Меню

Устройство ходовой части автомобиля урал 4320

Устройство ходовой части автомобиля урал 4320

Главе 5. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ КамАЗ-5320 и Урал-4320


НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЕЙ КамАЗ-5320 и Урал-4320

Ходовая часть служит для обеспечения непосредственного взаимодействия автомобиля с дорожной или грунтовой поверхностью. Она состоит из рамы, колесного движителя, подвески и мостов.

Рама является остовом автомобиля. Она предназначена для установки и крепления двигателя, агрегатов трансмиссии, ходовой части, дополнительного и специального оборудования, механизмов органов управления, а также кабины и кузова. На автомобилях КамАЗ-5320 и Урал-4320 применяют лонжеронные клепаные рамы.

Колесный движитель обеспечивает создание сил сцепления с поверхностью, т. е. реализует возможности движения и управления автомобилем. Шины колес снижают динамические нагрузки при преодолении препятствий и неровностей дорог. Колесный движитель состоит из ведущих и ведомых колес. Ведущие колеса преобразуют крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию, в силу тяги, обеспечивая поступательное движение автомобиля. Ведомые колеса вращаются при движении автомобиля за счет действия толкающих сил от рамы автомобиля. Управляемые колеса, ведомые и ведущие, обеспечивают управление движением автомобиле с помощью рулевого управления.

Подвеска служит для улучшения плавности хода, чем обеспечивается возможность длительного движения без быстрой утомляемости людей и повреждения перевозимых грузов. Она представляет собой совокупность устройств, осуществляющих упругую связь рамы с мостами, обеспечивающих смягчение толчков и ударов, возникающих при наезде колес на неровности дороги, и передачу сил и моментов, действующих между колесами и рамой. Подвеска состоит из упругого, направляющего и гасящего устройств.

Упругое устройство подвески служит для уменьшения динамических нагрузок, обусловленных главным образом действием вертикальных сил. При наезде колеса на неровность дороги упругое устройство деформируется, значительно смягчая ударную нагрузку от колеса на кузов автомобиля. В результате работы упругого устройства уменьшаются перемещения рамы автомобиля, копирующие профиль дорожных неровностей, и улучшается плавность хода автомобиля.

В качестве упругих устройств на автомобилях КамАЗ-5320 и Урал-4320 применяют металлические листовые рессоры.

Направляющее устройство подвески определяет характер перемещения колеса при деформации упругого устройства относительно рамы автомобиля, а также передает силы и моменты, действующие между колесом и рамой (силу тяги, тормозную силу, боковые силы и их моменты).

Функции направляющих устройств на автомобилях КамАЗ-5320 и Урал-4320 выполняют рессоры, балансиры и рычаги.

Гасящие устройства предназначены для быстрого гашения колебаний кузова автомобиля, возникших под воздействием упругого устройства подвески. Отсутствие гасящих устройств при больших скоростях движения автомобиля по неровной дороге может привести к резонансным колебаниям и как следствие этого к пробоям подвески (удары рессор в ограничители).

Гашение колебаний сводится к превращению механической энергии колебаний рамы и закрепленных на нем составных частей в тепловую энергию благодаря трению в узлах подвески с после-дующим ее рассеиванием в окружающую среду. Трение в деталях упругого устройства (в листовых рессорах) в какой-то мере обеспечивает гашение колебаний (производит амортизирующее действие). Однако трение между листами рессор преобразует в тепло весьма незначительное количество кинетической энергии вертикальных колебаний остова, и толчки со стороны неровностей дороги передаются от колес к нему в достаточно большой степени. Поэтому для гашения колебаний применяются специальные устройства, амортизаторы, работа которых основана на наличии внутреннего трения в вязкой жидкости, проходящей через отверстие ограниченного сечения, зазор или приоткрытый клапан.

Мостом называется узел, связывающий колеса автомобиля с рамой через детали подвески. Мосты подразделяются на ведомые и ведущие; те и другие могут быть как управляемые, так и неуправляемые. Ведущий мост представляет собой пустотелую балку, в которой размещаются узлы и детали трансмиссии: главная передача дифференциал и полуоси. Управляемый мост выполняется в виде балки двутаврового (ведомый мост) или трубчатого (ведущий мост) сечения, на концах которой цапфы колес имеют с мостом шарнирную связь. Поворотом цапф относительно моста изменяется направление движения автомобиля.

