

Допустимое падение напряжения (при 10 А) в В

Давление щеточных пружин в гс

Тип генератора Г250 Н1
Направление вращения Правое (со стороны привода)
Номинальная мощность в Вт 350
Ток самоограничения при частоте вращения 5000 об/мин в А 40 +/- 5
Частота вращения ротора в об мин обеспечивающая напряжение 12.5 В (при температуре генератора +20° С и возбуждении от постороннего источника) при нулевом токе нагрузки. Не менее 900
То же при токе нагрузки в 28 А Не менее 2100
ВБГ-1
10
Не более 0003
Не более 1
180-260
Передаточное число (отношение частоты вращения шкива генератора к частоте вращения шкива коленчатого вала) 1,95

Обслуживание генератора следует начинать с проверки крепления и осмотра щеточного узла и контактных колец Не допускаются какие либо повреждения щеток и заклинивание их в щеткодержателе Высота щеток должна быть не менее 8 мм Изношенные щетки подлежат замене Если щетки свободно не перемещаются в щеткодержателе, то их необходимо протереть ветошью, смоченной бензином.

Для замера давления щеточных пружин необходимо снять щеткодержатель, удалить одну щетку, установить крышку на щеткодержателе и, удерживая ее рукой, нажать выступающим из щеткодержателя концом щетки на чашку стрелочных весов (рис. 158). Стрелка весов покажет искомое давление, когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм. Аналогично проверяют давление пружины второй щетки.

С поверхности контактных колец необходимо удалить грязь и при необходимости зачистить их стеклянной шкуркой зернистостью не менее 80 (рис. 159). Кольца с большим износом следует проточить на токарном станке до степени шероховатости 7-го класса. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,2 мм. Биение колец должно быть не более 0,08 мм.

Периодически генератор нужно снимать с автомобиля, разбирать, очищать от пыли и грязи. При разборке проверяют состояние подшипников. В случае заедания подшипники подлежат замене.

Выпрямительный блок следует тщательно очищать от грязи. При необходимости проверяют диоды с помощью контрольной лампы 6 (рис. 160).

На рис. 160, а показана проверка диодов, припаянных к выводам 3 плюсовой шины 1. Первая часть проверки заключается в присоединении провода А к плюсовой шине выпрямителя и поочередном касании проводом Б1 ко всем трем клеммам 5 блока. При исправных диодах, пропускающих ток от клемм 5 к выводу 5, контрольная лампочка с силой света 1 ев (А12-1) должна гореть. Если при одном из подключений контрольная лампа не горит, то это указывает на обрыв перехода проверяемого диода.

При второй части проверки, указанной на левом рисунке штриховой линией, провод Б подключают к плюсовой шине выпрямителя, а проводом Б1 поочередно касаются клемм 5. При исправных диодах, не пропускающих ток от шины 1 к клеммам 5, контрольная лампа не должна гореть. Горение лампы указывает на короткое замыкание в проверяемом диоде.

Затем аналогичным способом проверяют диоды, припаянные к минусовой шине 2 в точках 4 (рис. 160, б).

Выпрямительную секцию с неисправным диодом следует заменить. Распаивать выводы выпрямительной секции необходимо двумя паяльниками одновременно при отвернутой круглой гайке клеммы подсоединения фазной обмотки. При монтаже новой секции нельзя нагревать место пайки выше 150° С и более 5 с.

В процессе эксплуатации автомобиля могут встретиться отдельные неисправности генератора, способы устранения которых указаны ниже.

Исправность генератора и правильность сборки определяют проверкой частоты вращения в минуту, при которой достигается напряжение 12,5 В во время работы генератора вхолостую и с полной нагрузкой. Простейший испытательный стенд для такой проверки состоит из электродвигателя 2 (рис. 161), позволяющего плавно изменять частоту вращения генератора до 3000 об мин, приборов, реостата 7, позволяющего создать нагрузку до 40 А в цепи генератора, аккумуляторной батареи 6-СТ-60-ЭМ и реостата 9 в цепи возбуждения на 3-5 А. Можно использовать контрольно-испытательный стенд, выпускаемый объединением Росавтоспецоборудование.

Для проверки генератора включают выключатель 10 и с помощью реостата 9 регулируют по вольтметру 8 напряжение 12,5 В. Без нагрузки (выключатель 6 выключен), когда генератор холодный, вольтметр должен показывать 12,5 В при частоте вращения ротора не более 900 об/мин.

Затем включают выключатель 6 и. увеличивая частоту вращения генератора, повышают нагрузку реостатом 7. При нагрузке 28 А и напряжении 12,5 В (по вольтметру 4) частота вращения ротора должна быть не более 2100 об/мин. Во время этих испытаний напряжение на клемме Ш поддерживают реостатом 9 в пределах 12,5 В.