Читайте также:  Неисправность ходовой части туарег можно ли ехать

Источник

Устройство ходовой части автомобиля урал 4320

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Подвеска автомобилей Урал-4320, Урал-5557 и ее детали

Передняя подвеска Урал-4320, Урал-5557

Передняя подвеска Урал-4320, 5557 (рис. 31) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия.

Рис. 31. Передняя подвеска автомобиля Урал-4320, 5557

1,8-кронштейны (передний, задний); 2-буфера рессоры; 3-кронштейн упорный буфера; 4-амортизатор; 5,17-кронштейны амортизатора; 6-кронштейн дополнительного буфера; 7-подкладка; 9-вкладыши; 10-рессора; 11-болт нижний крепления стяжки; 12-втулка распорная; 13-обойма дополнительного буфера; 14-болт верхний крепления стяжки; 15-пластина стопорная; 16- стяжка задних кронштейнов; 18-стремянка рессоры; 19-палец ушка рессоры; 20
-накладка; 21-стремянка ушка; 22-ушко рессоры; 23-клин; 24-болт

Верхние проушины амортизаторов подвески Урал-4320, 5557 через резиновые втулки прикреплены к скобам кронштейнов 5, нижние проушины — к кронштейнам 17, приваренным к картеру моста.

В средней части рессоры стремянками закреплены на картере моста.

Ход моста Урал-4320, 5557 вверх ограничивается резиновыми буферами 2, закрепленными в накладках 20 рессор и обоймах 13 дополнительных буферов.

Обойма 13 соединена с кронштейном 6, прикрепленным к лонжерону рамы.

Дополнительные буфера, кроме того, уменьшают напряжение в рессорах при резком торможении, ограничивая закрутку рессор.

На передних концах рессор стремянками 21 и болтами 24 крепятся ушки 22.

Рессоры Урал-4320, 5557 через ушки соединены с передними кронштейнами 1 пальцами 19, которые фиксируются в кронштейнах клиньями 23.

Задние концы рессор свободно входят в проушины задних кронштейнов 8.

Ход моста Урал-4320, 5557 вниз ограничивается зацепом отгибки конца третьего листа рессоры за нижний болт 11 крепления стяжки заднего кронштейна рессоры, на который установлена распорная втулка 12.

Для уменьшения напряжения в лонжеронах рамы в зоне второй поперечины задние кронштейны рессор соединены стяжкой 16, которая крепится к кронштейнам с помощью болтов.

Болты стопорятся пластинами 15.

Передняя подвеска автомобилей Урал-4320, 5557 с двигателем ЯМЗ-238М2 отличается усиленной рессорой.

В рессоре применены третий и четвертый листы толщиной 12 мм, остальные листы толщиной 10 мм не отличаются от листов рессоры автомобилей с двигателем ЯМЗ-236М2.

Гидравлические амортизаторы Урал-4320, 5557 (рис. 32) предназначены для гашения коле­баний, возникающих в результате упругих деформаций элементов подвески автомобиля при движении по неровной дороге.

Рис. 32. Амортизатор подвески автомобиля Урал-4320, 5557

1-головка верхняя; 2-гайка корпуса; 3-шайба; 4 сальник штока; 5-втулка корпуса; 6-шайба; 7-кольцо уплотнительное; 8- корпус сальника; 9-корпус амортизатора; 10-цилиндр; 11- шток поршня; 12-тарелки ограничительные; 13,15,18-диски клапанные; 14 поршень; 16- гайка поршня; 17-корпус клапана; 19-диск дроссельный сжатия; 20-диск нажимной; 21- пружина; 22-крышка

Принцип действия гидравлических амортизаторов Урал-4320, 5557 заключается в следующем.

При относительных перемещениях подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля имеющаяся в амортизаторе жидкость, перетекая из одной его полости в другую через небольшие отверстия, оказывает сопротивление вертикальному перемещению штока и гасит колебания автомобиля.

Подвеска среднего и заднего мостов Урал-4320, Урал-5557

Рис. 33. Подвеска среднего и заднего мостов Урал-4320, 5557

1-рессора; 2-стремянка; 3-накладка рессоры; 4-гайка стремянки; 5-шайба сферическая; 6-рама; 7,9-штанги реактивные (верхние и нижние); 8-кронштейн рессоры опорный; 10-кронштейн буфера; 11-подкладка буфера; 12-буфер; 13-корпус манжеты; 14-манжета; 15-кольцо уплотнительное войлочное; 16- кольцо проставочное; 17-болт крепления оси балансира; 18-болт стяжной; 19-болты крепления кронштейна балансира к пятой поперечине; 20- кронштейн балансира; 21-ось балансирной подвески; 22-кронштейн оси; 23-кольцо уплотнительное; 24-палец шаровой; 25-балансир; 26-гайка; 27-колпак балансира; 28-пробка наливного отверстия

Читайте также:  Диагностика ходовой части ваз 2114

Задняя подвеска Урал-4320, 5557 балансирного типа, концы рессор входят в проушины опорных кронштейнов 8 (рис. 33).

Рессоры Урал-4320 стремянками 2 прикреплены к балансирам 25, качающимся на оси 21 балансира.

На оси напрессованы кронштейны 22, через которые ось 21 болтами 17 крепится к кронштейнам 20 балансира.

Толкающие и тормозные усилия передаются от мостов к раме через две верхние 7 и четыре нижние 9 реактивные штанги.

Боковые усилия передаются через рессоры.

Шарниры реактивных штанг Урал-4320, 5557 — шаровые.

На верхних реактивных штангах со стороны мостов установлены пальцы с укороченным конусом, которые удерживаются от проворачивания в кронштейнах сегментными шпонками.

Головка реактивной штанги Урал-4320, 5557 герметизируется с одной стороны прокладкой, установленной под крышку, с другой стороны — уплотнительным кольцом 23.

Удар мостов о раму, полученный при наезде колеса автомобиля на препятствие, смягчается буфером 12.

Ход мостов вниз ограничивается защемлением конца рессоры в опорном кронштейне 8.

Подвеска автомобилей Урал-4320, 5557 с массой на заднюю тележку свыше 12 000 кг отличается установкой усиленных рессор (с листами большей толщины) и удлиненных соответственно стремянок.

Техническое обслуживание подвески Урал-4320, 5557

Для предупреждения среза центрового болта передней рессоры и центрирующей выдавки задней рессоры своевременно подтягивайте на груженом автомобиле гайки стремянок рессор.

При появлении скрипа в рессорах приподнимите автомобиль за раму и в образовавшиеся зазоры между листами введите смазку.

При каждой разборке рессор Урал-4320, 5557 смажьте листы, предварительно удалив старую смазку, грязь и следы коррозии.

Промойте и смажьте ушки и пальцы передних рессор.

Гайки стремянок рессор затягивайте в соответствии с рис. 34:

— передних рессор: сначала моментом 200-250 Нм (20-25 кг/см), затем окончательно моментом 400-500 Нм (40-50 кг/см);

— задних рессор: сначала моментом 250-300 Нм (25-30 кг/см), затем окончательно моментом 580-660 Нм (58-66 кг/см).

Рис. 34. Схема затяжки гаек стремянок рессор Урал-4320, 5557

1-рессора; 2-накладка задней рессоры (хомут балки переднего моста); I-IV-порядок затяжки гаек стремянок

При сборке смажьте резьбу стремянок графитовой смазкой.

Гайки стремянки 21 (см.рис. 31) крепления накладного ушка передней рессоры Урал-4320 затягивайте на нагруженном автомобиле в следующем порядке:

Отверните гайку на 1,5-2 оборота;

Раскерните резьбу в двух противоположных точках на каждом стержне.

Полная затяжка гайки стремянки недопустима, т.к. это препятствует перемещению листов и приведет к быстрому разрушению стремянки и крепления ушка в процессе эксплуатации.

При отсутствии зазора (менее 0,2 мм) между передней частью ушка и верхним листом рессоры Урал-4320 отремонтируйте или замените ушко.

Если рессора снята с автомобиля, гайки стремянки 21 затяните моментом 20-28 Нм (2,0-2,8 кг/см) и раскерните в двух противоположных точках.

Следите за подтяжкой болта 24 крепления накладного ушка. Гайки затягивайте моментом 280 Нм (28 кг/см).

При несовпадении отверстия под шплинт в болте с прорезями на гайке гайку дотяните и зашплинтуйте.

При ослаблении крепления стяжки задних кронштейнов передних рессор Урал-4320, 5557 подтяните болты ее крепления.

Момент затяжки верхнего болта 14 — 120-160 Нм (12-16 кг/см), гайки нижнего болта — 180-220 Нм (18-22 кг/см).

Болты застопорите, отгибая стопорную пластину на головки.

При износе концов первого листа задней рессоры Урал-4320, 5557 до половины толщины поменяйте местами первый и второй листы.