Нет зарядного тока

1. Очистить щеткодержатель от грязи, проверить давление щеточных пружин 2. Подгорание контактных колец

2. Зачистить или проточить контактные кольца 3. Обрыв цепи возбуждения

3. Устранить обрыв цепи (особенно тщательно проверить места припайки выводов катушки возбуждения к контактным кольцам и исправность выводов катушки) 4. Обрыв проводов от клемм «+» или Ш 4. Отремонтировать провода

Нет полной отдачи тока (несмотря на разряженную аккумуляторную батарею)

1. Слабо натянуты ремни 1. Натянуть ремни

2. Неисправен регулятор напряжения 2. Заменить регулятор напряжения

3. Межвитковое замыкание или обрыв в цепи одной из фаз статорной обмотки генератора

3. Разобрать генератор; проверить, нет ли обрыва или замыкания статорной обмотки; статор с неисправной обмоткой заменить

4. Повреждение одного из диодов выпрямительного блока

4. Проверить диоды с помощью прибора пли контрольной лампы; секцию с поврежденными диодами заменить

Быстрый износ щеток и контактных колец

1. Увеличенное биение контактных колец

1. Проточить и отшлифовать контактные кольца

2. Попадание масла и пыли на контактные кольца

2. Протереть контактные кольца и щетки тканью, смоченной в бензине

Ненормальный шум генератора

1. Недостаточное количество смазки в подшипниках 1. Смазать подшипники или заменить их

2. Задевание ротора за полюса статора

2. Проверить подшипники и их посадочные места. Детали, имеющие повреждения, заменить 3. Износ и заедание подшипников 3. Заменить подшипники

4. Выработка посадочного места под кольцо подшипника 4. Заменить крышку генератора

Поломка кронштейна крепления генератора, частое ослабление крепления

Источник

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

На двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь установлено электрооборудование постоянного тока. Номинальное напряжение в системе 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С «массой» двигателя соединены все клеммы «–» (минус) приборов и агрегатов электрооборудования. В состав электрооборудования, устанавливаемого на двигателе, входят генератор Прамо Электро, БАТЭ, ЗиТ или АТЭ-1, стартер и датчики приборов.

Генераторы Прамо Электро, БАТЭ, ЗиТ, АТЭ-1 на двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь, устройство, электрическая схема, эксплуатация и обслуживание.

На двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь могут устанавливаться следующие генераторы:

— 5122.3771000 (5122.3771) ООО Прамо Электро.
— 3212.3771000-10 ОAО БАТЭ.
— 9422.3701000 ПАО ЗиТ.
— 2522.3771010 (2522.3771) ОАО АТЭ-1.

Генератор предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля Газель и Соболь. Все генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком. Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем с передаточным отношением 2,5.

Основные технические данные генераторов Прамо Электро, БАТЭ, ЗиТ, АТЭ-1 на двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь.

— Направление вращения (со стороны шкива): правое
— Номинальное напряжение, В: 14

— 5122.3771000: 80
— 3212.3771000-10: 90
— 9422.3701000: 72
— 2522.3771010: 75

Генератор 3212.3771 ОАО БАТЭ отличается от генератора 9422.3701 ПАО ЗиТ наличием дополнительного вывода c обмоток статора и восемью силовыми диодами в выпрямительном блоке.

Ток отдачи генераторов 5122.3771, 3212.3771-10, 9422.3701, 2522.3771010 при напряжении 13 В и температуре окружающей среды 15-35 ºС при длительном режиме работы и частоте вращения ротора генератора.

Устройство генераторов Прамо Электро, БАТЭ, ЗиТ, АТЭ-1 на двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь.

Генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования на двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь.

Генераторы 5122.3771, 3212.3771-10, 9422.3701, 2522.3771010 состоят из следующих составных частей:

— Статора.
— Ротора.
— Крышки со стороны контактных колец с установленным снаружи выпрямительным блоком и конденсатором.
— Крышки со стороны привода.
— Щеткодержателя с регулятором.
— Шкива.
— Кожуха.

Каталожные номера деталей, узлов и креплений генераторов Прамо Электро, БАТЭ, ЗиТ, АТЭ-1 на двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь.

Статор представляет собой пакет, набранный из пластин электротехнической стали, имеет 36 равномерно расположенных по внутренней поверхности пазов, в которых размещена трехфазная обмотка, соединенная по схеме «двойная звезда».

Ротор состоит из вала, катушки возбуждения, намотанной на каркас, внутри которого запрессована стальная втулка, двух клювообразных половин ротора. Для обеспечения охлаждения в каждой полюсной половине ротора при помощи контактной сварки приварен вентилятор. Со стороны контактных колец на вал напрессован подшипник и два контактных кольца.

Крышка со стороны контактных колец снабжена вентиляционными окнами. В ступице крышки запрессована пластмассовая втулка, которая предназначена для удержания наружной обоймы подшипника от проворота и защиты щеткодержателя от попадания пыли и влаги. Крышка со стороны привода имеет вентиляционные отверстия, в крышку установлен подшипник. Щеткодержатель состоит из пластмассового корпуса, на котором установлен регулятор напряжения и графитовые щетки.

Принцип работы генераторов Прамо Электро, БАТЭ, ЗиТ, АТЭ-1 на двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь.

Генератор работает следующим образом. При прохождении через обмотку возбуждения постоянного тока, вокруг нее создается магнитный поток. Пронизывающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы статора.

При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно проходит то северный, то южный полюс ротора. При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, изменяются по величине и направлению, и в обмотке статора наводится переменная электродвижущая сила. Переменный ток, протекающий по обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, смонтированным снаружи крышки со стороны контактных колец генератора.

Электрическая схема подключения генераторов Прамо Электро, БАТЭ, ЗиТ, АТЭ-1 на двигателе ЗМЗ-40522.10 в систему электрооборудования автомобилей Газель и Соболь.

Эксплуатация генераторов Прамо Электро, БАТЭ, ЗиТ, АТЭ-1 на двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь.

При эксплуатации генератора недопустимо проверять работоспособность генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попадание на генератор электролита, антифриза и т.д. Работоспособность генератора надо контролировать по сигнализатору разряда аккумуляторной батареи, расположенному в комбинации приборов автомобиля. При нормально работающем генераторе сигнализатор не горит. В случае неисправности работоспособность генератора надо проверить на стенде.

При эксплуатации необходимо следить за:

— Состоянием электропроводки. Особенно за чистотой и надежностью соединений контактов проводов, подходящих к генератору.
— Состоянием ремня привода генератора.

Проверка натяжения ремня привода водяного насоса и генератора.

Проверку натяжения ремня привода водяного насоса и генератора необходимо производить при каждом ТО-1. Прогиб ремня привода водяного насоса и генератора посередине между шкивами водяного насоса и генератора должен находиться в пределах 13-15 мм при приложении на него нагрузки 78,5 Н (8 кгс). Натяжение ремня привода водяного насоса и генератора производится перемещением натяжного ролика. Для чего необходимо:

— Ослабить болт крепления натяжного ролика на оси.
— Закручивая болт перемещения натяжного ролика, произвести натяжение ремня.
— Затянуть болт крепления натяжного ролика на оси.

При слабом натяжении ремня на высоких оборотах работы двигателя начинается пробуксовка ремня. Излишний его перегрев и расслоение. Это также приводит к перегреву двигателя и недостаточной зарядке аккумулятора. Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников генератора, водяного насоса и натяжного ролика, а также вытягивание ремня.

Натяжение ремня привода генератора и водяного насоса на двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь.

Проверка состояния ремня привода и подшипников натяжного ролика.

Необходимо производить при каждом ТО-2. Состояние ремня привода проверять визуально. При растрескивании, расслоении, обнажении корда и других дефектах ремень подлежит замене. Рекомендуется заменять ремень привода водяного насоса и генератора каждые 50 000 километров пробега. При обнаружении шума подшипников натяжного ролика при работе двигателя или ощутимого люфта ролика (после снятия ремня при его замене), необходимо заменить ролик.

Возможные неисправности генераторов Прамо Электро, БАТЭ, ЗиТ, АТЭ-1 на двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь и методы их устранения.

Лампа сигнализатора разряда аккумуляторной батареи горит постоянно или периодически при движении автомобиля.

— Проскальзывает ремень привода генератора: отрегулировать натяжение ремня
— Неисправен регулятор напряжения: заменить регулятор напряжения
— Короткое замыкание обмотки возбуждения генератора: заменить ротор на станции технического обслуживания
— Обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока: заменить выпрямительный блок на СТО

Лампа сигнализатора разряда аккумуляторной батареи не загорается при включенном зажигании.

— Неисправен регулятор напряжения: заменить регулятор напряжения
— Изношены щетки генератора: заменить щетки
— Зависли щетки генератора, окислены контактные кольца: очистить от пыли и грязи, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине
— Обрыв обмотки возбуждения генератора: заменить ротор на СТО

При работе двигателя стрелка указателя напряжения находится в левой (или нижней) красной зоне и загорается сигнализатор разряда аккумуляторной батареи.

— Проскальзывает ремень привода генератора на больших оборотах: отрегулировать натяжение ремня
— Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторе, поврежден провод: заменить наконечники или заменить провод
— Неисправен аккумулятор: заменить аккумулятор
— Неисправен регулятор напряжения: заменить регулятор напряжения

При работе двигателя стрелка указателя напряжения находится в правой (или верхней) красной зоне.

— Неисправен регулятор напряжения: заменить регулятор напряжения

Повышенный шум генератора.

— Изношены подшипники: заменить подшипники на СТО.
— Ротор задевает за полюсы статора: заменить генератор.

Источник

Читайте также:  Как снять ролик натяжителя ремня генератора гольф 4
Adblock
detector