На рессорах автомобилей Урал-4320, 5557 с массой на заднюю тележку свыше 12 000 кг менять листы местами не рекомендуется.

Для снятия стремянок 2 (см.рис. 33) без отсоединения реактивных штанг поддомкратьте автомобиль, установите под ось балансира или раму подставу.

Читайте также:  Саньенг кайрон схема ходовой части

Отверните гайки стремянок и снимите накладку рессоры.

Опустите автомобиль на подставу так, чтобы между рессорой и балансиром образовался зазор.

Поверните балансир на небольшой угол и снимите стремянку.

Для устранения осевого перемещения балансира разгрузите балансиры, вывесив раму автомобиля так, чтобы концы рессор не были защемлены в опорных кронштейнах.

Снимите колпак 27 балансира.

Ослабьте стяжной болт 18 отверните гайку 26, протрите резьбовые части гайки и оси балансира насухо, смажьте герметиком.

Заверните гайку 26 до упора, а затем отверните ее на 1/6-1/4 оборота.

Выдавливание герметика в зазор между торцами гайки балансира и втулки не допускается.

После регулировки затяните стяжной болт 18 моментом 44-56 Нм (4,4-5,6 кг/см).

Поврежденную прокладку колпака замените, предварительно смазав ее с двух сторон герметиком.

Смазку в ступицы балансира заливайте до уровня наливного отверстия в колпаке.

Не допускайте падения уровня смазки ниже метки на колпаках балансира.

В связи с тем, что заливаемое при сборке в ступицы балансиров масло постепенно заполняет зазоры в соединениях и впитывается в деревянные пробки, запрессованные в трубу оси с двух сторон, возможно незначительное снижение уровня масла.

При подготовке автомобиля Урал-4320, 5557 к эксплуатации проверьте уровень смазки в ступицах балансира и при необходимости доведите его до уровня наливного отверстия в колпаках.

Гайки пальцев реактивных штанг затягивайте моментом 600 Нм (60 кг/см).

Если отверстие в пальце не совпадает с прорезями на гайке, доверните гайку до совпадения и зашплинтуйте.

Наполняйте смазкой шарниры реактивных штанг до выдавливания свежей смазки или до начала деформации уплотнительных резиновых колец, при этом выдавливание смазки не обязательно.

Ослабление болтовых соединений деталей подвески не допускается.

При появлении течи рабочей жидкости из амортизатора подтяните гайку 2 (см.рис. 32).

При растяжении и сжатии амортизатор Урал-4320, 5557 должен оказывать равномерное сопротивление.

Усилие при ходе отбоя должно быть в пределах 5,9-8,0 кН (595-805 кгс), а при ходе сжатия — 1,5-2,2 кН (152-228 кгс); усилие проверяется на прессе с ходом штока 100 мм и частотой 100 колебаний в минуту.

Свободное перемещение штока амортизатора Урал-4320, 5557 указывает на его неисправность.

Полированные поверхности штока, рабочего цилиндра и других деталей предохраняйте от забоин и других повреждений.

Порядок операций при замене рабочей жидкости:

Закрепите амортизатор Урал-4320, 5557 за нижнюю головку в тисках и вытяните шток полностью.

В образовавшуюся щель между кожухом и корпусом вставьте специальный ключ и отверните гайку корпуса.

Легким покачиванием за верхний конец штока выньте его вместе с поршнем из рабочего цилиндра.

Выньте из резервуара рабочий цилиндр и полностью слейте рабочую жидкость.

При каждой разборке, а также при замене жидкости все детали амортизатора промойте в керосине и просушите.

Внутреннюю поверхность манжет смажьте амортизаторной жидкостью. Залейте в цилиндр жидкость в соответствии с картой смазочных материалов и рабочих жидкостей.

При недостатке жидкости амортизатор не развивает усилия, а при избытке он может выйти из строя. Применение других жидкостей в качестве амортизаторной недопустимо.

Вставьте в цилиндр поршень со штоком в сборе, установите корпус сальника, уплотнительное кольцо, шайбу, переместите остальные детали и заверните гайку корпуса моментом 120-150 Нм (12-15 кг/см).

На амортизаторе Урал-4320, 5557 с пластмассовым кожухом в растянутом состоянии перекрывается доступ к гайке корпуса.

Для подтяжки гайки корпуса амортизатор снимите с автомобиля и упором в торец кожуха спрессуйте его в сторону верхней головки.

После подтяжки гайки корпуса кожух установите на место.

Источник

Adblock
detector